У людей с мобилизующим состоянием нервно-психических процессов в ЧС обычно проявляются самообладание, инициатива, решительность. Такие люди готовы на подвиги и часто их совершают

Или расслабляющего, вплоть до невменяемости.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

  • Развитие чрезвычайных ситуаций различного характера почти всегда создает угрозу жизни и здоровью человека.
  • Успех в ликвидации различных ЧС во многом зависит от психологического состояния и особенностей поведения как пострадавших, так и спасателей.
  • Тяжелая картина разрушений, наличие трупов, раненых отрицательно воздействуют на психику человека.
  • Сама по себе психотравмирующая ситуация приводит пострадавшего в состояние стресса (острого, или далее – хронического).

q В целом стресс может проявиться у человека (в зависимости от типа нервной деятельности, различных психологических установок и др.) в виде двух определяющих поведение состояний:

1. мобилизующего,

ü Однако психические расстройства у этих людей обычно появляются уже после разрешения чрезвычайной ситуации, при этом они могут нуждаться в психологической реабилитации с помощью специалистов.

2. У людей срасслабляющим состоянием нервно-психических процессов могут развиться нарушения поведения и неадекватные реакции на стресс, вплоть до проявления острых психогенных шоковых реакций.

§ Острые психогенные шоковые реакции в силу своей неадекватности могут проявляться социально опасными формами поведения.

  • Социально опасное поведение может привести личность к гибели и нанести вред окружающим.

q Одним из главных признаков острых психогенных расстройств является их временный, обратимый характер.

ü Такие реакции в ЧС легче возникают у эмоционально неустойчивых личностей.

ü Предрасполагающими факторами могут быть переутомление, перенесенные в прошлом черепно-мозговые травмы, наркомания, длительная алкоголизация.

  • Крайние степени проявления таких шоковых реакций могут быть двух противоположных типов:

Ø с психогенным возбуждением

Ø или заторможенностью (оцепенением).

q Реакции с психогенным возбуждением выражаются бессмысленным двигательным беспокойством на фоне суженного сознания. Человек просто перестает понимать, что происходит, теряет способность мыслить. Мечется, кричит, пытается бежать (часто навстречу грозящей опасности), создает панику.

ü Реакция продолжается несколько часов, после чего пострадавшие плохо помнят перенесенные события.

ü Обычно такие люди без посторонней помощи обречены на гибель, могут причинить вред себе и другим, нуждаются в первоочередной эвакуации.

q Помощь:

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих (можно применить приемы связывания, фиксации пострадавшего к носилкам, стулу).

3. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, говорите спокойно, избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не кричи» и т. д.).

Ø Двигательное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем или длительным сном, слабостью.

q Реакции с заторможенностью (психогенный ступор).

ü Реактивный ступор является одной из самых сильных защитных реакций организма в период сильных нервных потрясений.

ü Проявляется ступор частичной или полной обездвиженностью с напряжением мышц. Несмотря на угрожающую опасность, человек как бы застывает и молчит. Мышление при этом резко заторможено, теряется контроль над чувствами и волей. Память сохранена частично.

ü Реактивный ступор длится от нескольких минут до нескольких часов. Такие люди в ЧС часто обречены на гибель без посторонней помощи, нуждаются в пассивной эвакуации.

q Помощь:

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев проведите пострадавшему массаж точек, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

q Кроме того, у человека в экстремальной ситуации могут быть:

бред и галлюцинации

агрессия

апатия

страх

истерика

нервная дрожь

Плач

q В том числе социально опасными формами поведения могут проявляться бред и галлюцинации, агрессия, иногда – истерические реакции (кроме описанных выше реакции с психогенным двигательным возбуждением).

q Бред и галлюцинации. Критическая ситуация и сильное нервное напряжение может обострить у пострадавшего уже имеющееся психическое заболевание.

ü Основным признаком бреда у пострадавшего являются ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых человека невозможно разубедить.

ü Галлюцинации характеризуются возникновением ложного восприятия, пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

ü Поведение человека при появлении бредовых идей и галлюцинаций может носить неадекватный и порой асоциальный (агрессивный) характер.

q В данной ситуации:

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.

3. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.

4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

q Агрессия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: