Тема 2. Предпринимательство и бизнес в экономической науке

Социально-экономическое явление «предприниматель» возникло с момента возникновения хозяйственной деятельности человека, но в научный оборот оно входит несколько позже. Понятие «предприниматель» появилось впервые во времена античности и означало человека, ведущего общественное строительство. В средние века вместо понятия «предприниматель» использовали слова «антрепренер», что в переводе с французского языка означает посредник.

Использовалось это понятие в двух значениях:

1) так называли лиц, отвечающих за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов;

2) так обозначались организаторы парадов и музыкальных представлений.

С XV века французский термин «entreprendre» - «предпринимать» ложится в основу английского «enterprise», что имеет три значения:

1) сложный, рискованные проект или дело;

2) готовность к активным действиям, инициативность;

3) совместное хозяйственное предприятие; разновидность бизнеса; постоянная направленная деятельность.

В научный оборот это понятие вводит Ричард Кантильон (1680-1734), который отмечал в своей работе «Очерк об общей природе коммерции» (1755), что именно предприниматель несёт весь риск в различных операциях хозяйственной деятельности («покупает по определённой цене, чтобы продать по неопределённой цене»). Расхождения между спросом и предложением создают возможности покупать дешевле и продавать дороже. «Предприниматель может быть торговцем или землевладельцем, но в равной степени он может быть и капиталистом, использующим чужой труд; однако во всех случаях предпринимательская роль остаётся непосредственно за тем, кто принимает решения в условиях неопределённости».

Главное для предпринимательской деятельности по Р. Кантильону - это предвидение и желание брать риск на себя. Доход предпринимателя - это плата за риск.

Несколько позже интерес к фигуре предпринимателя отразился в работе Анна Роберта Жака Тюрго (1727-1781) «Размышления о создании и распределении богатства» (1770).

Развивая идеи Ф. Кенэ, А. Тюрго считает, что для нормального процесса воспроизводства и бесперебойной реализации совокупного продукта необходимо соблюдение межотраслевых пропорций, в частности между земледелием и промышленностью. А обеспечивают функционирование межотраслевого равновесия именно предприниматели.

А. Тюрго принимал предложенную Ф. Кенэ трёхклассовую структуру общества (производительный класс (сельскохозяйственное производство), класс собственников и непроизводительный (бесплодный) класс), но считал, что бесплодный класс не однороден по своему составу, в нём можно выделить две отличающиеся друг от друга социальные группы: предпринимателей (или капиталистов) и наёмных работников.

Первые получают прибыль за вложенный капитал (авансы по его терминологии), вторые - заработную плату за труд. А. Тюрго отмечает, что и представители класса собственников могут оказаться предпринимателями (капиталистами), если вложат свой капитал для получения прибыли в предприятия производительного или бесплодного класса.

Именно благодаря предпринимателям осуществляется процесс свободного перелива капитала между отраслями и происходит естественное выравнивание нормы прибыли. Увеличение спроса на какой-либо товар ведёт к росту цен на него, следовательно, производители данного товара получают на свои капиталы повышенную прибыль.

Другие капиталисты-предприниматели фиксируют это и осуществляют перелив капиталов в отрасль, выпускающую дефицитный товар и дающую возможность получения повышенной прибыли. В итоге производство в данной отрасли растёт, товар перестаёт быть дефицитным, его цена снижается, падает и норма прибыли.

Таким образом, при наличии свободной конкуренции между отраслями и возможности свободного перелива капиталов между отраслями норма прибыли на капитал во всех отраслях производства и торговли будет стремиться к среднему уровню, а предложение товаров будет соответствовать спросу на них.

Немаловажное значение для развития теории предпринимательства имеет работа Адама Смита (1723-1790) «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Непосредственно фигура предпринимателя не привлекает внимание А. Смита, но сформулированная им концепция «свободной конкуренции» имеет принципиально важное значение для становления и развития теории предпринимательства. По его мнению, рыночная система формируется спонтанно как раз силами предпринимателя. Чаще всего Смит рассматривает предпринимателя как торговца. А торговца рассматривает как спекулянта.

«Купец-спекулянт не занимается какой-нибудь одной регулярной прочно установившейся и широко известной отраслью торговли. В одном году он торгует зерном, в следующем - вином, а затем сахаром, табаком или чаем. Он хватается за любое торговое дело, которое обещает ему прибыль выше обычной, и он бросает его, как только замечает, что прибыль от него понижается до уровня других отраслей торговли. Его прибыли и убытки поэтому не могут быть ни в каком соответствии с прибылями и убытками в какой-либо установившейся и общеизвестной отрасли торговли. Смелый авантюрист может иногда приобрести значительное состояние в результате двух или трёх успешных спекуляций, но с такой же вероятностью он может потерять целое состояние вследствие двух или трёх неудачных спекуляций»[1].

Стремление к прибыли движет предпринимателем. «Введение новой отрасли производства или торговли или нового метода в земледелии всегда представляет собою своего рода спекуляцию, от которой предприниматель ожидает получить чрезвычайную прибыль. Прибыли эти иногда бывают очень велики, но иногда, а может быть, и чаще всего бывает совершенно противоположное; но, по общему правилу, прибыли эти не находятся ни в каком правильном соответствии с прибылями других, старых отраслей промышленности и торговли в данной местности. В случае успеха предприятия прибыль обыкновенно бывает вначале очень высока. Когда же данная отрасль производства или торговли или новый метод вполне упрочивается и становится общеизвестным, конкуренция уменьшает прибыль до обычного уровня её в других отраслях».

Невмешательство государства в хозяйственную жизнь и экономическая свобода предпринимательской деятельности - таков важнейший вывод А. Смита: «Политика вмешательства порождает весьма важное неравенство в общей сумме выгод и невыгод различного приложения труда и капитала, ограничивая в некоторых промыслах конкуренцию меньшим числом людей» [2].

Следующим этапом в развитии теории предпринимательства стали работы Жана Батиста Сэя (1767-1832) «Трактат политической экономии» (1803) и «Полный курс практической политической экономии» (1829).

Ж.-Б. Сэй считал, что именно предприниматель осуществляет рациональную координацию факторов производства (земли, капитала и труда). От эффективности предпринимательской деятельности зависит и размер прибыли, поэтому, предпринимательская деятельность, по мнению Ж. Б. Сэя, становится четвертым фактором производства. Эта идея не получила широкого признания и не получила должного развития ни в трудах самого Сэя, ни у его последователей. Лишь во второй половине ХХ века исследователи стали рассматривать умения и навыки предпринимателя в качестве специфического капитала, влияющего на эффективность хозяйственной деятельности, а в научный оборот было введено понятие человеческий капитал предпринимателя.

Ж. Б. Сэй признал, что услуги - это тоже производство полезности, равноценное изготовленному товару. Следовательно, на услуги существует такой же спрос, как и на товары. Предпринимательская деятельность - это услуга, на которую всегда есть определённый уровень спроса, поэтому предпринимательский доход это не только плата за риск, организаторскую деятельность и новаторство, но и результат определённого соотношения спроса и предложения на данный вид услуг.

Карл Генрих Маркс (1818-1883) не представил цельной концепции предпринимательства, так как ставил перед собой совершенно иные задачи. Для него интерес представлял сам капитал, его природа происхождения и специфика приращения. Большая часть его идей была изложена в его фундаментальном исследовании «Капитал» (первый том «Процесс производства капитала» вышел в свет в 1867, четвёртый «Теория прибавочной стоимости» - в 1905).

Тем не менее, в его работах сформулирован ряд идей, представляющих интерес и для теории предпринимательства.

«… обращение денег в качестве капитала есть самоцель, так как возрастание стоимости осуществляется лишь в пределах этого постоянно возобновляющегося движения. Поэтому движение капитала не знает границ. Как сознательный носитель этого движения, владелец денег становится капиталистом. Его личность или, точнее, его карман - вот тот пункт, откуда исходят и куда возвращаются деньги. Объективное содержание этого обращения - возрастание стоимости - есть его субъективная цель, и поскольку растущее присвоение абстрактного богатства является единственным движущим мотивом его операций, постольку - и лишь постольку - он функционирует как капиталист, т. е. как олицетворённый, одарённый волей и сознанием капитал… Равным образом не получение единичной прибыли является его целью, а её неустанное движение. Это стремление к абсолютному обогащению, эта страстная погоня за стоимостью являются общими и для капиталиста и для собирателя сокровищ, но в то время как собиратель сокровищ есть лишь помешанный капиталист, капиталист есть рациональный собиратель сокровищ» [3].

Увеличение прибыли - главный мотив капиталистического производства. Для демонстрации этой мысли К. Маркс цитирует английского публициста Т. Даннинга (T. J. Dunning): «Капитал избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому» [4].

Источником капитала по К. Марксу выступает:

1) принуждение рабочих к более напряжённому труду (увеличивая рабочее время);

2) внедрение нового оборудования (тем самым сокращая необходимое рабочее время для производства продукции).

К. Маркс продемонстрировал нестабильность экономической системы, зафиксировал основные механизмы её неравновесности, изложил базовые принципы концепции цикличности экономических кризисов, а также выделил основные черты предпринимателей-капиталистов.

Альфред Маршалл (1842-1924) фигуре предпринимателя посвятил несколько глав из своего фундаментального исследования «Принципы экономической науки» (1890). Его концепция предпринимателя не отличалась оригинальность, а скорее представляла устоявшуюся точку зрения среди исследователей того времени.

«...Если человек обладает талантом управлять предприятием, он обязательно придёт к тому, чтобы употребить свой талант к выгоде человечества; одновременно такое же стремление действовать в собственных интересах побудит других предоставить в его распоряжение столько капитала, сколько он сумеет выгоднее всего применить; его собственные интересы побудят его так хорошо организовать работающих у него по найму, что каждый из них станет выполнять только самую квалифицированную работу, на которую он только способен, и никакую другую; и это заставит предпринимателя покупать такое количество машин и других средств производства, какое в его руках сможет обеспечить удовлетворение мировых потребностей в объёме, превышающем затраты на указанные средства производства» [5].

Торнстейн Бунде Веблен (1857-1929) объявил предпринимателя главной угрозой существования экономики. В своей работе «Теория делового предприятия» (1904) он утверждает, что стабильное функционирование промышленности не даёт быстрого обогащения собственникам, оно позволяет в лучшем случае сохранить собственность, но не преувеличить её. Материальное благополучие и процветание собственников зависит не от стабильного функционирования индустриальной системы, а, наоборот, от кризисов. Поэтому «этот класс бизнесменов … заинтересован в крупных и частых возмущениях системы, поскольку именно изменчивость ситуации порождает доходы представителей этого класса»[6]. Подчинение индустриальной системы целям возрастания денежного богатства деформирует её, вызывая кризисы недопроизводства и перепроизводства. Кроме того, как отмечает Т. Веблен, полученные предпринимателем прибыли не инвестируются в производство, а даже наоборот, производство рассматривается с позиций возможного инвестирования в капитал. Результатом этого становится то, что финансовая составляющая предприятия начинает в разы превышать её физическую составляющую.

Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1972) сформулировал теорию неопределённости и прибыли, которая в основном развивала концепцию риска Дж. Ст. Милля и Т.Б.Веблена. В своём исследовании «Риск, неопределённость и прибыль» (1921) Ф. Найт отмечает, что точное знание возможно лишь тогда, когда поведение изучаемого объекта жёстко ограничено его физическими параметрами (например, размер, масса, сила, эластичность и т.п.). Экономическая среда изменяется под воздействием столь большого числа объектов и факторов, что учесть их не представляется возможным. Поэтому полностью познать экономические объекты невозможно, можно лишь определить вероятность осуществления того или иного события.

В сфере предпринимательской деятельности практически каждая ситуация уникальна и потому рассчитать её вероятность невозможно. «...Решения в сфере бизнеса относятся, вообще говоря, к настолько уникальным ситуациям, что их нельзя подвергнуть статистической группировке для определения примерной вероятности того или иного исхода....Именно эта истинная неопределённость придаёт экономической организации характерную форму «предприятия» и объясняет существование специфического дохода предпринимателей»[7] [Найт-1994, с. 26].

Таким образом, по Ф. Найту, предприниматель - это хозяйствующий субъект, получающий свой предпринимательский доход за реализацию специфической функции - принятие решений в ситуациях неопределённости.

Джон Мейнар Кейнс (1883-1946) барон Тилтонский в исследовании «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) фигуре предпринимателя уделяет весьма поверхностное внимание. Основываясь на идеях Ф. Найта, он утверждал, что действия предпринимателей весьма далеки от совершенства и базируются в основном на иррациональных представлениях, которые он называл «животным чутьём». С его точки зрения, участники рынка в своих действиях скорее руководствуются инстинктом, азартом, оптимизмом или пессимизмом, чем рациональным расчётом: «Деловые люди ведут игру, в которой переплетаются ловкость и удача, средние результаты которой неизвестны участникам. Если бы человеку по его природе не свойственно было искушение рискнуть испытать удовлетворение (помимо прибыли) от создания фабрики, железной дороги, рудника или фермы, то на долю одного лишь холодного расчёта пришлось бы не так уж много инвестиций»[8].

Предприниматель в исследованиях Дж. М. Кейнса - это тип хозяйственника, который способен к риску, обладает духом активности, уверен в перспективности своих действий, стремится достичь лучшего социального положения, но принимаемые им решения не всегда рациональны и логически обоснованы.

Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950) видел в предпринимательской деятельности основу капиталистической системы хозяйствования. Разделяя точку зрения о том, что предприниматель стремится к максимизации своей прибыли, он показал, что для этих целей лучше всего подходит ситуация монополии – каждый предприниматель стремится к монополии. Один из важнейших инструментов получения монополии на рынке – новшества, инновации. Выпуская на рынок новый товар, предприниматель некоторое время получает максимальные прибыли, пользуясь этой своей монополией: «монополистом по определению является всякий, кто продаёт нечто, отличающееся по любому признаку (включая упаковку, расположение торговой точки и способ обслуживания) от того, что продают другие: любой лавочник или продавец мороженного, организационно не связанный с другими продавцами мороженного данного сорта» [9].

Отсюда Шумпетер делает вывод: «функция предпринимателей заключается в том, чтобы реформировать или революционизировать производство, используя изобретения или, в более общем смысле, используя новые технологические решения для выпуска новых товаров или производства старых товаров новым способом, открывая новые источники сырья и материалов, новые рынки, реорганизуя отрасль и т.п.»[10].

Сегодня эта точка зрения является основной как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В научных исследованиях от каждого хозяйствующего субъекта ожидают всплеск инновационной активности или ищут социокультурные или психологические предрасположенности к инновациям.

Людвиг Эдлер фон Мизес (1881-1973) в трактате «Человеческая деятельность» (1940) отмечает, что «в экономической теории предприниматель, капиталист, землевладелец, рабочий и потребитель … представляют собой воплощение отдельных функций в рамках функционирующего рынка» [11]. Реально существующий индивид сочетает в себе если не все эти функции, то несколько одновременно. «...Каждая функция является великолепно интегрированной: предприниматель получает прибыль или несёт убытки; собственник средств производства (капитальных благ или земли) получает определённый процент; рабочий получает заработную плату» [12]. Предпринимательская функция заключается в способности создавать и распознавать возникающие субъективные возможности получения прибыли и действовать так, чтобы реализовывать их. «Специфическая предпринимательская функция заключается в определении сфер применения факторов производства. Предприниматель - это человек, который находит им какое-либо предназначение. При этом он движим исключительно эгоистическим интересом извлечения прибыли и приобретения богатства»[13]. Л. фон Мизес критикует точку зрения, основанную на утверждении, что предпринимательская прибыль является результатом простого принятия рисков, которая является не более чем одной из статей издержек производства. Основной элемент предпринимательства - способность людей к творчеству. «Чтобы добиться успеха в коммерции, человеку не нужна степень, полученная в бизнес-школе. Эти школы готовят подчинённых для рутинной работы. Они не готовят предпринимателей. Предпринимателя нельзя подготовить. Человек становится предпринимателем, используя возможности и заполняя пробелы»[14].

Теодор Уильям Шульц (1902-1998) открыл новую проблемную сферу в изучении такого сложного и многогранного явления, как предпринимательство. В 50-е гг. Т. Шульц руководил проектом «Технологическая помощь Латинской Америке», охватывающим все секторы экономики слаборазвитых стран, включая сельское хозяйство. По его мнению, образовательный уровень населения в значительной степени определяет его способность использовать информацию и технологию для развития, равно как и для структурной перестройки экономики. Капиталовложения в человеческий капитал могут оказаться решающим фактором для экономического развития стран[15].

Фермеры, например, по мнению Т. Шульца, нуждаются не столько в новых технологиях сельскохозяйственного производства, сколько в повышении собственных знаний, повышения качества жизни, большей информированности. Правительства развивающихся государств в целях подъёма экономики должны сконцентрировать свои усилия не на закупке современной техники и высокоурожайных культур, они должны развивать образование, обучать предпринимателей и обеспечивать их необходимой информацией. В целом по мнению Т. Шульца, государства должны в большей степени инвестировать средства не в строительство дорог, мостов, фабрик и заводов, а здравоохранение, образование и науку.

Израэл Кирцнер (род. 1930) в своей книге «Конкуренция и предпринимательство» (1973) попытался сформулировать теорию рыночного процесса, которую противопоставил теории равновесных цен. «...Экономическая теория, придающая особое значение равновесию, склонна недооценивать роль предпринимателя. Его роль в какой-то мере отождествляется с движением от одного положения равновесия к другому, с «нововведениями» и динамичным изменением, но не с динамикой самого процесса установления равновесия. Вместо предпринимателя доминирующая теория цены имеет дело с фирмой, уделяя особое внимание аспектам максимизации прибыли. По существу, этот акцент заставил многих исследователей в области теории цены ошибочно понимать под понятием «предприниматель» просто центр принятия максимизирующих прибыль решений в рамках фирмы. Исследователи совершенно проигнорировали роль предпринимателя, предположив сверхосведомленность о несоответствии цен внутри экономической системы»[16].

По мнению И. Кирцнера, рынок состоит из взаимодействующих решений потребителей, предпринимателей-производителей и собственников ресурсов. Изменение этих решений в течение времени и формирует рыночный процесс. Предпринимательская деятельность направлена на дестабилизацию рынков, так как именно в условиях нестабильности он способен получить максимум прибыли. Дестабилизация может достигаться как посредством создания новых продуктов, так и с помощью иных средств. Поэтому предпринимательская функция трактуется шире инновационной, инновации - это всего лишь одна из множества предпринимательских функций, причём даже и не доминирующая.

Основное стремление предпринимателя - получать прибыль, а инновации и нестабильность рынка - этого всего лишь последствия от этой деятельности.

Итак, объединяя основные выводы учёных о предпринимателе, ему, как субъекту хозяйственной деятельности, свойственны:

- стремление к прибыли;

- осуществление хозяйственной деятельности в условиях риска и неопределённости;

- принимать решения, которые соответствуют имеющимся знаниям, навыкам и умениям, т.е. человеческому капиталу;

- стремление спровоцировать нестабильность на рынке с целью получения прибыли;

- стремление к монополизации рынка за счёт инноваций.

Из всего, сказанного выше, следует вывод, что предприниматель и предпринимательская деятельность являются некоторым отличительным явлением в экономике. Как эти понятия связаны с понятиями «бизнесмен» и «бизнес»?

Чтобы понять различие, обратимся к Й.Шумпетеру:

«Хотя в начале своего пути предприниматели не обязательно принадлежат к классу буржуазии и даже, как правило, к нему не принадлежат, они тем не менее входят в него в случае успеха. Таким образом, хотя предприниматели сами по себе социального класса не образуют, класс буржуазии впитывает в себя их самих, их семьи и родственников, укрепляя тем самым свой численный состав и жизненные силы, при этом семьи, которые отстраняются от активного участия в бизнесе, выпадают из этого класса через одно-два поколения. Основную массу составляют те, ком мы называем промышленниками, торговцами, финансистами и банкирами; они находятся на промежуточной стадии между двумя полюсами: предпринимательским началом и рутинным администрированием доставшегося по наследству дела. Доходы, за счёт которых класс буржуазии существует, и социальное положение, которое он занимает, зависят от успеха этого более или менее активного сектора - который необязательно составляет меньшинство, в США, например, его доля в буржуазном классе составляет более 90% - и индивидов, находящихся на пути к вступлению в этот класс. Таким образом, экономически и социологически, прямо и косвенно буржуазия зависит от предпринимателя и как класс живёт и по прошествии более или менее продолжительного переходного периода отомрёт вместе с ним»[17].

Шумпетер показал, что предприниматель (не являющийся буржуа), создавая некоторое производство, посредством своего дохода включается в класс буржуа.

Его наследники, занимаясь рутинным администрированием, поддерживают начатое дело (бизнес), не проявляя предпринимательской активности. Они – бизнесмены.

Если наследники не занимаются бизнесом, а просто получают дивиденды от принадлежащего им бизнеса, они – буржуа.

Таким образом, всякий предприниматель является бизнесменом, но не всякий предприниматель является бизнесменом.

Так как же определить предпринимателя? Простое перечисление выявленных свойств не позволяет выделить предпринимателя из общей совокупности бизнесменов. Предприниматель это бизнесмен:

1) стремящийся к личному обогащению (а кто этого не хочет?);

2) осуществляющий хозяйственную деятельность в условиях риска и неопределённости (но эти условия – объективные условия в экономике!);

3) способный принимать решения, соответствующие имеющимся знаниям, навыкам и умениям, т.е. человеческому капиталу (Брежнев тоже принимал такие решения);

4) стремящийся спровоцировать нестабильность на рынке с целью получения прибыли (исследования психологов показали, что подавляющее большинство предпринимателей избегает нестабильности);

5) стремящийся к монополизации рынка за счёт инноваций (инновации внедрялись и в СССР, который был монополистическим государством).

Все эти черты присущи предпринимателю, но они не являются отличительными. Для выявления этой отличительной черты следует понять мотивы предпринимателя.

В большей части случаев предприниматель не относится к зажиточному классу. Поэтому стремление к личному обогащению – это стремление к удовлетворению неудовлетворённых потребностей.

При росте дохода человека у него появляются возможности для постепенного удовлетворения уже имеющихся потребностей и последовательного выявления новых (более высоких) потребностей, которые занимают место удовлетворённых (теория Маслоу). При удовлетворении этих новых потребностей (с ростом дохода) их место тут же занимают новые ещё более высокие потребности, и так далее. Совокупность потребностей человека на самом деле ограничена только снизу – при удовлетворении потребностей низшего уровня у человека появляются новые возможности и новые потребности, о которых он и не подозревал.

Любой человек по мере роста своего дохода удовлетворяет всё новые и новые возникающие потребности. Но предприниматель не останавливается на достигнутом, он продолжает работать в стремлении к новым доходам. Значит, доходы дают предпринимателю нечто большее, чем простое стремление к удовлетворению всё возрастающих потребностей. И здесь нам на помощь приходит такое неотъемлемое свойство предпринимателя - способность и стремление к самостоятельности в принятии решений. Представляется, что именно это свойство и является ключевым – стремление к самостоятельности и независимости. Ведь с ростом доходов не только увеличиваются возможности человека по удовлетворению своих потребностей в еде, одежде, доме и т.п. – увеличивается независимость от других людей, поскольку с ростом доходов всё меньшее и меньшее количество окружающих предпринимателя людей влияют на его судьбу.

Стремление к личной свободе – вот то свойство предпринимателя, на которое многочисленные исследователи предпринимателя и предпринимательской деятельности так и не обратили своего внимания. Конечно же, многим людям свойственно стремление к свободе и независимости, но предприниматель путём к этой независимости и способом обретения своей личной свободы избирает самостоятельную хозяйственную деятельность, не зависимую от чьего-либо вмешательства и указаний. Чем больше зарабатывает предприниматель, тем большие свободы он приобретает.

Теперь, с учётом этого уточнения, можно дать сбалансированное определение тому, кто же является предпринимателем: это бизнесмен, самостоятельно на свой страх и риск осуществляющий хозяйственную деятельность с целью повышения уровня свой личной свободы за счёт обретения материальной независимости посредством получения максимально возможных доходов от предпринимательской деятельности.

На определённом этапе большие деньги приводят к ограничению свободы – свободы стесняются необходимостью заботы о деньгах. Возникает точка бифуркации, когда предприниматель, став членом класса буржуазии, выбирает тот или иной аттрактор (тип поведения):

- продолжать копить богатства (стиль МакДака),

- перевести свой бизнес в публичную область (акционирование капитала),

- избавиться от существенной части капитала, отдав его на благотворительные нужды.

Последнее возможно только в условиях свободного общества.


[1] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Экмо, 2007. – С. 160.

[2] Там же, с. 165.

[3] К.Маркс. Капитал (Критика политической экономии). Т.1 - С. 164-165.

[4] Там же, с. 770.

[5] Маршалл А. Основы экономической науки – М.: Эксмо, 2007. – с. 270.

[6] Веблен Т. Теория делового предприятия / Пер. с англ. – М.: Дело, 2007. – с.30.

[7] Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. - 1994. Вып. 5. - С. 26.

[8] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Эксмо, 2007. – С. 159.

[9] Й. Шумпетер. Капитализм, Социализм и Демократия. – М.: Экономика, 1995. – С. 144.

[10] Там же, с. 183.

[11] Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. – Челябинск: Социум, 2008. – С. 238.

[12] Там же, с. 240.

[13] Там же, с. 274.

[14] Там же, с. 296.

[15] Шульц Т. У. Экономика пребывания в бедности // В кн.: Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. Т. V, кн. 1. – М.: Мысль, 2004. – 767 с., С. 358-372

[16] Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.36.

[17] Й. Шумпетер. Капитализм, Социализм и Демократия. – М.: Экономика, 1995. – С. 186


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow