Бюджет – это смета (баланс) доходов и расходов

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика решает задачу обеспечения сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политика направлена на формирование новой системы общественных отношений, проявляющейся в радикальном перераспределении финансовых ресурсов.


15.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Доходные статьи бюджета:

- налог на прибыль предприятий;

- налог с продаж;

- подоходный налог;

- рентные платежи;

- местные налоги;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- средства ссудного фонда и т.д.

Расходные статьи бюджета:

- финансирование экономики;

- социально-культурные программы;

- оборона;

- управление;

- кредиты и помощь другим государствам.

В организации финансовой системы существует 2 основных принципа:

1. Демократический централизм – присущ административно-командной системе;

2. Фискальный федерализм – он утвердился в странах с рыночной экономикой и предполагает что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет.

Различают 3 состояния государственного бюджета:

1. нормальное – если расходная часть госбюджета равна доходной;

2. дефицитное – когда расходы превышают доходы;

3. профицитное, когда доходы превышают затраты.

К основным причинам дефицита госбюджета относят:

- падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода;

- уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет (Вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления и услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги);

- увеличение бюджетных расходов;

- непоследовательная финансово-экономическая политика.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

- переход от финансирования к кредитованию;

- постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям;

- снижение расходов на управление государством;

- изменение системы налогообложения;

- повышение роли местных бюджетов.

В экономической теории есть несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита:

1. «Бюджет должен балансироваться ежегодно» (это связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи);

2. «Бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла, т.е. в зависимости от того кризис в стране или подъем государство регулирует налоговые ставки);

3. «Балансировать следует не бюджет, а экономику» (для правительства главное поддерживать макроэкономическую стабильность).

Таким образом, мы видим, что бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач.

В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. В США, например, федеральный бюджет построен по принципу "полного" бюджета и состоит из двух элементов: собственно правительственный бюджет и доверительные (траст) фонды.

Собственно правительственный бюджет охватывает и финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономическими и социальными функциями государства. В составе его расходов - военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические, выплата процентов по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70% всего федерального бюджета, на них приходится вся сумма бюджетного дефицита.

Доверительные фонды носят целевой характер. Большинство из них связано с деятельностью отдельных видов государственной производственной инфраструктуры (содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций). Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования (различные виды пенсионного обеспечения, пособия по болезни, безработице). Доходы доверительных фондов образуются от эксплуатации государственной собственности. Фонды социального страхования в частном секторе создаются за счет взносов работающих и предпринимателей, а для государственных служащих - из взносов самих служащих и федерального правительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: