Художественное своеобразие лирики Некрасова

1)манера лирического сказа. Голос Некрасова - один из голосов, голос его поэзии – современники. Мировоззрение разных социальных слоев.

2)прием контрастов. «На Волге» - контраст природы, ее гармонии, красоты и неустроенности, скудности человеческого бытия. Это лейтмотив творчества Некрасова.

3)ообенность Некрасовского пейзажа. Вводит в лирику (впервые!!!) социально - окрашенные пейзажи. В пейзаже может не быть героев (»Несжатая полоса»). Размышления,почему эта полоса осыпается. Незащищенность человеческого труда. Когда силы человека на исходе, неоткуда ему ждать помощи. Пейзаж «На Волге» - контраст, включенный в социальную тематику.

«Утро». Если утро в поэзии – пора пробуждения ото сна природы и человеческого сердца (Фет,Никитин), то у Некрасова 2 части? Утро в городе и в деревне. Рассказ о грустной природе,как само человеческое существование. Путник видит серое небо,жалкие лачужки – безотрадные впечатления. В городе не лучше. Жизнь города воспринимается как скудные кварталы.

Утро – столкновение с новыми бедами. Возвестили о пожаре,кого то ведут на казнь, смерть….Нет радостного ощущения жизни, безвыходность (стадо гусей на убой). На чердаке застрелился бедняк. Здесь жизнь человека уклонилась от природного пути, утро – добровольная смерть.

«В столицах шум» - авторская идея через пейзаж. Огромная провинциальная Россия, в которой ничего не меняется от дебатов, бурных споров. «Во глубине России…тишина». Маленький островок жизни, где толкуют об изменениях жизни и огромная провинциальная Русь. Некрасов обращает внимание на труд безвестных людей, которые кормят это огромное государство, защищают его, им же меньше всего благодарности. Блага за красивые слова достаются политикам.

Поэма «О погоде» У Некрасова тема погоды становится аллегоричной. «Перед дождем» - унылый дождливый пейзаж, в конце стих – ия дорожно – пейзажный мотив.

4)Еще одна особенность лирики Некрасова – эпиграфы.

«Что за члавная столица, развеселый Петербург?» (песня) В этой лакейской песне речь идет об официальной пропаганде через литературу, которая прославляет царя, освободителя. Лакейство души и совести продажных литераторов. Перекличка с поэмой о жизни простых людей. Наводнение, после него в пейзаже некоторая ирония над жизнью Петербурга и страны. Рассказ о похоронах бедного чиновника, за которым идет его прислуга (жен.), его судьба всем безразлична. Путник пристраивается к похоронному шествию, узнает о судьбе бедолаги. Государство не помнит тех,кто им служил.

У Некрасова нет прозрения, у него иллюзии, он верит, что государственная власть о нем позаботится. Тема прозрения маленького человека у Пушкина и у Некрасова – долго ожидать прозрения. У Некрасова богатые и бедные равны. Петербургские контрасты, холодная суровая зима, об английских празднествах, клубах, о смерти переевшего генерала. Рассказ о литературном климате. Реформы обещали свободу слова, печати. Некрасов говорит о своем обществе, он стал автором «Современника», как когда то Пушкин. Оказалось, что нет никакой разницы между правлением Николая I и Александра и Александра II.

5) Некрасов обыгрывает темы Пушкина,Лермонтова.

«Казачья колыбельная» Лермонтов. Мать укладывает дитя и поет колыбельную нового времени, когда нет мысли о служении отечеству. Завидная дело – удел того, кто больше обокрал. Мать говорит, что сын будет чиновником, что сулит ему человеческие блага.

влияние фольклорных жанров. С жанром демокр. Сатиры связаны «Элистрат», «Азбука о голом небогатом человеке». Человеку смешно, как он еще существует. В духе этой сатирыи строится «Элистрат» - то, что мать желает сыну и что есть на самом деле. Ферес – парадная одежда с тесьмой, зстежками. Так и Элистрат. Земля есть, а посеять нечего, детям нечего одеть, жена «пуще мужа наряжается в лапти с подковырками». Стоили они гроши, лапти с узлами, скрепляющими их.

Жанр народной баллады.

«Похороны», «Зеленый шум»

В сказовой манере. Рассказ:события в селе, вроде и необычном. Перекличка с «Горем Злосчастием». В народной повести молодец терпит несчастия, не послушав родителей.

Образ ивы – грусти и печали. Плакучие ивы. Самоубийство героя.

«Огородник» - о любви крепостного крестьянина и дочери дворянина, которая жила в уединенной усадьбе в одиночестве, ее отрадой стали разговоры с огородником. По сословному положению они не равны, но она видит в нем человека, его свободную душу. Он пел волжские песни. Цикл «Песни Ст. Разина» Огородник заплетал косы барыне, инт. Отношения. Обычай – расплетать косы перед свадьбой. Их любовь в райском саду. Наступает осень и трагические события. Ночью он пробирается в ее комнату, его поймали, он сказал, что залез воровать. Его обрили, надели кандалы – каторга или рекрутчина? Необычный случай барской усадьбе, простой человек может любить возвышенно, рыцарское поклонение женщине. Кончается поэма словами, что трудно мужику любить дворовую дочь.

«Зеленый шум – баллада, в которой говорится о жизни крестьянского мира, зависимости от природы и погоды. Научное представление, что смена времени года влияет на психику. Человек не отдает себе отчет в том, что его настроение зависит от природы. Рассказывается о крестьянине, который занимается промыслом, ходит на работу в город, оставляет хозяйничать жену. Эти женщины становились беззащитными перед барами, приказчиками. Жена пожаловавшись мужу, вместо сочуствия видит гнев. Виноватой считают жену. Большую роль играет окружающий мир, все обвиняют женщину в нарушении норма семейной морали и напоминают мужу о каре (Островский). Женщина – раба, мужчина – господин. Все усугубляется унылой осенью, затянутой зимой, маленькой избушкой, в которой люди, между которыми чувство позора. Муж решает вершить правый суд – убить жену, но тут весна подкралась и пробудила в нем милосердие. Нужно слушать сердце, поэма кончается голосом, который от всей природы «Бог тебе судья»

Образы природы поэтизированы по – особенному.

Поэтика некрасовских сказов близка к народной лексике

7) Соединение лирики и публицистики.

Проблемы общественного бытия, переживание не за себя, а за отчизну, из – за судеб своих друзей, крестьян. Хотя Некрасов говорил, что народ его не знает, через мещанское сословие он был знаком народу. Крестьяне переписывали его стихи «Народные переделки»

В «Современнике» писали Фет, Тютчев. Некрасов был талантливым редактором, привлекал юные силы, таланты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: