Этапы конфликта как процесса

I этап. Создание конфликтной ситуации, в которой ценности, интересы, установки участников объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет. Выделяют следующие элементы конфликтной ситуации:

Ø участники: оппоненты (противостоящие друг другу стороны); подстрекатели, подталкивающие стороны к противоборству; пособники, содействующие им советами, технической поддержкой; организаторы, планирующие конфликт, но не всегда участвующие в нем непосредственно;

Ø объект, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию, например, дефицитный ресурс;

Ø предмет, который отражает различие взглядов оппонентов на объект. Если различия во взглядах мнимые и люди просто по-разному выражают одно и то же мнение, то конфликтная ситуация является беспредметной.

II этап. Инцидент, т.е. событие или обстоятельство, служащее толчком или поводом к столкновению. Он может быть спровоцирован целенаправленно или произойти случайно. После этого противостояние становится открытым, происходит дальнейшее обострение конфликта, т.е. его эскалация.

Рис.24.2. Модель конфликта как процесса

III этап. Кризис и разрыв отношений между оппонентами либо с возможным использованием посредника для переговоров (конструктивный вариант), либо с невозможностью никакого сотрудничества (деструктивный вариант). Происходит открытое противоборство, часто связанное с захватом спорного объекта, прямым насилием над оппонентом, созданием для него помех и причинением прямого и косвенного вреда. Конфликтная борьба может происходить в форме бойкота, саботаж, травля, словесная агрессия, массовые выступления стихийные или организованные.

IV этап. Полное окончание конфликта по любым причинам (разрешение, перемирие, тупик).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: