Тема 4. Роль малого бизнеса в экономике

Зависимость между объёмом товара и ценой его предложения, рассмотренная и впервые представленная в виде графической модели А.Маршаллом, на первый взгляд кажется достаточно логичной - чем выше цена товара, тем большее количество его готова произвести и предложить на рынок фирма. Экономическая теория уже более века использует эту зависимость и в её анналах парадоксы и эффекты наподобие парадокса Гиффена или эффекта Веблена, которые имеются в теории спроса, на первый взгляд не наблюдаются.

Кривая предложения, являющаяся в экономической теории графической интерпретацией «закона предложения», была предложена ещё А.Маршаллом в конце XIX века. Почему кривые идут именно так, а не иначе, из работ Маршала это не ясно. Но именно полученная таким образом кривая предложения перекочевала во все учебники и используется сегодня во всех графических двухфакторных моделях рыночной экономики.

Возрастающий характер всех кривых, которые обозначают зависимость составляющих себестоимости продукции от объёма её производства, представляют собой дань теории предельных величин. Теория предельной полезности изучала закономерности спроса.

Успех применения предельных величин к этому объекту, породил желание распространить принцип убывающей полезности на факторы производства, что и было сделано представителями так называемой «австрийской школы», в рамках которой был сформулирован закон убывающей производительности, который можно сформулировать так: при росте объёма производства растут и затраты на производства, но при этом отдача не увеличивается, а сокращается.

Иначе говоря, каждый фактор, участвующий в производстве, с увеличением объёмов производства, используется менее интенсивно. Наиболее ярким примером, обосновывающим это положение, является следующий пример с лодкой[1]. Если к одному гребцу на лодке добавить ещё одного, то лодка начнёт плыть быстрее, но не в два раза, а несколько тише, то есть дополнительный ресурс используется менее эффективно!

Таким образом, теория говорит, что с увеличением объёма производства ресурсы используются менее эффективно, а, следовательно, затраты на каждую следующую единицу производимой продукции будут повышаться. Эти затраты получили название «предельных затрат».

В экономической теории утверждается, что именно ориентируясь на характер кривой предельных издержек и ведёт себя производитель товара (предложение).

Вот коротко доказательство этого положения.

Графически задача максимизации валовой прибыли изображена на рис. 2. Площадь фигуры, ограниченной снизу кривой предельных издержек Sq, а сверху ценой спроса Р, и обозначенной на рис. 2 буквами АБВ, и представляет собой валовую прибыль.

  Предельные издержки, Цена Sq P' А В Б Q 0 Q' Рис. 2. Валовая прибыль (площадь фигуры АБВ) при горизонтальном характере кривой спроса.

Если максимизирующий прибыль производитель выберет объём производства не в той точке, когда предельные издержки равны цене на рынке, а меньше, то его прибыль будет меньше. Правило – он будет увеличивать объём производства до точки, когда предельные издержки совпадут с ценой на рынке за единицу изделия.

Поэтому кривая предложения, описывающая поведение производителя и носит возрастающий характер, что означает следующее – с ростом объёмов производства производитель будет увеличивать цену за единицу товара.

Экономическая практика доказывает как раз обратное – концентрация производства резко увеличивает отдачу ресурсов и приводит к снижению затрат на производство продукции.

Первым это, кстати, понял Г.Форд, чья производственная концепция, нацеленная на уменьшение издержек производства, как раз и предусматривала увеличение объёмов производства за счёт использования конвейера.

То обстоятельство, что с ростом объёмов производства и его концентрации себестоимость уменьшается – аксиома для экономистов, занимающихся экономикой производства.

То обстоятельство, что с ростом объёмов производства себестоимость увеличивается – аксиома для экономистов, занимающихся экономической теорией. Аксиома, как известно, базовое положение, принимаемое без доказательства в силу её очевидности. Как случилось так, что абсолютно противоположные положения понимаются как аксиомы экономистами? Парадокс!

Парадокс заключается в том, что это противоречие настолько очевидно, что его не заметить невозможно. Но его не замечают уже более ста лет.

Вот, например, строки из объявления одного из питерских магазинов, которое было размещено в метро: "широкий модельный ряд; система скидок при больших объёмах покупок". Это объявление не выглядит парадоксальным обывателю, не говоря уже об экономисте, который знает, как использовать систему скидок для увеличения объёмов продаж. Но если теперь посмотрим на рисунок Маршалла (рис. 1), то мы убедимся в том, что в соответствии с экономической теорией и её законом спроса (законом!) магазин должен был поместить объявление совсем другого содержания, а именно, что им предлагается "широкий модельный ряд; система наценок при больших объёмах покупок".

На любом восточном базаре продавец, предлагая, например помидоры по цене пять рублей за один килограмм, узнав, что покупатель готов купить не один, а пять килограммов помидоров, снижает цену, например, до трёх рублей за каждый из пяти килограммов. Если бы торговец с восточного базара знал и использовал в своей торговой практике современную экономическую теорию и поступал бы в соответствии с её рекомендациями, то он бы продавал свой товар иначе. Узнав, что покупатель будет покупать не один, а пять килограммов помидоров, продавец должен был сказать покупателю, что такое количество помидоров он может продать не по пять, а только по десять рублей за каждый килограмм. На наше счастье, торговцы на восточных базарах и на российских рынках не знают экономической теории, и поступают так, как им выгодно и как это подсказывает их экономический опыт и практика.

Если теория противоречит практике, необходимо найти источник этого противоречия в теории. Поэтому следует выяснить, почему кривая предложения в современной экономической теории выглядит именно так, а не иначе.

Возвращаясь к рис. 2, легко заметить, что кривая спроса почему-то горизонтальна, хотя всегда она изображается под углом к оси объёмов. Параллельный характер кривой спроса для состояния совершенной конкуренции обосновал Чемберлин. Он рассматривает макроэкономическое равновесие, когда на рынке продаётся 10 млн. единиц товара по цене АР. Число конкурентов, производящих и продающих этот товар, равно 1 тыс. штук. На каждого производителя приходится 10 тыс. штук изделий. Переходя к построению кривых спроса и предложения для конкретной фирмы, Э. Чемберлин утверждает относительно кривой спроса: " Она горизонтальна потому, что изменения предложения, подвластные любому в отдельности продавцу … вызовут настолько слабые изменения цены, что их можно не принимать в расчёт. Говоря точнее, изъятие с рынка всех 10 тыс. единиц или выбрасывание на рынок дополнительных 10 тыс. единиц изменило бы цену в размере, равном передвижке кривой (спроса – авт.) вверх или вниз… на расстояние 1/10000…. Это исчезающе малое колебание не может быть, очевидно, выражено при графическом изображении, точно так же как оно не играет никакой роли в расчётах продавца. В горизонтальном характере (кривой спроса – авт.) с поразительной ясностью обнаруживается, что отдельный конкурент лишён какого бы то ни было влияния на цену" [2].

Итак, в том, что кривая спроса для отдельного производителя на рынке совершенной конкуренции в интерпретации экономической теории превращается в прямую линию, параллельную оси объёмов с неизменной ценой, - результат изменения масштаба, то есть перехода от макроуровня к микроуровню.

Покажем, что при этом допущена ошибка, и рассматривать спрос на товар производителя как прямую линию нельзя.

Для этого пойдём обратным путём и построим кривую совокупного спроса на товар, используя кривые спроса на отдельный товар. Если они имеют нулевой наклон, то сумма нулевых углов никак не может дать ненулевой угол! В результате совокупный спрос останется параллельным оси объёмов!

Кривая спроса носит наклонный характер. А в этом случае максимум валовой прибыли достигается совсем в другой точке (рис. 3). Действительно, пусть кривая спроса имеет общепринятый наклонный характер. Пусть она пересекает кривую предельных издержек в точке В, как и в случае рис. 2. Если производитель будет предлагать на рынок Q' единиц изделия по цене P', то его валовая прибыль будет вновь равна площади фигуры, обозначенной буквами АБВ.

Но если он будет продавать меньший объём товара, а именно Q", по более высокой цене P", как это следует из точки Ж на кривой спроса, он получит значительно большую валовую прибыль. Валовая прибыль будет из рис. 1.3 при этих условиях определяться так. Из площади фигуры АБВ следует вычесть площадь фигуры, обозначенной буквами ВГД – ведь вместо объёма Q' на продажу выставляется меньший объём товара - Q". Но теперь весь новый объём товара продаётся по цене P", которая несколько выше, чем цена P'. Поэтому валовая прибыль увеличивается за счёт роста цены на величину, равную площади фигуры АЕЖГ.

Из рисунка легко убедиться в том, что площадь фигуры АЕЖГ в несколько раз больше фигуры ВГД, то есть, валовая прибыль существенно выросла.

Поэтому, если кривая спроса на товар носит наклонный характер, то максимизирующая валовую прибыль фирма будет всегда выбирать такой объём производства, что предельные издержки на производство последней единицы товара будут меньше цены товара. То есть, кривая предельных издержек не выступает в качестве кривой предложения.

Следовательно, для того, чтобы доказать невозможность использования предельных издержек в качестве кривой предложения, надо доказать, что кривая спроса не носит горизонтальный характер.

  Предельные издержки, Цена Sq Р" Е Ж А В P' Г Д Б Q 0 Q" Q' Рис.3. Валовая прибыль (площадь фигуры АБВ) при наклонном характере кривой спроса.

Таким образом, кривая спроса в любом масштабе – на микроуровне и на макроуровне – для случая большого количества покупателей всегда будет наклонной, и производитель будет вести себя так, как показано на рис. 3, то есть выбирать такой объём производства, когда предельные издержки всегда будут значительно меньше цены спроса на товар. Кривая предельных издержек не является характеристикой предложения – производитель ориентируется на другой показатель.

Теперь разберём - для какого случая характерна ситуация, описываемая в микроэкономике и ошибочно принимаемая за случай атомистической конкуренции. Для этого посмотрим на посылки, лежащие в обосновании горизонтального характера кривой спроса.

Первая посылка – цена на товар производителя уже задана извне. То есть – это не цена, которую производитель предлагает на рынок, а цена, которая ему предлагается извне – рынком ли, государством ли, каким-либо ещё субъектом – неважно.

Вторая посылка – предприятие может выпустить любое количество товара, которое будет немедленно реализовано.

Задача предприятия - определить тот объём производства, при котором при заданных двух условиях валовая прибыль будет максимальна.

Но эти посылки позволяют засомневаться в том – рынок ли атомистической конкуренции рассматривается на самом деле? Ведь на данном рынке цена остаётся неизменной и заданной извне, а объёмы производства не ограничиваются. Диктат цены со стороны потребителя возможен только в одном случае – случае монопсонии, когда производителей много, а потребитель один и он обладает всей полнотой рыночной власти. В то же время для монопсонии характерен не только контроль за ценами, но и ограничение объёма предложения. Ситуация, когда на рынке работает один единственный потребитель, задающий цену и готовый по этой цене купить любое количество товара, напоминает ситуацию колониальной торговли – европеец задавал туземцам цену, например, на слоновую кость, и по этой цене скупал все объёмы товара, которые туземцы ему предлагали. В дальнейшем колонист перепродавал этот товар в Европу по ценам, в сотни и тысячи раз превышающим цену покупки. Других ситуаций, когда на рынке потребитель задаёт цену и объявляет о своей готовности купить любое количество товара, припомнить сложно.

Реально монопсония заключается в том, что потребитель заявляет об очень низкой закупочной цене и ограничивает объём покупок. В этом случае нельзя говорить о прямой линии, параллельной оси объёмов и уходящей в бесконечность. Здесь в качестве модели может выступать отрезок этой прямой линии, причём он вряд ли будет доходить до возрастающего участка кривой предельных затрат. Но разбираемый в микроэкономике тип монопсонии имеет ещё одну особенность. Ситуация, когда возможен расчёт предельных затрат для того, чтобы определить объём предлагаемой на продажу продукцию, определяется штучным производством – ни в мелкосерийном производстве, ни тем более в крупносерийном производстве предельные издержки рассчитать невозможно. Таким образом, рынок, который рассматривается в микроэкономике как рынок совершенной конкуренции, на самом деле таковым не является и может быть определён как рынок монопсонии товара штучного производства с неограниченным при задаваемой монопсонистом цене объёмом спроса.

Кривая предложения производителя, которая как показано только что, не может быть описана с помощью кривой предельных издержек. Мы предлагаем для этого другую модель, базирующуюся на зависимости себестоимости производства от его объёма[3].

Интересны три типа предприятий:

- малые предприятия;

- средние предприятия;

- крупные предприятия.

Поведение этих предприятий на рынках с разной структурой будет различным и это поведение надо изучить. Но прежде всего, необходимо, обратившись к экономике предприятия, изучить - как будет меняться кривая предложения с увеличением объёма производства.

В общем случае затраты на производство продукции относятся к нескольким группам. Наиболее значимые из них такие группы, как:

- сырьё и основные материалы;

- вспомогательные материалы;

- топливо и энергия;

- заработная плата и начисления на неё;

- отчисления в различные внебюджетные фонды от заработной платы;

- амортизация основных фондов;

- накладные расходы.

Легко убедиться в том, что эти затраты могут быть объединены в две основные группы в зависимости от влияния на них объёма производства.

Величина первой группы затрат практически никак не зависит от производства, величина второй группы затрат полностью определяется наличием и объёмом производимой продукции. К первой группе затрат можно отнести амортизацию основных фондов, затраты на отопление и освещение помещений, заработную плату управленческого персонала и т.п.

Ко второй группе, безусловно, следует отнести сырьё и основные материалы, сдельную зарплату, электроэнергию на производство продукции и т.п.

Первую группу затрат в отечественной экономике принято называть условно-постоянными затратами, вторую – условно-переменными затратами. Обозначим первую группу затрат через З0, вторую – З1. Тогда общие затраты будут складываться из этих двух составляющих:

З = З0 + З1. (1)

Если теперь общие затраты разделить на выпуск продукции Q, то получим величину себестоимости продукции:

с = З/Q = (З0 + З1)/Q = З0/Q + З1/Q. (2)

Разберём поведение каждого слагаемого правой части равенства в зависимости от изменения объёмов выпуска, что позволит в дальнейшем построить кривую общих удельных затрат (себестоимости).

В экономической теории по отношению к затратам выделяют короткий период и долгий период. Короткий период – когда фирма не успевает увеличивать производственную мощность, долгий период - когда возможно наращивание производственной мощности. Нами рассматривается ситуация короткого периода.

Первое слагаемое правой части равенства (2) представляет собой отношение условно-постоянных затрат к объёму производства. Так как к указанной группе затрат относится та её часть, которая не зависит от объёмов производства, то само слагаемое уменьшается по мере роста объёмов производства и это уменьшение носит гиперболический характер.

Второе слагаемое представляет собой отношение условно-переменных затрат к объёму выпускаемой продукции. Что представляют собой условно-переменные затраты? Это затраты, которые зависят от объёмов продукции. Они представляют собой неизменную до некоторого предела долю затрат в единице продукции. Если, например, на предприятии для основных рабочих используется простая сдельная оплата труда, то заработная основных рабочих будет отнесена к этой группе. Чем больше единиц изделия производит рабочий, тем больше его заработок и это увеличение носит характер прямой линейной пропорциональности от объёма выработки. За каждую единицу выпущенных изделий он получает одну и ту же величину оплаты труда – по установленной сдельной расценке. Вне зависимости от того сколько продукции произвёл рабочий, это отношение затрат на оплату труда к объёму производства остаётся величиной постоянной и равной сдельной расценке.

Точно также и расходы сырья на производство продукции, отнесённые к объёму производства продукции, будут до определённого предела оставаться неизменной величиной, поскольку это отношение характеризует технологическую норму расхода сырья на единицу продукции.

Это означает, что второе слагаемое равенства (2) остаётся до определённого предела величиной постоянной и независящей от изменения объёма производства.

Теперь зависимость (2) можно изобразить на рисунке 3.2. К рисунку следует сделать несколько пояснений. Ось объёмов продукции начинается не от нуля, а от единицы. Это сделано по нескольким соображениям. Первое заключается в том, что при объёме производства, равном нулю, себестоимость будет равна плюс бесконечности, как это следует из формулы (2). Поэтому данная точка на графике малоинформативна.

Второе обстоятельство заключается в том, что при объёме производства, равном единице, себестоимость продукции становится равной сумме всех условно-постоянных затрат З0 и условно-переменным затратам З1 на единицу продукции. Эта информация важна с позиций того, как в дальнейшем поведут себя затраты для предприятий разного типа – малых, средних и крупных.

Одной из отличительных характеристик малого предпринимательства является малая фондоёмкость продукции и малая фондовооружённость труда. А это означает, что уже при небольших объёмах производства первое слагаемое себестоимости – условно-постоянные затраты З0 - по своей величине является сравнимой со вторым слагаемым.

Для среднего предприятия ситуация меняется.

Во-первых, условно-постоянные затраты на порядок выше, чем у предприятий малого бизнеса – на предприятиях среднего бизнеса занято значительно больше людей, выполняющих административно-управленческие функции, чем на малых предприятиях. Поэтому для обеспечения их работой создаются рабочие места, нанимается больший штат управленцев, увеличивается амортизация и затраты на освещение и отопление и т.п. Это означает, что величина З0 значительно выше чем величина З1. То есть первое слагаемое себестоимости (2) по своей величине является сравнимой со вторым слагаемым только при существенных объёмах производства.

Во-вторых, условно-переменные затраты на средних предприятиях ниже, чем на малых предприятиях – большая фондовооружённость труда приводит к большей производительности труда и более низкой себестоимости производства единицы продукции.

Всё сказанное означает, что при небольших объёмах производства себестоимость производства единицы продукции на среднем предприятии значительно выше, чем на малом предприятии.

С увеличением объёмов производства себестоимость продукции среднего предприятия сначала становится равной себестоимости производства малого предприятия, а затем становится ниже.

Причиной этого является, во-первых, то, что вторая слагаемая формулы (2) у среднего предприятия ниже, чем у малого предприятия, а во-вторых, то, что при достижении номинального объёма производства у малого предприятия уже начинаются проблемы с уменьшением отдачи используемых в производстве ресурсов, что приводит к росту величины второго слагаемого (2) с дальнейшим ростом объёмов производства и росту себестоимости в целом. У среднего предприятия проблемы с убывающей отдачей при таком объёме производства не начинались и начнутся не скоро.

Если теперь сравнить изменение себестоимости производства крупного предприятия и среднего предприятия в зависимости от объёмов производства, легко обнаружить такую же тенденцию, как и при сравнении среднего и малого предприятия. При небольших объёмах производства себестоимость производства единицы продукции на крупном предприятии значительно выше, чем на среднем предприятии, но с увеличением объёмов производства себестоимость продукции крупного предприятия сначала становится равной себестоимости производства среднего предприятия, а затем становится ниже её.

Всё сказанное продемонстрировано на графике рисунка 3.3. На нём себестоимость производства на малом предприятии нанесена тонкой линией, себестоимость производства на среднем предприятия – линией потолще, а себестоимость производства на крупном предприятии нанесена самой толстой линией.

Очевидно, что область мелкосерийного производства на рынке занято малыми предприятиями – себестоимость единицы продукции при малых объёмах производства ниже всего на малых предприятиях.

Область среднесерийного производства малым предприятиям не осилить – себестоимость их производства по сравнению с себестоимостью предприятий среднего бизнеса существенно выше. Здесь работают предприятия среднего бизнеса. Понятно, что когда спрос на товары становится массовым – с рынка вытесняются малый и средний бизнес и царствует крупносерийное производство.

В завершение необходимо сказать несколько слов об изменении себестоимости в долгосрочном периоде, когда предприятие в состоянии нарастить производственные мощности за счёт приобретения дополнительного оборудования; аренды, строительства или приобретения дополнительных производственных помещений и т.п.

Пусть малое предприятие наращивает объёмы производства до тех пор, пока себестоимость не начинает увеличиваться в связи с проявлением закона убывающей отдачи ресурсов. Для уменьшения себестоимости при гарантированном сбыте продукции предприниматель будет вынужден нанять новых рабочих и дополнительных управленцев, приобретёт новое более совершенное оборудование и т.п. То есть, из малого предприятие превратится в среднее. При этом с ростом объёмов производства себестоимость начнёт уменьшаться и стабилизируется на несколько более низком уровне, чем у малого предприятии. Дальнейший рост объёмов производства вновь приведёт на некотором этапе к тому, что себестоимость начнёт расти. В конце концов, это приведёт к необходимости увеличить производственную мощность за счёт наращивания парка оборудования и привлечения дополнительного персонала. Среднее предприятие превращается в крупное.

Итак, роль малого бизнеса в экономике становится понятной:

1) малый бизнес удовлетворяет потребности с малыми объёмами спроса – это не массовое производство, а производство, ориентированное на узкие сегменты рынка. Это практически вся сфера услуг и мелкотоварное производство. Малый бизнес, следовательно, нацелен на удовлетворение разнообразных потребностей общества и способствует его гармоничному развитию;

2) малый бизнес гибко реагирует на изменение спроса – для быстрого запуска нового производства требуется минимальное время. Значит, именно малый бизнес способствует инновационному развитию страны;

3) малый бизнес на новых рынках вслед за возрастающим спросом на товар последовательно превращается в средний и крупный бизнес.

Вывод – чем сильнее развит малый бизнес, тем более полно удовлетворены многочисленные потребности общества, тем более динамична и адаптивна экономика. И наоборот – чем меньше малых предприятий на рынке, тем более неудовлетворённой, однообразной и стандартизированной становится жизнь общества.

Справочно:

Доля людей, занятых в малом бизнесе в России в 2012 году, чуть больше 16%, тогда как в европейских странах - около 70%.

За год с апреля 2008 по апрель 2009 гг. экономика всех стран Евросоюза упала в среднем на 5%, а уровень безработицы вырос в среднем на 1,9%. ВВП России упал на 10,9% за это время, а безработица, по данным Росстата, выросла на 8,6%[4].

В Японии на долю предприятий малого и среднего бизнеса приходится более 55% ВВП страны. В том числе в обрабатывающей промышленности – около 52%, в оптовой торговле – около 60%, в розничной торговле – около 80% и т.д. Другими словами, малые и средние предприятия Японии приводят в движение более половины экономики и промышленности страны, являющейся второй по экономической мощи державой мира. Всего на мелких и средних предприятиях Японии занято 39 506 тыс. человек, что составляет 80,6% рабочей силы. В этом секторе производится 51,8% всей промышленной продукции. На него приходится более 62% оптового и 78,5% розничного товарооборота[5].


[1] Бартенев С.А. Экономические теории и школы. – М.: БЕК, 1996. – С. 81.

[2] Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: Экономика, 1996. - С. 45-46.

[3] Светуньков С.Г. Экономическая теория маркетинга. – СПб.: СПбГУЭФ, 2003. – С. 156.

[4] Комаров А. Г., Богданова С. Ю., Личнов А. В. Проблемы теории и практики предпринимательства // - Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011.

[5] https://www.japantoday.ru/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: