Занимаясь ФАТ, мы оперируем, грубо говоря, двумя категориями явлений:
1. Дотекстовыми явлениями, а именно, единицами языка — фонемами, морфемами, словами, словосочетаниями, фразеологизмами, предложениями.
Примеры: Владимир Маяковский.
И Надежда Константиновна в тумане за…
* * *
…Вода и под, и над…
2. Собственно текстовыми приращениями, добавками и наслоениями, как-то: содержание, целевая установка, идейно-эстетическая позиция автора, образный строй произведения.
Первая группа анализируется сравнительно легко, легче – второй, но от структурного и функционально-стилевого анализа отказываться не следует, поскольку именно единицы языка и стилевые разновидности языка-речи при эстетическом анализе должны рассматриваться в функционально-эстетическом аспекте, а именно с учётом того, что в них добавляет контекст, что приобретают они в эмоционально-эстетическом плане.
Например, фонемы становятся выразительнее в тексте, особенно при участии в звукописи, обретают текстовый смысл и значения словае. В стихотворении Лермонтова «Бородино» в строках «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга» артикуляция при произнесении звука «у» словно имитирует орудийный ствол; добавляется осязательное ощущение ситуации, описываемой в тексте (кстати, слово «друг» в данном контексте обретает иное, ироническое значение). В строках Маяковского «Уже над трубами чудовищной рощи, / руки миллионов сложив в древко, / красным знаменем Красная площадь / вверх вздымается страшным рывком» и последующих словах Ленина повторение звуков «в» и «р» создают ощущаемый эффект рывка и раскатистой речи. Более мягкий пример звукописи: «С лодки скользнуло весло…».
|
|
Очень большой, новый смысл вкладывает в слова и текст символическое (и омонимическое!) значение.
Пример из поэмы Александра Твардовского «Даль памяти»: «Да, истинный кулак …» (о руках отца-кузнеца).
Владимир Высоцкий.
П р отопи ты мне баньку по-бе л ому,
Я от белого света отвык,
Угорю я, и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык…
* * *
А в вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата…
ФАТ как учебная и научная дисциплина лишь формируется, поскольку преподаётся недолго, всего 34 года, в отличие от истории, преподаваемой две тысячи лет, или литературы (около 400 лет).
Теоретический фундамент ФАТ составляют все филологические дисциплины и ряд нефилологических.
1. Теоретической базой ФАТ служит современное языкознание, в частности такие направления, как лингвистика текста (теория текста, грамматика и стилистика), функциональная стилистика, стилистика художественной речи.
|
|
2. Базу ФАТ также составляет современное литературоведение, в особенности такие дисциплины, как поэтика и литературная стилистика (работы Тимофеева, Томашевского и др.).
3. Из других, нефилологических дисциплин важную роль играют история и культура народо в.
Язык и культура изоморфны (похожи по структуре и соотносительны). Например, литературный язык соотносится с элитарной культурой, просторечие — с литературой «третьего ранга», территориальные диалекты как бы соотносятся с региональной литературой и фольклором, тайные языки, арго — с субкультурой.
4. Немаловажное значение имеет общая теория коммуникации, так как любой литературный текст содержит и общую, и функциональную практику.
5. Одна из основ ФАТ — эстетические и искусствоведческие дисциплины: эстетика, музыковедение, живопись, архитектура и т.д.
6. В основе анализа может лежать семиотика и теория информации, изучающие системы знаков. Знаки бывают языковыми (слово, словосочетание), или неязыковыми, например, ноты (музыкальные знаки, сочетание которых составляет произведение, мелодию), движения танца (па), единицы живописи, архитектуры и т.д. Практически первым из лингвистов, призывавшим делать семиотический анализ, был Ф.И. Буслаев, крупнейший специалист по толкованию религиозных символов в русской иконописи.