Модель конфликта как процесса

Управление конфликтами.

Конфликт – несовпадение точек зрения.

Помогает выявить разнообразие точек зрения, тем самым дает дополнительную информацию к размышлению, повышает эффективность управления (принятие решений).

Дает возможность людям выразить свои мысли.

Два вида конфликтов:

1- Конструктивный (ведет к увеличению эффективности организации)

2- Деструктивный (приводит к снижению удовлетворенности сотрудников и отрицательно сказывается на эффективности организации)

Один и тот же конфликт в зависимости от точки зрения и положения человека в структуре предприятия может рассматриваться как конструктивный и как деструктивный.

Причины возникновения конфликта (типичные):

· Распределение ресурсов

· Взаимозависимость задач

· Различие в целях

· Различие в представлениях и ценностях (распространенная причина конфликта, разногласия по общим вопросам, касающаяся как должна работать организация или каковы должны быть цели организации)

· Различия в манере поведения и жизненном опыте (исследования показали, что различия в жизненном образе, образовании, стаже, возрасте и социальные характеристики уменьшают степень взаимопонимания сотрудников)

· Неудовлетворительные коммуникации (сбои в передачи информации являются как причиной, так и следствием конфликта)

· Чувства и эмоции людей (эмоции, рожденные в одной ситуации, имеют склонность переноситься в другую)

Причины конфликта

Конфликтная ситуация

Возможность разрастания конфликта

Реакция на ситуацию

Конфликт происходит Конфликт не происходит

Управление конфликтом

Последствия конфликта

Конструктивные Деструктивные

Виды конфликтов:

· Внутриличностный конфликт (имеет место в рамках индивида, когда он выбирает или пытается достигнуть взаимоисключающих интересов, ролевой конфликт(возникает, когда человеку предъявляются взаимоисключающие требования));

· Межличностный конфликт (распространенный конфликт, конфликт цели (по-разному оценивают состояние объекта в будущем), конфликт познания (расходятся взгляды о решаемой проблеме), чувственный конфликт (у участников различные чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений));

· Конфликт между личностью и группой;

· Межгрупповой конфликт (частый вид конфликтов, противостояние нескольких групп)

Выделяют 3 типа итогов конфликта:

· «выигрыш» - «проигрыш» - возникает, когда одна из сторон что-то приобретает в ущерб другой (пари);

· «проигрыш» - «проигрыш» - обе стороны теряют в результате конфликта;

· «выигрыш» - «выигрыш» - обе стороны выигрывают в результате конфликта.

А. Рапопорт

Двум заключенным сообщают, если оба молчат, 2 года тюрьмы получают каждый.

Один доносит на другого – один свободен, другой получит 5 лет.

Если оба доносят друг на друга, получают по 4 года.

В заключенного Рапопорт доказывает, что победитель не только не забирает всё (невозможно сделать), наилучший результат, когда победитель делит выигрыш с оппонентом и не старается выиграть за чужой счет.

Для достижения желаемого возможно только одна стратегия – сотрудничество.

Суть стратегии Рaпопорта сотрудничество или предательство в зависимости от поведения другого игрока.

Секрет успеха в правильной постановке задачи, делая выбор надо начинать не с вопроса, как мне лучше поступить, а с вопроса как нам будет лучше поступить. Если есть взаимное доверие, то ответ очевиден.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: