Прибыль (Profit - П)

Излишки и дефицит спроса и предложения

Закон спроса и предложения. Равновесие на рынке

Неценовые факторы (детерминанты) предложения

Закон предложения и влияния ценовых факторов

Исключения из закона спроса

Неценовые факторы (детерминанты) спроса

Закон спроса и влияния ценовых факторов

13.10.11

Несовершенная

Совершенная

Конкуренция как основа организации рынка.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ

Условия возникновения рынка:

1. Разделение труда

2. Самостоятельность экономических агентов

3. Свобода предпринимательства

Функции рынка:

1. Ценообразующая

2. Регулирующая

3. Санирующая (оздоровительная)

4. Посредническая

5. Информационная

Конкуренция (competiton) – борьба, соперничество

Олио несколько

Полио – продаю

Псонио – покупаю

Моно - один

Виды конкуренции:

↓ Сила рыночной власти увеличивается

- Чистый капитализм

1. много продавцов/покупателей

2. вид продукции - однородная

3. вход/выход с рынка - свободный

4. полная информация (симметрическая)

- Монополистическая (монополия)

1. относительно много

2. разнородная

3. несложен

4. недостоверная инф-я (ассиметричная)

- Олигополия (олигопсония)

1. несколько

2. разнородная/однородная

3. затруднен

4. нет инф-и

- Монополия (монопсолия)

1. один

2. однородная

3. невозможен

4. нет инф-и

ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба)

Индекс Герфендаля-Гишмана – определяет силу рыночной власти

H=p12 + p22 +…+ pn2

P – доля объема продаж фирмы в %

Критерии:

1. До 1000% - чистый капитализм (совершенный капитализм) – неконцентрированная конкуренция – очень много товара и продавцов – рынки овощной продукции осенью, пшеница, молоко - рынок неконтролируется

2. От 1000 до 2000% - монополистическая конкуренция – достаточно большая конкуренция – рынок шоколада/мебели – плохо контролируется

3. От 2000% до 5000% - олигополия (продавц)/олигопсолия(покупат) – автопром, металлургические комбинаты, образование – барьеры входа на рынок

4. От 5000% до 10000% - дуополия – 2 производителя/покупателя – сильный контроль над ценами

5. 10000% - монополия – 1 продавец – электроэнергия, РЖД, водоканал – тотальный контроль над ценами

Лекция №3.

Закон спроса и предложения.

Закон спроса и влияния ценовых факторов.

Рынок – механизм взаимодействия спроса и предложения (продавца и покупателя) и определения рыночных цен.

Трансакция – операция по обмену товаром между продавцом и покупателем.

Спрос (Demand - D) – платежеспособная потребность населения (покупатель готов купить товар).

Предложение (Supply - S) – масса товаров для продажи (производитель готов продать продукцию).

Цена (Price - P) – денежное выражение стоимости

Объем, кол-во спроса или предложения (Q) – QS QD

   
   
   
   
   
   

↑P ↓ D

↓ P↑ D

Показывает зависимость между ценой и спросом (обратная).

Влияние ценовых факторов отражается на графике движением вдоль кривой.

Неценовые факторы (детерминанты).

1. Уровень дохода – чем больше доход населения, тем больше спрос (и наоборот)

Неценовые факторы отражаются на графике сдвигом кривой спроса при увеличении вправо вверх, при снижении – влево вниз.

↑Д (доход)↑D

↓ Д ↑ D

2. Изменение в структуре населения

При увеличении населения увеличивается спрос (и наоборот). При изменении структуры населения также меняется спрос (пенсионеры – дети).

3. Изменение цен на другие товары, которые являются зависимыми товарами.

· Взаимодополняемые товары (автомобили и бензин, принтер и краска)

· Взаимозаменяемые (масло и маргарин)

4. Изменение вкусов/привычек/моды

5. Ожидание покупателей в отношении изменения цен и доходов

6. Реклама

7. Экономическая политика государства (размер соц пособий, стипендий и т.п.)

Отрицательный наклон кривой спроса объясняется

· Эффектом дохода - при снижении цен потребитель чувствует себя богаче и может приобрести большее количество товаров, и наоборот.

· Эффектом замещения – при снижении цен на товары покупатель стремится заменить этим подешевевшим товаром другие товары, цены на которые не изменились.

Исключения из закона спроса

Товары Гиффина – товары для бедных, предметы 1 необходимости

Товары Веблера – товары для богатых, товары роскоши

Закон предложения и влияния ценовых факторов.

При повышении цены объем предложения растет.

↓ P↓ S

↑ Р↑ S

Влияние ценовых факторов на кривой предложения отражается движением вдоль кривой предложения. Зависимость прямая.

Неценовые факторы (детерминанты) предложения.

1. Цена на ресурсы (сырье, зарплата) – при повышении цен снижается прибыль предприятия, а значит сокращается производство

Неценовые факторы отражаются на графике сдвигом кривой предложения вправо вниз при увеличении, влево вверх при снижении.

2. Новые технологии – повышают объем предложения

3. Налоги и субсидии. Увеличение налогов увеличивает издержки, уменьшает предложение. Субсидия – безвозмездные денежные поступления фирмам от государства. Направление субсидий в фирмы снижает издержки, повышая предложения.

4. Количество фирм на рынке – при увеличении кол-ва фирм предложение увеличивается

5. Уровень цен на взаимозаменяемые товары – при снижении цен на товары-заменители снижается предложение на данный товар

6. Ожидания производителей – при повышении цен на товар в будущем предложение будет увеличиваться

Закон спроса и предложения.

Классики и неоклассики утверждают, что состояние равновесия устанавливается рыночным механизмом («невидимая рука рынка») без вмешательства гос-ва.

Излишки и дефицит

Конъюнктура рынка.

Лекция №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: