Творчество А.А.Фета

Его отец Орловский помещик, путешествовал по Европе, встречался с Шарлоттой Фет,она бросила свою семью и уехала в Россию. Когда родился их первенец, ситуация оказалась проблемной. Официально Шарлотта считалась ключницей, мальчика прятали, когда подрос, отец отправил его в пансионат в Прибалтику, на каникулы его не забирали, а остальных забирали. Положение малыша, который оторван от матери, детской забавы, чужой и одинокий

У него возникло 2 мечты, 1 – вернуться в Россию, 2 – носить фамилию отца, его мать добилась развода, сестра Афан. Записана на фамилию отца. Дома он был на правах воспитанника, он хочет учиться в Москве. Окончание университета давало право на личное дворянство, годы обучения стали литературной школы, начал развиваться талант. Фет жил двойную жизнь? Человеческую и жизнь литературного деятеля. Юноше не улыбалась судьба, рос с сознанием ущербности, один из его друзей Григорьев писал, что Фет склонен к самоубийству. А вот в поэзии этого нет, молодой поэт умел радоваться жизни, видеть красоту.

Главная тема – природы и любви. Сам он в одном стих – ии признался, что поэзия – мир, которого ему не хватало.

Образ музы. У Пушкина муза отражает поэта, игривая молодая девушка позже становиться необыкновенной богиней, сурово требует отчета.

У Некрасова муза – крестьянская женщина, которая страдала сама. У Фета - чисто литературный образ. Муза Офелия, цветы рождаются из ее слез, муза – фея, которая собирает цветы, погибая сама.

Тема природы удивила современников тем, что показала самые простые темы природы. Н строит стих – ие на образах, знакомых каждому. Любовь – таинство, поэт слово «любовь» избегал, говорит природа, душа с душой. «Облаком волнистым»

Когда Фет стал печататься в «Современнике», на него влияли славянофилы.

«Змей». Варьирует старый мотив змея – оборотня, летающего по ночам за женщинами. 2 легенды – о змее и о ясном соколе. Героиня Фета ждет его.

Цикл гаданий не только рассказывает о способах погадать, но и сочувствует переживаниям. Перекличка со «Светланой» Жуковского. У сопереживания ощущение тайны. Фет гнался за мечтой. Прообраз Марии, которая трагически гибла в стихах, чувство вины перед ней всю жизнь.

Фет женился на богатой девушке из купеческой семьи, некрасивой, но умной, порядочной. Она была влюблена в его творчество. Брак, как считали другие, был счастливым, они не ссорились. Это свидетельствовало о том, что между ними дистанция. Сердце его было с Марией. Его попытки покончить с собой – последствия тех переживаний, которые связаны с потерей первой любви.

Фет стал помещиком, получил фамилию отца. Счастье было позднее… В литературе был уже известен, как Фет. Шиншин – официальная фамилия его отца. Удачно хозяйничал, терпеть не мог ленивых мужиков. Фет в статьях упрекал правительство в отмене крепостного права. Многие не верили, что Фет и Шиншин – один человек.

Метод импрессионизма.

Особенности: передает не объективный мир, а те чувства, которые вызывает этот мир. Фет стал поэтом – экспериментатором. Вспышки, впечатления, эмоции, экспериментирует с формой. «Шепот, робкое дыханье» сти – ие безглагольное. Поэзия, казалось, берет вверх над русской грамматикой, так как движение передается с помощью глаголов.

2 линии развития – жизнь природы и человеческой души. По сути, это ночное свидание. Трели соловья – признак ночи, кончается заря. Еще особенность:все сокровенно, размыто и неопределенно. Толстой не любил поэзию, но это стих – не заинтересовало его, он, будучи прозаиком, учился у Фета. Пародии писались на это стих – ие. Новые искания в поэзии Фета с помощью импрессионизма.

Поиск необычной ритмики.

Белый стих или ритмизованная проза – впечатление задумчивости, один образ неожиданно сменяется другим, поток сознания. Часто стихи в прозе имели образ ночи. Эти стих - ия называются ноктюрнами. Фет ориентируется на музыкальный жанр, ночь для него – сокровенное. Фет использует переклички со своими предшественниками.

Он сознательно пытался соединить литературу и музыку. Традиции Жуковского (»Невыразимое» - не все можно передать словами). Сближение музыки с поэзией – сознательная его цель.

Цикл «Мелодии» - робкое полупризнание, звукопись. Обращение к девушке, прогулка под луной. Маршрут:пруд, берег реки далеко от усадьбы. Идут безмолвно, сами не зная, куда. Вечерняя роса или поникшая трава – участник событий, переживает с героями.

Фет очень любил восточные мотивы, у него очень много восточной поэзии, стихи которой уподобляются цветам. Язык цветов с Востока, т.е., каждое растение становится символом. У Фета очень часто используется безмолвный язык цветов. Роса – символ слез, но и надежды, понимания.

Когда Фет скончался, писатели всех лагерей по достоинству сумели оценить все новое, что он внес в поэзию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: