Понятие внешних эффектов

Лекция №9. Внешние эффекты и производство общественных благ.

План лекции:

1. Понятие внешних эффектов

2. Частные и общественные блага

3. Предложения общественных благ.

Внешние эффекты – это издержки/выгоды от рыночных операций, которые не включены в цены на товары.

Частные издержки – затраты производителей блага на его производства.

Внешние издержки, которые затрагивают интересы третьих лиц.

Существует большое количество социальных издержек. Сумма затрат производителей и третьих лиц в связи с производством и потреблением данного блага. Таким образом, предельные частные издержки, предельные внешние издержки и предельные социальные издержки – это прирост соответственно частных, внешних, социальных издержек, при увеличении выпуска на одну единицу.

Предположим, что внешние издержки постоянны и не зависят от выпуска той или иной продукции, следовательно, каждая новая единица наносит такой же дополнительный ущерб, как и предыдущая. Но на деле предельные внешние издержки, как правило, возрастают.

Частная выгода – это полезность, получаемая непосредственно производителем блага.

Внешняя выгода – полезность, которую получает третье лицо в связи с данной рыночной операцией.

Социальная выгода – та выгода, которую получают покупатели блага и все третьи лица.

Таким образом, предельная частная выгода, предельная внешняя выгода и предельная социальная выгода – это прирост выгоды при увеличении производства и потреблении блага на одну единицу.

Предельную внешнюю выгоду предполагают как постоянную величину, при этом предельная социальная выгода является убывающей и идет параллельно кривой рыночного спроса.

Почему возникают внешние эффекты:

1. Внешние эффекты возникают из-за отсутствия прав собственности на ресурс. В результате использование такого ресурса не находится отношения в рыночных сделках. Это утверждает знаменитая теорема Коуза. Она утверждает, что когда права собственности четко определены, а трансакционные издержки близки к нулю, частные и социальные издержки будут одинаковы независимо от распределения прав собственности между экономическими агентами.

2. Устранение внешних эффектов состоит в объединении производителей и получателей внешних эффектов. В этом случае, внешние затраты/выгоды автоматически становятся внутренними. Они получат выгоду в качестве продавцов мяса, молока, но понесут убытки из-за того, что привлекательность водоема для отдыха упала. Поэтому перед ними будет стоять задача: до какого же уровня развивать количество молока и мяса, чтобы нанести минимальный урон красоте водоема, поэтому они будут рассчитывать разницу между выгодами и убытками, и это будет носить название общественно эффективное использование ресурсов.

3. Очень часто проблема внешних эффектов решается на основе обычаев. Когда внешние эффекты устойчиво существуют в экономике, к решению этой проблемы привлекается государство:

3.1. Корректирующие налоги. Корректирующий налог увеличивает предельные частные издержки до уровня социальных издержек. Пусть некоторое производство сопряжено с выбросом вредных веществ в атмосферу, при этом каждая единица выпуска сопровождается нанесением ущерба окружающей среде на сумму Т-денежных единиц. Государство облагает соответствующее предприятие налогом на соответствующую сумму. В результате кривая предельных частных издержек уходит вверх на величину налога и совпадает с кривой предельных социальных издержек. Внешние издержки становятся внутренними, и производство падает до общественно эффективного уровня.

3.2. Корректирующие субсидии. Платеж производителям или потребителям товаров, который создает положительный внешний эффект. Как правило, возрастание спроса под воздействием корректирующей субсидии ведет к росту производства до общественно эффективного уровня.

3.3. Государство может регулировать внешние эффекты и административными методами. Установление предельно допустимых норм вредных выбросов в окружающую среду. Можно сказать, что очистка окружающей среды с одной стороны повышает общественное благосостояние, но с другой требует затрат. Государство может вводить нормативы для сокращения загрязнения окружающей среды. Предположим власти установили предельный уровень выбросов, превышать который запрещено под угрозой серьезных санкций. Проблема в том, что загрязнять окружающую среду до определенного уровня они могут бесплатно. В связи с этим, контроль над загрязнением помощью единых нормативов может привести к потере эффективности общественных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: