Управление конфликтами.
Конфликт – несовпадение точек зрения.
Помогает выявить разнообразие точек зрения, тем самым дает дополнительную информацию к размышлению, повышает эффективность управления (принятие решений).
Дает возможность людям выразить свои мысли.
Два вида конфликтов:
1- Конструктивный (ведет к увеличению эффективности организации)
2- Деструктивный (приводит к снижению удовлетворенности сотрудников и отрицательно сказывается на эффективности организации)
Один и тот же конфликт в зависимости от точки зрения и положения человека в структуре предприятия может рассматриваться как конструктивный и как деструктивный.
Причины возникновения конфликта (типичные):
· Распределение ресурсов
· Взаимозависимость задач
· Различие в целях
· Различие в представлениях и ценностях (распространенная причина конфликта, разногласия по общим вопросам, касающаяся как должна работать организация или каковы должны быть цели организации)
· Различия в манере поведения и жизненном опыте (исследования показали, что различия в жизненном образе, образовании, стаже, возрасте и социальные характеристики уменьшают степень взаимопонимания сотрудников)
|
|
· Неудовлетворительные коммуникации (сбои в передачи информации являются как причиной, так и следствием конфликта)
· Чувства и эмоции людей (эмоции, рожденные в одной ситуации, имеют склонность переноситься в другую)
Причины конфликта
Конфликтная ситуация
Возможность разрастания конфликта
Реакция на ситуацию
Конфликт происходит Конфликт не происходит
Управление конфликтом
Последствия конфликта
Конструктивные Деструктивные
Виды конфликтов:
· Внутриличностный конфликт (имеет место в рамках индивида, когда он выбирает или пытается достигнуть взаимоисключающих интересов, ролевой конфликт(возникает, когда человеку предъявляются взаимоисключающие требования));
· Межличностный конфликт (распространенный конфликт, конфликт цели (по-разному оценивают состояние объекта в будущем), конфликт познания (расходятся взгляды о решаемой проблеме), чувственный конфликт (у участников различные чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений));
· Конфликт между личностью и группой;
· Межгрупповой конфликт (частый вид конфликтов, противостояние нескольких групп)
Выделяют 3 типа итогов конфликта:
· «выигрыш» - «проигрыш» - возникает, когда одна из сторон что-то приобретает в ущерб другой (пари);
· «проигрыш» - «проигрыш» - обе стороны теряют в результате конфликта;
· «выигрыш» - «выигрыш» - обе стороны выигрывают в результате конфликта.
А. Рапопорт
Двум заключенным сообщают, если оба молчат, 2 года тюрьмы получают каждый.
|
|
Один доносит на другого – один свободен, другой получит 5 лет.
Если оба доносят друг на друга, получают по 4 года.
В заключенного Рапопорт доказывает, что победитель не только не забирает всё (невозможно сделать), наилучший результат, когда победитель делит выигрыш с оппонентом и не старается выиграть за чужой счет.
Для достижения желаемого возможно только одна стратегия – сотрудничество.
Суть стратегии Рaпопорта сотрудничество или предательство в зависимости от поведения другого игрока.
Секрет успеха в правильной постановке задачи, делая выбор надо начинать не с вопроса, как мне лучше поступить, а с вопроса как нам будет лучше поступить. Если есть взаимное доверие, то ответ очевиден.