Метод сопоставимой рентабельности

В случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой используются метод цены последующей реализации и затратный метод, может использоваться метод сопоставимой рентабельности. Об этом говорится в п. 2 ст. 105.12 НК РФ.

Согласно п. 1 данной статьи метод сопоставимой рентабельности заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном ст. 105.8 НК РФ.

Отметим, что метод сопоставимой рентабельности похож на два предыдущих метода, с той лишь разницей, что анализируется не валовая, а операционная рентабельность, то есть оцениваются результаты деятельности всей организации по данным бухгалтерской отчетности, а не рентабельность конкретной сделки.

Для целей ст. 105.12 НК РФ могут использоваться следующие показатели операционной рентабельности:

- рентабельность продаж. Определяется как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и НДС (пп. 3 п. 1 ст. 105.8 НК РФ). Используется при последующей перепродаже товаров, приобретенных: у лиц, являющихся взаимозависимыми с лицом, осуществляющим перепродажу лицам, которые не являются взаимозависимыми с ним; у лиц, не являющихся взаимозависимыми с лицом, осуществляющим перепродажу лицам, которые являются взаимозависимыми с ним (пп. 1 п. 5 ст. 105.12 НК РФ);

- рентабельность коммерческих и управленческих расходов. Определяется как отношение валовой прибыли к коммерческим и управленческим расходам, связанным с продажей товаров (работ, услуг) (пп. 5 п. 1 ст. 105.8). Используется в тех же случаях, в каких используется рентабельность продаж, и если лицо, осуществляющее перепродажу, несет незначительные экономические (коммерческие) риски при приобретении и последующей перепродаже товаров в непродолжительный период и при этом существует прямая взаимосвязь между величиной валовой прибыли от продаж лица, осуществляющего перепродажу, и величиной осуществленных им коммерческих и управленческих расходов (пп. 2 п. 5 ст. 105.12);

- рентабельность затрат. Определяется как отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг) (пп. 4 п. 1 ст. 105.8). Используется при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве товаров (пп. 3 п. 5 ст. 105.12);

- рентабельность активов. Определяется как отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке. В отсутствие необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской отчетности (пп. 6 п. 1 ст. 105.8). Используется при производстве товаров (в частности, если анализируемые сделки совершаются лицами, которые осуществляют капиталоемкую деятельность) (пп. 4 п. 5 ст. 105.12);

- иной показатель рентабельности, отражающий взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения. К таким показателям могут относиться рентабельность долгосрочных источников, рентабельность собственного капитала, прибыль на акцию, прирост рыночной стоимости акций, доходность на акцию и т.д.

При выборе конкретного показателя рентабельности учитываются: вид деятельности, осуществляемый лицом, являющимся стороной анализируемой сделки; осуществляемые им функции; используемые активы и принимаемые экономические (коммерческие) риски; полнота, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующей рентабельности; экономическая обоснованность такого показателя.

Согласно п. 6 ст. 105.12 НК РФ при использовании метода сопоставимой рентабельности с рыночным интервалом рентабельности сопоставляется рентабельность той стороны анализируемой сделки, которая отвечает следующим требованиям:

1) осуществляет функции, вклад которых в полученную прибыль по сделкам, последовательно совершенным с одним и тем же товаром, меньше, чем вклад другой стороны анализируемой сделки;

2) принимает меньшие экономические (коммерческие) риски, чем другая сторона анализируемой сделки;

3) не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.

Если ни одна сторона анализируемой сделки не отвечает указанным требованиям, для сопоставления с рыночным интервалом рентабельности выбирается та сторона анализируемой сделки, которая в наибольшей степени отвечает указанным требованиям. Об этом говорится в п. 7 ст. 105.12 НК РФ.

После выбора стороны сделки и показателя рентабельности налоговые органы определяют рентабельность данной стороны сделки. Ее установленный уровень сравнивают с сопоставимыми организациями. Методика расчета аналогична той, что применялась при использовании метода цены последующей реализации и затратного метода, описанной в предыдущих разделах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: