Философия Спинозы

Соотношение свободы и права (классическая и неклассическая ФП).

У Канта сократическая традиция.

С точки зрения классической ФП, свободным является только поступок, основанный на разуме, а идеалом свободного человека – человек, руководствующийся разумом. Эти мысли Канта разделяли Гегель, Фихте и русские представители серебряного века.

В юриспруденции ХХ века всегда сохранялась альтернатива классической и неклассической ФП:

· К числу неклассических философских направлений, оказавших существенное влияние на мировую юриспруденцию, относится позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, постструктурализм и т. д.

· С точки зрения постструктурализма. Свободным является только поступок, основанный на безумии, а идеалом свободного человека является шиз, шизоид, шизофреник. Неклассическая традиция идет от Ницше.

Логика рассуждения постструктурализма такова:

1) Кроме институциональных форм власти, существуют неинституиональные – это власть языка над мышлением людей, об этой репрессивной функции языка говорил Ницше: властвующие субъекты узурпируют право давать имена вещам и явлениям – за счет этого они манипулируют мышлением, сознанием индивидов и масс.

2) В этой логике для того, чтобы избавиться от репрессивной функции языка нужно «сойти с ума». Другими словам, только шиз, шизоид, шизофреник имеет возможность якобы быть свободным.

3) Таким образом, если человек имеет право на свободу, то тем самым он имеет право на девиантное поведение.

4) Ни в одной правовой системе не существует четкого разграничения на девиантное и деликтное поведение. Поэтому концепция постструктурализма является провакационной.

5) Критика данной концепции: бред шиза всегда утрирует язык его эпохи, поэтому шизоид в принципе не может освободиться от власти языка. И, наоборот, только образованный человек может быть защищен от манипуляции с его сознанием.

(см. лекции 1 курса).

4. Кант – основоположник новоевропейской ФП (1724-1804).

И. Кант в работах 90-х годов XVIII века закладывает основы новоевропейской философии и права. Он творчески развивает идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Спинозы.

Кант, ссылаясь на идеи Сократа, изложенные Платоном в работах «Законы», «О государстве» пишет о том, что первообразами права являются:

1) Принцип паритета свободных воль (его составляющей является принцип равенства всех перед законом).

2) Основное условие свободы – это подчинение закону (свобода через подчинение закону).

Современная доктрина прав человека с точки зрения этих принципов является политической, потому что правам граждан не корреспондированы обязанности. Следовательно, классическая ФП может выступать методологическим основанием для совершенствования доктрины прав человека, для прекращения злоупотребления нормами о правах человека со стороны тоталитарных сект, «бизнесменов», занимающихся порочными промыслами и т.д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: