Оптимальному концертному состоянию противо­стоят такие два неблагоприятных для выступления со­стояния, как эстрадная лихорадка и апатия

В первом случае нарастающее волнение перестает уравновешиваться усиливающимся процессом тормо­жения. Это происходит в силу того, что у большинства людей сила возбуждения нервной системы сильнее силы торможения. Сильное волнение проявляется в на­пряженных и лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдель­ных слогов, а также в акцентированной мимике и жестикуляции. Движения становятся напряженными, плечи — слегка приподнятыми, дыхание — учащенным и поверхностным. Кожа на лице начинает покрываться красноватыми пятнами, ладони становятся влажными, делаются частыми позывы на мочеиспускание (диурез).

Понятно, что долго пребывать в таком состоянии человек не может. Нервная система начинает истощать­ся и после какого-то периода времени организм входит в состояние апатии — полного безразличия к тому, что с ним может произойти в данный момент. В таком со­стоянии человек делается вялым, замыкается в себе, может появиться сонливость. Движения становятся неуклюжими, пропадает координация, речь замедляет­ся, становится тихой, маловыразительной, с длинными паузами. Музыкант испытывает недомогание и сла­бость. Так бывает в результате долгого ожидания оче­редности выступления не только у музыкантов, но и у начинающих спортсменов, актеров, артистов цирка.

При достаточно частых и регулярных выступлени­ях организм адаптируется к сложной ситуации, и че­ловек научается справляться с волнением. Если пере­рывы между выступлениями растягиваются, достигая 2 — 3 месяцев, то адаптации не происходит.

В зависимости от силы нервной системы каждый музыкант в пределах своего собственного темперамен­та будет тяготеть к соответствующей манере поведения перед выходом на сцену. У сангвиника, нервные процес­сы которого характеризуются сильными, подвижными и уравновешенными процессами возбуждения и тормо­жения, предконцертное состояние будет переживаться скорее всего как оптимальное, т. е. как «боевое возбуж­дение». У холерика, у которого процессы возбуждения сильнее процессов торможения, момент перед выходом на сцену может характеризоваться как «эстрадная ли­хорадка». Меланхолики и флегматики с их преоблада­нием тормозных процессов над процессами возбужде­ния будут тяготеть к состоянию апатии.

Одной из драм, которая развертывается на концертно-исполнительной сцене, является то, что те из му­зыкантов, которые обладают более тонко организован­ной нервной системой и отличаются впечатлительностью и ранимостью, а следовательно, и одухотворенностью исполнения, особенно болезненно переживают стресс публичного исполнения. Людей, принадлежащих к так называемому «слабому» типу высшей нервной деятель­ности, наш выдающийся русский физиолог И.П. Пав­лов прямо называл «художественным» типом, т. е. осо­бо предрасположенным к определенному виду деятельности. Однако этот тип оказывается наиболее уязвимым в атмосфере концерта. Разницу в поведении музыкантов, обладающих разным складом нервной системы, можно видеть из следующего наблюдения Г. Когана: «Есть два типа артистов. Одни, чтобы рас­крыться по-настоящему, в полную меру, нуждаются в изначальном расположении, благожелательности, от­зывчивости, одобрении слушателей; без этого они ссы­хаются, вянут, как цветы без поливки: играют скованно, сухо, порой так плохо, что могут показаться чуть ли не бездарными. Таковы были Шопен, Скрябин, Софро­ницкий. Другим такая тепличная атмосфера отнюдь не необходима; недоверие, недружелюбие, даже враждеб­ность аудитории их не только не пугают, но скорее электризуют, подстегивают, вдохновляют; в подобной обстановке они даже особенно расцветают, бросаются в бой — и побеждают. Таковы были Лист, Шаляпин».

Как бы ни были велики психологические сложнос­ти публичного исполнения, они могут быть с успехом устранены, если молодой музыкант будет владеть соот­ветствующими приемами и способами их преодоления.

Как правило, удачным выступлениям сопутствуют приподнятое настроение, желание играть хорошо, осо­бый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие от­ношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие. Неудачным выступлениям, как показы­вают наблюдения автора над студентами музыкальных училищ и вузов, предшествуют общее утомление и переутомление, плохое питание, отсутствие режима труда и отдыха, плохая физическая подготовка, пони­женное настроение из-за отсутствия понимания в се­мье или конфликт с педагогом.

Каждый музыкант по-разному описывает свое наи­лучшее концертное состояние, находя для этого свои какие-то определения возникающих в тот момент ощу­щений. Проанализировав и запомнив ощущения, ко­торые предшествовали удачному выступлению, музы­кант может затем сознательно воспроизводить такое же состояние перед последующими выступлениями. Для этих целей используется психорегулирующая тре­нировка, проводимая на фоне измененного состояния сознания.

Для самоотчета перед выступлением можно отве­тить на следующие вопросы:

-Что вы чувствовали, думали и делали накануне вашего удачного выступления и перед самым выходом на сцену?

-Умеете ли вы целенаправленно создавать у себя ОКС?

-С помощью каких приемов вы этого достигаете?

- Кто из других людей помогает вам достичь ОКС?

- Как часто удается вам выступать в оптимальном концертном состоянии?

- За сколько времени до начала выступления вы чувствуете наступление ОКС?

- Является ли ваше ОКС устойчивым? Отчего это зависит?

- Возможно, что наилучшее ОКС вы испытали не на эстраде, но играя в классе либо в кругу друзей. Опишите это состояние.

- Если вы редко испытываете ОКС или не испы­тываете его вовсе, помечтайте, каким это состояние могло бы быть.

Ответы учащихся специальных музыкальных учеб­ных заведений на данную анкету и сравнение ее ре­зультатов с успеваемостью по специальности показы­вают, что оптимальное концертное состояние чаще всего проявляется утех студентов, которые обладают музыкально-исполнительской одаренностью. В осно­ву этого показателя, как обнаружили исследования Л.Л. Бочкарева, входят такие способности, как:

— музыкально-перцептивная — умение эмоциональ­но воспринимать и переживать музыкальное про­изведение;

— экспрессивно-коммуникативная — воспроизведе­ние замысла в условиях публичного выступления;

— эмоционально-регулятивная — умение управлять своими эмоциями (см.: 31).

Публичное выступление связано с ситуацией оцен­ки выступающего со стороны других людей, которые могут повысить или понизить его самооценку. Это вызывает рост психической напряженности, которая сначала повышает, а затем снижает устойчивость про­явления выработанных психических процессов вни­мания, памяти, восприятия, мышления, двигательных реакций. В условиях психической напряженности че­ловеку не всегда удается контролировать свои дей­ствия управляющей силой воли. Но у музыкантов, обладающих исполнительской одаренностью, как это было, например, у Листа и Паганини, состояние эст­радного волнения вызывает особый подъем духа, по­могающий им в выступлении.

Способность находиться в оптимальном концерт­ном состоянии тесно связана с такими характеристиками личности, как отсутствие чувства тревоги и бес­покойства, сковывающей застенчивости. Самое же главное здесь — горячее желание выступать перед слушателями и общаться с ними посредством музыки. Утех, кто не обладает исполнительскими способнос­тями, публичное выступление нередко страдает раз­личными недостатками.

Чаще всего это бывает у музыкантов, у которых:

- отсутствуют навыки психической мобилизации на исполнение;

- не сформирована потребность в выступлении пе­ред слушателями;

- отмечается высокая личностная тревожность и как следствие этого — снижение эмоциональной устойчивости;

- не осознаны цели профессионального обучения;

- исполняемые произведения недостаточно хорошо выучены;

- сформирован рефлекс на обязательное волнение перед выступлением и его отрицательное влияние на исполнение;

- внутренняя установка направлена не столько на исполнение произведения в нужном образе, сколь­ко на самооценку собственной личности.

Интровертированным исполнителям по сравнению с исполнителями-экстравертами приходится прилагать, по-видимому, большее количество волевых усилий для того, чтобы достичь приемлемых результатов. Им в большей мере присуще качество личности, именуемое застенчивостью, общей характеристикой которого яв­ляется ощущение страха и беспокойства в присутствии других людей, которые оценивают действия человека, склонного к переживанию этого состояния.

Еще большее напряжение во время публичного исполнения испытывают люди, обладающие повышен­ным уровнем тревожности. Как черта личности высо­кая тревожность характеризуется склонностью испы­тывать в сложных ситуациях публичного выступления опасения и страхи, связанные с социальными послед­ствиями успеха или неудачи выступления. Для изме­рения тревожности разработано очень много разных тестов. Один из наиболее известных среди них — шкала самооценки Спилбергера (см. Приложение).

ВЫВОДЫ.

Профессиональные достижения музыканта оказы­ваются обусловленными не только его природными способностями и наличием хороших учителей, но и в значительной мере наличием у него сильной воли, под которой чаще всего понимают способность человека к преодолению препятствий как внешнего, так и внутрен­него плана на пути движения к цели. Настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, выдер­жка и самообладание, смелость и решительность — эти черты волевого поведения по-разному претворяются в деятельности музыканта в зависимости от той специа­лизации, которую он для себя выбрал. Умение затор­мозить нежелательные импульсы и усилить те, которые представляются желательными, составляют суть воле­вого поведения. Обладание этим умением связано с работой воображения и способностью представлять последствия своих действий в отдаленной жизненной перспективе.

В наибольшей мере навыков волевого поведения требует деятельность в экстремальной ситуации. В дея­тельности музыканта такие ситуации чаще всего возни­кают в процессе публичного выступления на экзамене или конкурсном соревновании. Для успеха в подобных ситуациях музыканту необходимо уметь приводить себя в оптимальное концертное состояние, которое имеет три компонента — физический, эмоциональный и мысли­тельный. Каждый из этих компонентов нуждается в це­ленаправленной тренировке соответствующих действий. Особое значение в предконцертной подготовке должно уделяться функции внимания, которое должно быть од­новременно и очень устойчивым, и гибким, и объемным.

Методы овладения оптимальным концертным со­стоянием включают в себя аутогенное погружение, вживание в образ успешно действующего исполните­ля, объектно-центрированный подход к исполнению произведения.

Психология музыкально-творческой деятельности изучает не только законы собственно композиторской деятельности, но и то, как они проявляются и в области восприятия музыки, и в области ее исполнения. Область искусства традиционно считается одной из тех, где полет фантазии, воображения, творческой мысли проявляется особенно ярко, наглядно и конкретно. Секреты композиторского мастерства эту область му­зыкальной психологии интересуют особо. Изучение биографий великих композиторов, истории создания ими своих произведений через призму современных достижений психологии поможет начинающим свой путь молодым композиторам лучше узнать свои соб­ственные возможности и определить свой стиль в твор­честве. Долгое время считалось, что творческий процесс дается от Бога и что он принципиально непостижим. Однако современные методы познания позволяют нам овладевать тайнами творческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: