Тема: Филологический анализ текста (ФАТ) как научная и учебная дисциплина
1. Филологический анализ художественного текста (ФАТ) как учебная дисциплина начал изучаться в сентябре 1973 года, поначалу как практикум. Время показало, что целесообразно давать хотя бы несколько установочных лекций, в которых раскрывалась бы сущность анализа, назначение аспектного и полного анализа художественного текста. В настоящее время на данный предмет отводится 6 лекций и столько же практических занятий. Лекции информируют об основном содержании анализа, его видах, на практических занятиях каждый студент делает доклад на 15-20 минут, в котором даётся авторский анализ выбранного текста, и сдаёт работу в письменном виде.
В текущем учебном году взят курс на изучение и анализ текстов пензенских писателей и поэтов.
Приведём примеры анализа отдельных аспектов поэтических произведений:
1. Велимир Хлебников:
Мне мало надо:
Краюшку хлеба
И каплю молока,
Да это небо,
Да эти облака.
2. Игорь Северянин:
Тебя ни с кем нельзя сравнить,
Ты лучше, чем мечта,
Тобой дышать, тобою жить,
Святить твои уста.
3. Марина Цветаева:
Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья. Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний.
Иоанн Богослов.
Мне и поныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть.
4. Эдуард Багрицкий:
Дунет он (птицелов Дидель) в манок бузинный,
И звенит манок бузинный, —
Из бузинного прикрытья
Отвечает соловей.
Дунет он в манок сосновый,
И свистит манок сосновый, —
На сосне в ответ синицы
Рассыпают бубенцы.
5. Сергей Есенин:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
6. Владимир Набоков:
Клён отдаёт со вздохом и смиреньем
Последний свой узорный образок.
* * *
Подкидывают соловьи
Цветные шарики созвучий.
* * *
На чёрной чаше небосвода,
Как золотая капля мёда,
Сверкает сладостно луна.
Образность, сочность и вместе с тем точность описаний достигается различными средствами, в первую очередь работой со словом.
В частности, в стихотворении Хлебникова отлично выстроена оппозиция физического (земного) и духовного (небесного): кажущийся аскетизм, подчеркиваемый уменьшительными количествами требуемого, разрастается в сфере духовных запросов до огромных, бескрайних объёмов (небо, облака).
В стихотворении Северянина — эскалация эпитетов, относящихся к любимому человеку: от несравненности к божественности.
В стихотворении Цветаевой — сложнейшая гамма выразительных средств: точность подбора слов, звукоряд, интонация, игра смысла, сложная композиция, двойная рифма и т.д.
В стихотворении Багрицкого — звукопись: обилие звука «з» имитирует трели соловья, звуки «с» и «ц» — синиц.
В стихотворении Есенина — необычные, очень тонкие и оригинальные сравнения, свидетельствующие о редкой наблюдательности и образном мышлении поэта.
В стихотворениях Набокова — столь же меткие сравнения и тонкая звукоформоцветопись.