Фирма находится в состоянии равновесия если у нее отсутствуют мотивы к изменению своего положения

Совершенствование технологии производства может привести к увеличению оптимального уровня выпуска продукции данной фирмой. В этом случае ее равновесие будет достигнуто при большем объеме выпуска, например, 15 единицах продукта.

В торой подход к определению оптимального уровня выпуска продукции и равновесного состояния конкурентной фирмы. Он основан на сопоставлении предельного дохода MR с предельными издержками MC. Для того чтобы определить оптимальный выпуск продукции, не обязательно исчислять величину прибыли при всех объемах производства. Достаточно сопоставить предельный доход от реализации каждой единицы продукта с предельными издержками, связанными с выпуском этой единицы. Если предельный доход (при совершенной конкуренции MR = Р) превышает предельные издержки, то следует наращивать выпуск продукции. Если же предельные издержки начинают превышать предельный доход, то следует прекратить дальнейшее увеличение объема производства.

Обратимся вновь к нашему примеру, представленному на табл. 7-3. Должна ли фирма производить первую единицу продукта? Безусловно, так как предельный доход от ее реализации (50 р.) превышает предельные издержки (48 р.). Точно так же она должна производить и вторую единицу (МС = 38 р.). Таким же образом соизмеряются предельный доход и предельные издержки, связанные с производством каждой последующей единицы. Мы убеждаемся, что следует производить и девятую единицу продукта. Но уже издержки, связанные с выпуском десятой единицы (МС = 54 р.), превышают предельный доход. Следовательно, выпуская десятую единицу, фирма уменьшит сумму полученной прибыли, складывающуюся из превышений предельного дохода над предельными издержками от выпуска каждой предыдущей единицы продукта. Отсюда можно сделать вывод, что оптимальный объем выпуска продукции данной фирмой составляет 9 единиц. При таком выпуске достигается равенство предельного дохода предельным издержкам.

Поведение фирмы при различных соотношениях предельной выручки и предельных издержек представлено в табл. 7-4.


Таким образом, правило определения оптимального выпуска продукции фирмой, когда цена продукции равна предельному продукту, выражается равенством

MR = МС

Так как в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (Р = MR), то

Р = МС

т. е. равенство цены продукции предельным издержкам является условием равновесия конкурентной фирмы. Определение оптимального уровня выпуска продукции фирмой на основе второго подхода может быть сделано и графическим путем (рис. 7-4).



Мы установили таким образом, что оба приведенных подхода к определению оптимального выпуска продукции приводят к одинаковым результатам.

Экономические границы целесообразности выпуска продукции фирмой.

В предшествующем изложении мы исходили из того, что конкурентная фирма выпускает продукцию, получает прибыль и стремится ее максимизировать. Между тем равенство MR = Л/С еще не доказывает целесообразность выпуска продукции при данной цене. Может сложиться такое положение, когда можно найти оптимальный выпуск продукции фирмой, но производство продукции при этом выпуске экономически нецелесообразно. Поэтому необходимо рассмотреть условия целесообразности производства продукции конкурентной фирмой.

Эти условия зависят от соотношения между ценой и средними общими издержками выпускаемой продукции.

Укажем на следующие варианты соотношения цены и средних общих издержек.

Первый вариант в). Цена превышает средние общие издержки (Р > АТС). Разница между ними составляет прибыль от реализации единицы продукта (среднюю прибыль), которая в данном случае представляет собой положительную величину. Следовательно, и общая величина прибыли фирмы также положительна. Владелец такой фирмы будет вполне удовлетворен результатами работы и, разумеется, примет решение о целесообразности выпуска продукции.

Второй вариант б). Цена равна средним общим издержкам (Р = АТС). Очевидно, что прибыль в таком случае окажется равной нулю. Но мы помним, что речь идет об экономической прибыли, а, как указывалось в главе 6, нулевая экономическая прибыль воспринимается как «нормальная». Поэтому и в данном случае выпуск продукции целесообразен.

Третий вариант а). Цена меньше средних общих издержек (Р < ATС). В таком случае фирма несет экономический убыток. На первый взгляд кажется, что выпуск продукции следует прекратить. Но это не так. Надо сопоставить цену не только со средними общими издержками, но и с той их частью, которая выступает как средние переменные издержки. Предположим, что наблюдается соотношение АТС < Р < AVC. Это значит, что фирма за счет выручки от реализации продукции покрывает все переменные издержки и, кроме того, часть постоянных издержек, которые уже осуществлены фирмой (построено здание, приобретено или взято в аренду оборудование и т. п.). Предприниматель должен решить проблему: прекратить выпуск продукции или продолжать его, имея экономический убыток. Прекратив производство, фирма потеряет те средства, которые уже затрачены. Она понесет потери, превышающие по величине убытки от выпуска продукции. Поэтому обычно в такой ситуации опытный предприниматель принимает решение о целесообразности выпуска продукции в краткосрочном периоде. Продолжает ли действовать правило Р = МС? Да, но речь уже идет не о максимизации прибыли, а о минимизации убытка. Фирма окажется в равновесном положении, выпуская такой объем продукта, при котором убыток минимизируется. Разумеется, она будет принимать меры к снижению издержек и преодолению убыточной деятельности.

Наконец, существует и четвертый вариант, при котором фирме придется прекратить выпуск продукции в коротком периоде. Это произойдет в том случае, когда цена окажется ниже средних переменных издержек (Р < AVC). Какой бы объем продукции фирма ни выпускала, ее убытки превзойдут потери, связанные с прекращением выпуска. Правило Р = МС здесь не действует.

Кривая предложения конкурентной фирмы

Установив, что поведение конкурентной фирмы зависит от соотношения цен, средних и предельных издержек, рассмотрим, как строится кривая предложения фирмы.

Предположим, что фирма сталкивается на рынке с последовательно снижающимися ценами на свою продукцию. При любом уровне цены она занимает равновесное положение, т. е. производит продукцию в таком объеме, который обеспечивает ей максимальную прибыль или позволяет минимизировать убытки. Уровень издержек не изменяется. Выясним, какой объем продукции будет предлагать фирма на рынке при различных ценах. Для этого обратимся к ситуации, изображенной на рис. 7-5.



При цене 108 р. за единицу фирма предлагает 12 единиц (МС = Р в точке А). По мере снижения цены оптимальный объем выпуска продукции уменьшается. При цене, равной 68 р., объем предложения составит 11 единиц (МС =Р в точке В). Если цена снизится до 44 р., то фирма уменьшит объем предложения до 9 единиц (МС =Р в точке С). Во всех указанных случаях Р > АТС, т. е. фирма оптимизирует свое положение, если она будет предлагать рынку 8 единиц (МС = Р в точке D), но она окажется в точке критического объема производства (нулевой прибыли), так как цена снижается до уровня средних издержек. Дальнейшее снижение цены заставит фирму выпускать продукцию, терпя убытки (Р < АТС). Согласится ли она нести убытки от своей деятельности или прекратит производство продукции? Ее решение зависит от того, до какого уровня снизится цена. Фирма прекратит выпуск продукции, если цена снизится до уровня средних переменных издержек. В нашем примере он составляет 30 р. В этом случае, стремясь оказаться в положении равновесия, фирма займет положение в точке Е. Это точка прекращения выпуска продукции. Какой бы объем продукции фирма ни выбрала при дальнейшем снижении цены, ее убытки превысят те потери, которые она понесет, прекратив производство. Следовательно, объем предложения становится равным нулю.



Таким образом, фирма определяет оптимальные объемы выпуска продукции (объемы рыночного предложения), продвигаясь по кривой МС. основании принимаемых фирмой решений можно построить таблицу предложения фирмы (см. табл. 7-5) и соответствующую кривую предложения S. Она совпадает с кривой МС лишь на отрезке последней, расположенном выше точки ее пересечения с кривой AVC. На рис. 7-5 это отрезок АЕ.

Мы рассмотрели, как строится кривая предложения отдельной фирмы. Как известно, равновесная цена определяется на уровне точки пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения. Объем рыночного предложения представляет собой сумму объемов предложения всех фирм, выступающих на рынке данного товара. Чтобы построить кривую рыночного предложения, следует суммировать по горизонтали кривые индивидуального предложения отдельных фирм.

Равновесное положение фирмы в длительном периоде.


До сих пор речь шла о поведении конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, когда капитал, которым располагает фирма, является фиксированным, т. е. фирма может варьировать количеством рабочих, не изменяя своей производственной мощности. В долгосрочном периоде, как указывалось в главе 6, фирма может сколько угодно увеличивать или сокращать объем производства, она может вообще закрыться, т. е. выйти из отрасли, точно так же, как новые фирмы могут войти в данную отрасль. Это обстоятельство обуславливает иной подход к установлению равновесного положения фирмы в длительном периоде, чем в коротком. Если в коротком периоде фирма может, находясь в положении равновесия, получать положительную прибыль или, наоборот, нести убытки, то в длительном периоде фирма, оптимизируя выпуск своей продукции, обычно получает нулевую («нормальную») прибыль.

Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, укажем причину, которая побуждает фирмы покинуть отрасль или войти в нее. Это стимул получения положительной прибыли. Вхождение фирмы в отрасль вызывает следующую цепь событий: приток ресурсов в отрасль — увеличение выпуска продукции — рост рыночного предложения (сдвиг кривой предложения вправо) — снижение рыночной равновесной цены — исчезновение положительной прибыли (или возникновение убытков при чрезмерном росте предложения) — выход фирмы из отрасли - сокращение выпуска продукции -сокращение рыночного предложения (сдвиг кривой
предложения в обратную сторону, влево) - повышение равновесной цены — возникновение положительной прибыли и т.д.
Таким образом, отраслевое равновесие непрерывно нарушается и автоматически восстанавливается. Оно наступает тогда, когда все фирмы получают нулевую прибыль и ни у одной из них нет стимула менять свое положение на рынке. Но нулевую прибыль, как указывалось выше, фирма получает тогда, когда достигается равенство Р = АТС, т.е. цена равна средним общим издержкам, которые в длительном периоде совпадают со средними переменными издержками, так как постоянные издержки отсутствуют. Следовательно, равенство Р = МС являемся необходимым, но недостаточным условием равновесного положения фирмы в длительном периоде.

Р = МС = АТСусловие равновесия конкурентной фирмы в длительном периоде


Может ли фирма получать положительную экономическою прибыль? Она может возникнуть из-за неравномерности распространения достижений научно-технического прогресса, ее получают временно фирмы-пионеры, которые, используя те или иные инновации, снижают средние издержки ниже среднеотраслевого уровня. Однако прибыль исчезает, когда инновации распространяются по всей отрасли и происходит снижение среднеотраслевого уровня издержек до уровня издержек у фирм-пионеров. Затем прибыль может возникнуть снова на тех же или иных предприятиях вследствие использования других инноваций. Таким образом происходит постепеннное снижение уровня средних издержек, т. е. повышение отраслевого уровня эффективности производства, ниже которого наблюдается банкротство фирм.

ТЕМА 2.5. Определение цены производства: Монополия и олигополия

Понятие и виды монополии. Понятие монополии и ее характеристики. Проблемы определения монополии. Роль входных барьеров в образовании монополии. Виды монополии: открытая, закрытая, естественная монополия. Максимизация прибыли и поведение монополиста. Максимизация прибыли и определение оптимального объема производства. Равновесие в монополизированной отрасли. Взаимосвязь решений монополиста по выбору цены и объема выпуска и проблема предложения монополистом. Поведение монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах. Экономические последствия монополизации. Сравнительный анализ эффективности монополии и совершенной конкуренции. Монополизация и изменение экономической эффективности. Общее равновесие и монополия. Социальные последствия монополизации. Дискуссия о роли монополий в экономических нововведениях. Ценовая дискриминация. Понятие ценовой дискриминации, ее последствия. Монополия и государственное регулирование. Налогообложение и монополии. Контроль над ценами и монополия. Проблемы регулирования естественной монополии. Антимонопольное законодательство. Олигополия. Понятие и виды олигополии. Формы ценовой и неценовой конкуренции. Взаимосвязь олигополистов и проблема соглашения.

Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара.

Монополия – самая крайняя, самая жесткая форма несовершенной конкуренции, предусматривающая контроль рыночной цены со стороны одной фирмы. Такой контроль может возникнуть вследствие как объективных, так и искусственных причин.

Так, наличие единственного месторождения полезных ископаемых или иного экономического ресурса приводит к возникновению сырьевой монополии.

Государственное регулирование спроса на некоторые товары и услуги (оружие, наркотики, алкоголь, табак и др.) порождают административную монополию.

При нецелесообразности конкуренции для общества, когда производство продукции, услуг силами одной фирмы обходится дешевле, чем нескольких (например, деятельность коммунальных служб по обеспечению населения водопроводом, газоснабжением, освещением и т. д.). В этом случае возникает естественная монополия.

Важным признаком любой монополии является наличие сверхдохода в форме монополистической прибыли. Чтобы ее присвоить, фирмы стремятся создавать специальные условия. Как результат, наряду с объективно существующими монополиями возникают искусственные. Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: