Излишки и дефицит спроса и предложения
Закон спроса и предложения. Равновесие на рынке
Неценовые факторы (детерминанты) предложения
Закон предложения и влияния ценовых факторов
Исключения из закона спроса
Неценовые факторы (детерминанты) спроса
Закон спроса и влияния ценовых факторов
13.10.11
Несовершенная
Совершенная
Конкуренция как основа организации рынка.
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ
Условия возникновения рынка:
1. Разделение труда
2. Самостоятельность экономических агентов
3. Свобода предпринимательства
Функции рынка:
1. Ценообразующая
2. Регулирующая
3. Санирующая (оздоровительная)
4. Посредническая
5. Информационная
Конкуренция (competiton) – борьба, соперничество
Олио – несколько
Полио – продаю
Псонио – покупаю
Моно - один
Виды конкуренции:
↓ Сила рыночной власти увеличивается
- Чистый капитализм
1. много продавцов/покупателей
2. вид продукции - однородная
3. вход/выход с рынка - свободный
4. полная информация (симметрическая)
- Монополистическая (монополия)
1. относительно много
2. разнородная
3. несложен
4. недостоверная инф-я (ассиметричная)
- Олигополия (олигопсония)
1. несколько
2. разнородная/однородная
3. затруднен
4. нет инф-и
- Монополия (монопсолия)
1. один
2. однородная
3. невозможен
4. нет инф-и
ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба)
Индекс Герфендаля-Гишмана – определяет силу рыночной власти
H=p12 + p22 +…+ pn2
P – доля объема продаж фирмы в %
Критерии:
1. До 1000% - чистый капитализм (совершенный капитализм) – неконцентрированная конкуренция – очень много товара и продавцов – рынки овощной продукции осенью, пшеница, молоко - рынок неконтролируется
2. От 1000 до 2000% - монополистическая конкуренция – достаточно большая конкуренция – рынок шоколада/мебели – плохо контролируется
3. От 2000% до 5000% - олигополия (продавц)/олигопсолия(покупат) – автопром, металлургические комбинаты, образование – барьеры входа на рынок
4. От 5000% до 10000% - дуополия – 2 производителя/покупателя – сильный контроль над ценами
5. 10000% - монополия – 1 продавец – электроэнергия, РЖД, водоканал – тотальный контроль над ценами
Лекция №3.
Закон спроса и предложения.
Закон спроса и влияния ценовых факторов.
Рынок – механизм взаимодействия спроса и предложения (продавца и покупателя) и определения рыночных цен.
Трансакция – операция по обмену товаром между продавцом и покупателем.
Спрос (Demand - D) – платежеспособная потребность населения (покупатель готов купить товар).
Предложение (Supply - S) – масса товаров для продажи (производитель готов продать продукцию).
Цена (Price - P) – денежное выражение стоимости
Объем, кол-во спроса или предложения (Q) – QS QD
↑P ↓ D
↓ P↑ D
Показывает зависимость между ценой и спросом (обратная).
Влияние ценовых факторов отражается на графике движением вдоль кривой.
Неценовые факторы (детерминанты).
1. Уровень дохода – чем больше доход населения, тем больше спрос (и наоборот)
Неценовые факторы отражаются на графике сдвигом кривой спроса при увеличении вправо вверх, при снижении – влево вниз.
↑Д (доход)↑D
↓ Д ↑ D
2. Изменение в структуре населения
При увеличении населения увеличивается спрос (и наоборот). При изменении структуры населения также меняется спрос (пенсионеры – дети).
3. Изменение цен на другие товары, которые являются зависимыми товарами.
· Взаимодополняемые товары (автомобили и бензин, принтер и краска)
· Взаимозаменяемые (масло и маргарин)
4. Изменение вкусов/привычек/моды
5. Ожидание покупателей в отношении изменения цен и доходов
6. Реклама
7. Экономическая политика государства (размер соц пособий, стипендий и т.п.)
Отрицательный наклон кривой спроса объясняется
· Эффектом дохода - при снижении цен потребитель чувствует себя богаче и может приобрести большее количество товаров, и наоборот.
· Эффектом замещения – при снижении цен на товары покупатель стремится заменить этим подешевевшим товаром другие товары, цены на которые не изменились.
Исключения из закона спроса
Товары Гиффина – товары для бедных, предметы 1 необходимости
Товары Веблера – товары для богатых, товары роскоши
Закон предложения и влияния ценовых факторов.
При повышении цены объем предложения растет.
↓ P↓ S
↑ Р↑ S
Влияние ценовых факторов на кривой предложения отражается движением вдоль кривой предложения. Зависимость прямая.
Неценовые факторы (детерминанты) предложения.
1. Цена на ресурсы (сырье, зарплата) – при повышении цен снижается прибыль предприятия, а значит сокращается производство
Неценовые факторы отражаются на графике сдвигом кривой предложения вправо вниз при увеличении, влево вверх при снижении.
2. Новые технологии – повышают объем предложения
3. Налоги и субсидии. Увеличение налогов увеличивает издержки, уменьшает предложение. Субсидия – безвозмездные денежные поступления фирмам от государства. Направление субсидий в фирмы снижает издержки, повышая предложения.
4. Количество фирм на рынке – при увеличении кол-ва фирм предложение увеличивается
5. Уровень цен на взаимозаменяемые товары – при снижении цен на товары-заменители снижается предложение на данный товар
6. Ожидания производителей – при повышении цен на товар в будущем предложение будет увеличиваться
Закон спроса и предложения.
Классики и неоклассики утверждают, что состояние равновесия устанавливается рыночным механизмом («невидимая рука рынка») без вмешательства гос-ва.
Излишки и дефицит
Конъюнктура рынка.
Лекция №4