Способы защиты экологических прав граждан

Права граждан в области охраны окружающей природной среды:

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятель­ность в области охраны окружающей среды;

- направлять обращения в органы государственной вла­сти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам с целью получе­ния информации о состоянии окружающей среды;

- принимать участие в не противоречащих законодатель­ству акциях по вопросам охраны окружающей среды;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

- оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- обращаться с жалобами, заявлениями и предложения­ми по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и полу­чать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружаю­щей среде.

Виды: несудебные и судебные способы.

К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»:

- непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

- обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

- активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

- выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке;

- оказание содействия органам государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Что касается обращения физических лиц в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, то здесь необходимо исходить из характера нарушения того или иного права.

Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, например:

- о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;

- об обязании уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

- об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

- об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

в свою очередь воспрепятствование со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении физическими лицами своих специальных экологических прав может служить основанием для обращения в арбитражный суд.

В качестве таких фактов можно выделить:

- нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;

- принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина-предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: