Понятия лидерства и руководства

ЛИДЕРСТВО И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Две основные стратегии управления конфликтами

1) Стратегия предупреждения конфликта представляет собой совокупность мероприятий в основном организационного и разъяснительного характера;

2) Стратегия разрешения конфликта направлена на то, чтобы заставить или убедить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, начать переговоры и поиск приемлемого решения.

Для борьбы с такими дисфункциональными проявлениями как клики и интриги используют специфические методы разложения изнутри, внедрения нового лидера, угроза публичные разоблачений интригующих и одновременных содействием решению их проблем.

Руководитель – это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных его полномочиями, выполнять все его требования. Результатом усилий руководителя является определенным образом сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей.

Руководство – деятельность по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающая достижение целей организации. Невозможно эффективно выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного руководства.

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей. Эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других. Иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации.

Проблема использования категорий «лидерство» и «руководство» состоит в том, что в английском языке термины «лидер» и «руководитель» являются синонимами, в то время как в русском языке эти понятия употребляются как самостоятельные. При этом они обозначают два различных явления, отличающихся по содержанию.

Анализ указанных различий позволил сделать следующие выводы:

1) между этими понятиями существует определенное сходство, проявляющееся в том, что обе категории «лидерство» и «руководство»:

Ø являются субъектами управления социальной общности;

Ø реализуют процессы социального влияния в группах;

Ø имеют определенную субординацию отношений;

2) основным различием между этими понятиями является то, что:

Ø руководство – это социальный феномен; руководитель призван осуществлять регулирование официальных отношений;

Ø лидерство – это психологический феномен: лидер осуществляет регулирование межличностных отношений (неформальных) в группе.

Безусловно, что идеальной ситуацией было бы совпадение в одном лице в организации лидера и руководителя, чтобы его целью было – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. Однако в реальной жизни любого коллектива лидер может оказаться совершенно непригодным для выполнения функций руководителя, и наоборот. Таким образом, говоря о руководстве, мы имеем в виду действия «формального лидера» (organizational leader) – руководителя по координации и упорядочению отношений внутри формальной социальной группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: