double arrow

Виды анкетных вопросов

2

Под анкетными вопросами специалисты понимают все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а также и предлагаемые варианты ответов.

В социологии анкетный вопрос выполняет функцию исследовательского инструмента. Автор социологической анкеты o6paщается к большой совокупности неизвестных людей. Следовательно, вопрос анкеты должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов: молодым и пожилым, людям с высшим и средним образованием, горожанам и селянам.

Специалисты классифицируют анкетные вопросы по самым раз­нообразным основаниям. Вопросы о фактических данных выясня­ют информацию о том, что люди знают (например, «Каков доход на одного человека в Вашей семье?» или «Имеете ли Вы машину?»). В вопросах о мнениях и убеждениях речь идет о том, что люди ду­мают по поводу того, что они знают или считают, что знают.

Оп­рос общественного мнения может дать прямую информацию, ка­сающуюся лично опрашиваемого («Я считаю, что внедрение новой формы организации труда не должно вести к понижению зарпла­ты людей»), либо косвенную, затрагивающую или характеризующую других людей («На мой взгляд, большинство членов нашей брига­ды неодобрительно относятся к четкому режиму работы»).

Косвен­ное (прожективное) высказывание является, как правило, более до­верительным, если речь идет об интимных или чисто личных воп­росах. Высказываясь за других, респондент демонстрирует уровень осведомленности о мнении большинства, степень включенности в совместную деятельность. В ряде случаев вместо прямых вопросов лучше задавать косвенные.

В учебных пособиях рекомендуется не задавать вопросы «по­чему?» («Почему Вы предпочли этот коллектив?»). Дело в том, что вопрос «почему?» нехорош тем, что вызывает ответы разного со­держания, выдвигая в качестве причины разные побуждения, ко­торые интервьюеру будет трудно классифицировать. Опрашива­емый может ответить первое, что пришло в голову, или намерен­но скрыть истинные причины, указав чисто внешние мотивы, дать оправдание своему поступку вместо объяснения.

Задавая простые вопросы, мы имеем большую вероятность быть понятыми респондентом, но получим поверхностную информа­цию. Последствия сложных вопросов противоположны. Выбор формулировки зависит не только от цели исследования, но и от квалификации исследователя. В опросе на предприятии лучше Довольствоваться простыми вопросами. Собрав простые вопросы и выстроив их надлежащим образом, мы получим более точную, хотя и менее широкую, информацию о проблеме.

Обычно все вопросы в анкете подразделяют по:

1) содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента);

2) форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

3) мето­дической функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и др.);

4) отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные);

5) технике заполне­ния (трудные, сложные).

Нередко два основания классификации — форму и технику заполнения — методисты объединяют. Поэтому в одних учебниках открытые и закрытые вопросы проходят по критерию «форма вопроса», в других — «техника заполнения». Это не ошибка, так как любые критерии классификации весьма услов­ны, и то, что одному методисту кажется признаком техники за­полнения, другой считает формальным критерием.

В описанной классификации все виды анкетных вопросов — специализированные. Каждый вид выполняет отведенную ему роль, занимает строго однозначное место в иерархии или компо­зиции анкеты. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все ан­кетные вопросы бывают либо открытыми, либо закрытыми.

По предметному содержанию выделяются вопросы о знаниях людей, их мнениях по поводу различных явлений и фактов, о пожеланиях, ожиданиях и планах на будущее; о фактах поведе­ния — поступках, действиях и результатах деятельности; наконец, о личности респондента. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.

В этом виде вопросов есть особый блок — вопросы о личности респондента, которые входят во все социологические анкеты и называются «паспортичкой», или социально-демографическими вопросами. Они выявляют пол, возраст, национальность, образо-вание, профессию, семейное положение, доход, место жительства или работы и т.п.

Другое направление классификации вопросов по предметному содержанию связано с выделением различных сфер социальной практики: труд, досуг, семья, культура, образование и т.п.

Прямые (личные) и косвенные формулировки вопросов ис-пользуются в зависимости от отношения используемой информа-ции к личности респондента. Если нужные социологу данные являются психологически нейтральными, не нарушают чувства собственного достоинства респондента, то на прямые вопросы можно получить вполне достоверную информацию. Острые вопросы формулируются в косвенной форме, которая помогает час-тично преодолевать психологические барьеры.

Например, по по-воду социально неодобряемых видов поведения (алкоголизм, бю-рократизм, грубость, взяточничество) людям проще рассуждать применительно к более общим, безличным ситуациям: не — «Я», «мой друг», «мой непосредственный начальник», «наш директор», а «окружающие, которых я наблюдаю», «учреждения, где мне при­ходится бывать», «мой жизненный опыт».

По методическим функциям выделяют вопросы-фильтры, кон­тактные вопросы. Необходимость в вопросах-фильтрах возника­ет тогда, когда исследователю нужно получить данные, относящи­еся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой ее части. Цель контрольных вопросов — выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме.

Контактные вопросы используются для управления психологической ситуацией интер­вью, для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос. В практике опросов чаще всего эта функция выполняется вопросами наиболее простыми по смыслу и по технике заполнения и одновременно дающими не­обходимую исследователю информацию.

Закрытые и открытые вопросы

По своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два основных вида — открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформу­лировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуаль­ного сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает на­личие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабаты­вает до начала опроса, используя свои теоретические знания.

Закрытыми считаются такие вопросы, в которых перечисле­ны все без исключения ответы (альтернативы) и в которых, таким образом, свобода выражения респондентом своего мнения сведе­на если не к минимуму, то к очень жестким границам. Какого-то единого критерия того, что считать закрытым вопросом, у специ­алистов нет. Одни полагают, что закрытым является вопрос, в котором респонденту предлагается один или несколько возмож­ных ответов, другие — если на вопрос в анкете обязательно при­водится полный набор вариантов ответов.

Как правило, закры­тыми специалисты называют такие вопросы, на которые в вопрос­нике приведены полные (завершенные) наборы всех возможных вариантов ответов. Это весьма удобная для респондента форма, поскольку она не заставляет его напрягать свою память и иные мыслительные процессы.

Пример:

Каков доход на одного человека в вашей семье?

1. До 1000 руб.

2. От 1001 до 5000 руб.

3. От 5001 до 10 000 руб.

4. Свыше 10 000 руб.

Пункты в списке ответов называются: подсказками, альтернативами, закрытиями, вариантами. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который он избрал.

Другой пример, выясняющий отношение человека к своей работе: «Что нравится Вам в Вашей работе?»

Ему обычно соответствуют следующие варианты ответов:

а) заработок;

б) разнообразие работы;

в) работа заставляет думать;

г) возможность продвижения по службе;

д) характер выпускаемой продукции;

е) отношения с администрацией;

ж) физическая нагрузка во время работы.

Теперь спросим себя: является ли подобный вопрос закрытым? Если следовать первому определению — «респонденту предлага-ется один или несколько возможных ответов», — то, конечно, это закрытый вопрос. Если же применим второй критерий — «обязательно полный набор вариантов ответа» — то увидим, что это вовсе не закрытый вопрос. Действительно, все ли факторы, благодаря которым работа может нравиться человеку, здесь перечислены? Вероятно, нет.

Кому-то может понравиться отсутствие жесткого контроля со стороны начальника, возможность без ущерба для дела сходить в рабочее время в магазин и т.д. Но эти и другие варианты не предусмотрены. Как быть респонденту, который имен-но их считает основными? Не отвечать на вопрос вовсе или отметить другой вариант и дать ложную информацию?

Проблема не простая, тем более что в большинстве анкетных обследований фигурируют именно закрытые вопросы. В них ва-рианты ответов составляются произвольно, исходя из собственного опыта. Можно, конечно, упрощать программу и процедуру onpo-са, как мы это и сделали, но не до такой степени, чтобы не соблюдать никаких научных требований.

Закрытые вопросы подразделяют на несколько групп. Дихотомические вопросы предполагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да, нет, не знаю (или затрудняюсь ответить)». Возможные варианты ответов могут представлять собой оценочную шкалу, изменяющую степень проявления какой-либо характеристики респондента (интенсивности мнения, уровня информированное, активности участия в каком-либо виде деятельности). Дихотомические вопросы хороши при изучении фактов.

Респонденту легко ответить на вопрос: «Есть ли в вашем домохо­зяйстве пылесос?» — «Да» («Нет»).

Закрытый вопрос может содержать набор суждений, предметов, фактов, из которых респондент выбирает заданное (или неограни­ченное) число наименований по какому-либо основанию, предло­женному автором анкеты. Иногда закрытые вопросы содержат за­дачу ранжирования выбранных вариантов, т.е. упорядочения их по степени привлекательности, значимости для отвечающего. Напри­мер, из предложенного списка отбираются только просмотренные фильмы, указывают три самые привлекательные профессии и т.п. При построении данного типа вопросов важно обеспечить доста­точную полноту списков и четкость критериев отбора.

Однако не только о полноте списка альтернатив у социолога дол­жна болеть голова. Необходимо следить за тем, чтобы список аль­тернатив не был пересекающимся. Типичная ошибка: «Каков ваш среднемесячный доход?» Варианты ответов: 300-600 руб.; 600-900 руб. Правильнее написать: 300-600 руб.; 601-900 руб.

Закрытые вопросы не выполняют своего назначения, если не соблюдается главное требование: необходимо максимально пре­дусмотреть возможные варианты ответов. Тогда закрытый вопрос позволяет более строго интерпретировать ответ. Если составитель анкеты включил все альтернативы, т.е. не забыл ничье мнение, каким бы странным оно ни показалось, то практически всех рес­пондентов он поставил в равные условия. Стало быть, и для себя создал более надежные основания сопоставить эмпирические дан­ные, сделать правильный выбор.

Вот оно золотое правило анкетного вопроса — поставить всех респондентов в условия равного выбора. Оно относится как к зак­рытому, так и к открытому вопросу. Разница, и достаточно зна­чительная (с методической точки зрения), заключается в том, что в открытом вопросе никаких ограничений для выбора нет пото­му, что не перечислено ни одной позиции выбора. Респондент сам фиксирует одну из них, ему ученый указывает лишь область по­иска. В закрытом вопросе о равенстве шансов должен позаботиться сам исследователь, для чего необходимо прочитать всю литерату­ру, опросить, если надо, всех специалистов, все тщательно про­думать и взвесить с одной-единственной целью: ничего не упус­тить, перечислить все позиции, даже самые экстравагантные.

Равенство шансов на выбор — это золотое правило выборочно­го обследования вообще. Каждый респондент должен иметь совер­шенно одинаковые шансы попасть в выборочную совокупность. Никому нельзя отдавать предпочтения и никого нельзя забывать. То же самое, как мы выяснили, относится и к анкетным вопросам.

Неопытный исследователь, как правило, затрудняется перечис­лить все возможные ответы. В таком случае употребляйте ослаб­ленный вариант закрытого вопроса — полузакрытый вопрос. В кон­це списка ответов оставляйте место (две-три строчки) и пишите: «Другие ответы...» Подобный компромисс требует дополнитель­ных затрат, ведь открытая форма вопроса в конце («другие отве­ты...») предполагает кодировку полученных данных самим иссле­дователем. Предусмотрите в анкете два-три дополнительных кода, обозначьте их номера в конце полузакрытого вопроса, а позже, при обработке всего массива анкет, обведите нужный код сами.

Полузакрытые вопросы используют также и опытные исследо­ватели в тех случаях, когда они, задавая закрытый вопрос, не уве­рены, что предлагаемый ими набор вариантов ответа является полным или исчерпывающим.

Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные вопросы предполагают выбор респондентом только одного варианта ответа из набора предлагаемых. В результате при статистической обработке сумма ответов на все вопросы (включая варианты «нет ответа») всегда будет составлять 100% (т.е. точно совпадать с объемом выборки). Типичными альтернативны-ми вопросами являются вопросы о социально-демографических характеристиках опрашиваемых (пол, возраст, образование, оци-ально-профессиональный статус, размер среднедушевого дохода за конкретный период времени). Пример альтернативного вопроса: «Имеете ли вы детей?» 1 — да, имею; 2 — нет, не имею.

Уже само понятие «альтернативные суждения» предполагает, что респондент выбирает из нескольких только один вариант, ибо oни взаимно исключают друг друга (например, черный и не черный). Допустим, вы формулируете вопрос: «Как Вы считаете, соответствует или не соответствует Ваша профессиональная подготовка требованиям рабочего места?» — и предлагаете две альтернативы: «соответствует» и «не соответствует». Формально такой вопрос является альтернативным: выбор позиции «соответствует» исключает вторую альтернативу.

Содержательно же вы неправильно подобрали сами альтернативы, ибо респондент крайне редко может оценить точную степень такого соответствия. Чаще его квалификация соответствует (или не соответствует) в большей или меньшей степени требованиям работы. И когда вы не учитываете эту особенность, но даете альтернативную формулировку, респондент может затрудниться с ответом. Это вполне логичная ситуация, здесь следует поставить третью альтернативу: «затрудняюсь ответить».

Иное дело — фактологические вопросы типа «Участвовали ли Вы в течение последнего месяца хотя бы в одной акции протеста?» «Храните ли Вы дома зарегистрированное оружие?» или «Назовите свой разряд (должность)». Перечислив сгруппированные по уровням ква­лификации рабочие разряды — 1-й и 2-й, 3-й и 4-й, 5-й и 6-й, — вы фактически предлагаете респонденту альтернативный выбор.

Неальтернативные вопросы (или, как их иногда называют, «воп­росы-меню») предусматривают возможность выбора нескольких вариантов ответов. Поэтому общая сумма удельных весов ответов может превышать 100%. Например, вы можете задать один общий вопрос: «Каков набор вашей еженедельной «потребительской кор­зины» при походе на продовольственный рынок?» — и сопроводить его достаточно длинным перечнем продуктов. Отвечая на этот воп­рос, хозяйка отметит в нем все, что купила на прошлой неделе (а возможно, добавит то, что вы не упомянули в этом списке).

Чаще всего закрытые неальтернативные вопросы используют­ся при изучении ценностных ориентации, характеризующих на­цию, сообщество или социальную группу, читательских предпоч­тений (список читаемых газет и журналов), видов досуговой дея­тельности и т.д. (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Ценностные ориентации подростков, в % к числу опрошенных

Варианты ответов 1993 г. 1995 г. 1997 г. 1999 г.
1.Красота       54,9
2. Доброта, терпение       54,1
3. Умение дружить, жертвовать ради друга        
4. Духовная сила, силахарактера - -    
5. Любовь к детям        
6. Интеллект, образование        
7. Самостоятельность, независимость - -    
8. Скромность (в 1999 г. — скромность, совесть)        
9. Вежливость и интеллигентность        
10.Честь, достоинство - - -  
11. Физическая сила        
12. Аккуратность и точность        
13. Утонченность, понимание прекрасного        
14. Умение жить красиво (роскошно)        
15. Напористость, энергичность        
16. Свобода и раскрепощенность       -

Источник: Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации под­ростков // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 87—92.

Как уже говорилось, закрытый альтернативный вопрос может строиться не только в дихотомической форме, типа «да — нет», но и в шкальной или табличной. В этом случае он отображает не наличие у респондента того или иного признака или вещи, а интенсивность проявления конкретного качества, скажем, удовлет-воренности работой (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Довольны ли Вы своей работой?

Работой очень доволен  
Скорее доволен, чем недоволен  
Работа для меня безразлична  
Скорее недоволен, чем доволен  
Работой очень недоволен  

Шкальный вопрос можно перевести в табличную форму. В таком случае шкала измерения располагается либо построчно, либо столбцами. Кроме того, экономится место, благодаря чему в одном вопросе фактически задаются несколько (табл. 1.3).

Таблица

Как Вы считаете, в какой мере члены Вашего коллектива влияют на решение следующих вопросов?

№п/п Формулировка вопроса Безусловно влияют Влияют незначительно Практически невлияют
  Распределение поощрений за трудовые успехи      
  Определение меры наказания нарушителям дисциплины      

По существу, перед нами комбинированный альтернативный вопрос закрытого типа со шкалой интенсивности. Комбинирован­ным он является потому, что каждый из двух вопросов по столбцу о распределении поощрений и определении меры наказания можно было задать отдельно либо к ним добавить еще, последовательно перечисляя те сферы управления и организации труда, на которые могут (или не могут) влиять рабочие (например, определение норм выработки, КТУ, размер премии, улучшение бы-товых условий). Таблица разрослась бы до огромных размеров и стала трудной для заполнения. Вообще таблицы всегда асимметричны: они удобны для исследователя, но неудобны для респондента. Уважающий себя и своего собеседника ученый редко прибегает к ним.

Анкетный опрос — та же беседа, но не с глазу на глаз, а заочно. Встречаясь лицом к лицу с партнером, вы никогда не поставите его в затруднительное положение, не скажите грубости и т.п. Те же самые правила распространяются и на «заочную беседу».

И все же комбинирование нескольких вопросов в одном — не самый худший грех. Куда менее желательно группировать несколь­ко идей в одной фразе, например «работа интересная и хорошо оплачиваемая»; «работа хорошо оплачивается, но неинтересная»; «работа интересная, но заработок невысок». Вместо этого, реко­мендует В.А. Ядов, из книги которого мы позаимствовали наш пример, лучше указать оба признака отдельно и для каждого по­ставить шкалу интенсивности. Тогда, задав вопросы «Как Вы оцениваете свою работу?» и «Как Вы оцениваете свой заработок?», мы получим приблизительно следующие ответы: на первый — 1. Интересная. 2. Неинтересная. 3. Затрудняюсь ответить; на вто­рой — 1. Мой заработок достаточно высокий. 2. Считаю свой за­работок скорее средним. 3. Мой заработок небольшой.

Закрытый вопрос, считают специалисты, — самый популяр­ный вид техники сбора данных. Он употребляется в анкетах чаще других типов вопросов и очень разнообразен по форме, по­строению, способу закрытия, содержанию. Закрытие может быть очень простым, в виде шкалы, на которой расшифрованы толь­ко крайние точки. Например, «Насколько важно для Вас, чтобы работа была разнообразной?» (Отметьте на шкале степень значи­мости.)

Обычно такие вопросы задают экспертам, которые хорошо зна­ют оцениваемое рабочее место и способны дать объективную оцен­ку. Реже подобные вопросы употребляют для самооценки респон­дентов, оценивающих свое рабочее место без всякого сравнения с другими. В этом случае вопрос характеризует социально-психо­логическую содержательность работы, ее эмоциональную оценку человеком.

Но самым распространенным среди закрытого типа являются, пожалуй, «вопросы-меню». Они представляют набор суждений, предметов, фактов, из которых респондент выбирает несколько позиций либо может указать неограниченное число их. Иногда ис­следователь предлагает респонденту проранжировать выбранные ответы — упорядочить их по степени привлекательности, значимос­ти для него. Например, из предложенного списка выбираются три самые привлекательные профессии. И всякий раз нужное число вы­боров должно оговариваться (обычно в скобках) в тексте вопроса.

Итак, в альтернативном и шкальном вопросах респондент выбирает только один ответ, в «вопросе-меню» и в вопросе с задачей ранжирования — несколько вариантов.

Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%. Пример: «Какие телепередачи Вы смотрели в прошед-ший выходной?» 1 — художественные фильмы, 2 — политические передачи, 3 — спортивные передачи, 4 — передачи для деловых людей, 5 — какие еще (напишите)

Они служат примером одновременно и полузакрытой формы вопроса, которая употребляется в тех ситуациях, где социолог не уверен в полноте известных ему вариантов ответов, предоставляя респонденту возможность самому дополнить их. В конце полузакрытых вопросов оставляют запасные коды для кодирования дополнительных ответов.

Специалисты считают, что психологическая основа ответа на закрытый вопрос существенно иная, чем при ответе на открытый вопрос. Соответственно не совпадает и содержание получен-ной информации. Формулируя ответ на открытый вопрос, респондент руководствуется только собственными представлениями. Следовательно, такой ответ будет более индивидуал изироваан и даст более подробную и разнообразную информацию о структуре представлений респондентов.

Поэтому открытый вопрос является незаменимым инструментом, если познавательная за-дача — получение данных о структуре представлений опрашиваемых по изучаемой проблеме, об особенностях словарного запаса их языка, о круге ассоциаций в связи с предметом опроса, о вербальных навыках, связанных со способностью формулировать свое мнение и аргументировать его.

Закрытые варианты вопросов предпочтительнее формулировать для выявления фактов и отношений, предполагающих заранее из-вестный и единообразный перечень возможных вариантов ответов. При этом надо помнить, что заранее предлагаемый набор ответов принадлежит исследователю и это освобождает отвечающих от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов.

Респонденты охотно отвечают на открытые вопросы в том случае, когда они имеют развитую систему представлений по теме вопроса и считают себя в ней компетентными. Если же предмет опроса им мало знаком или непривычен, сложен для анализа, то респонденты уклоняются от ответов: либо дают неопределенный ответ, либо отвечают не по существу. В этом случае, применяя открытый вопрос, исследователь рискует совсем не получить со­держательной информации и сможет лишь выяснить, что по дан­ному вопросу совокупность опрошенных не имеет сформировав­шегося мнения. В то же время, используя закрытую форму воп­роса, исследователь помогает респонденту сориентироваться в предмете разговора и выразить свое отношение к проблеме че­рез предложенный набор возможных суждений или оценок.

Принято считать, что закрытые вопросы приводят к однослож­ным ответам, которые уже предопределены заранее составленной шкалой. Предполагается, что при ответе на закрытый вопрос рес­пондент лишь выбирает из предложенных альтернатив.

Открытые вопросы не содержат никаких подсказок и дают возможность респонденту выразить свое мнение в той словесной форме, в которой он привык выражаться, во всей полноте, до подробностей. Они могут иметь две формы расположения — ли­нейную и табличную.

Пример табличной формы:

Хватает ли Вам времени?

Выды деятельности Хватает Не хватает Когда как
На учебу      
На общественную работу      
На отдых и развлечения      
На занятие физкультурой      

Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые исполь­зуются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью.

Открытые вопросы не содержат подсказок в виде предлагаемых социологом вариантов ответа. Они дают возможность респонден­ту высказать собственное мнение во всей полноте. С их помощью собирают более богатую информацию.

В открытых вопросах после текста самого вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение.

Например:

Каков доход на одного человека в вашей семье?

Под текстом вопроса приведены цифры кода. Они нужны не респонденту, а социологу, который после того, как получит весь массив заполненных анкет, приступит к их обработке. И первым шагом на этом пути станет присвоение соответствующего кода вписанному рукой респондента ответу. Число кодов определяет­ся исходя из возможных вариантов ответов на вопрос. Практика показывает, что целесообразно заранее размещать в конце вопро­са до 10 кодов. Формализация ответов — основное неудобство, которое затрудняет широкое использование открытых вопросов. Тем не менее в ряде случаев их применение просто необходимо.

Число строк для записи ответа зависит от характера вопроса и должно быть достаточным для того, чтобы респондент смог сво­бодно выразить свою мысль. Как показывает опыт, среднее чис­ло строк для записей в открытом вопросе колеблется от 3 до 7.

Все разнообразие ответов на открытые вопросы придется ко­дировать самому исследователю, сводя их в конечном счете к не­которому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов. Закрытая форма вопроса позволяет избежать этого, по­скольку, отмечая один из вариантов ответов, респондент одновре­менно кодирует его. Надо помнить: трудоемкость кодирования открытых вопросов повышает их стоимость в 3-5 раз по сравне­нию с закрытыми вопросами. Кроме того, при ответе на такие вопросы очень сильное влияние на респондента оказывает лич­ность интервьюера.

Открытые вопросы легче составлять, но труднее обрабатывать. Закрытые — наоборот. Они требуют особой эрудиции и хорошего знания дела. Закрытый вопрос — это, по существу, ваше зеркало, в нем видны все ваши недостатки. Если вопрос составлен коря­во, альтернативы не исключают друг друга, а пересекаются (гово­рят об одном и том же разными словами), не все ответы перечис­лены, то, значит, перед большой группой людей, может быть, сво­их товарищей, вы предстали в неприглядном виде, как неумелый, неграмотный специалист. Запомните: закрытый вопрос должен быть умнее респондента, содержащаяся в нем информация — пре­вышать знания опрашиваемого.

В закрытом вопросе подсказки выполняют помимо прочего еще и функцию конкретизации формулировки анкетного вопроса.

Социолог с их помощью указывает, что именно он подразумевал, когда спрашивал «Что Вам понравилось в спектакле?»: режиссу­ра, проблематика пьесы, игра актеров, декорации или нечто иное. Когда вопрос из закрытой формы переводят в открытую, предла­гая респондентам самим подумать над тем, что именно им понра­вилось в спектакле, количество не относящихся к существу дела ответов возрастает. Другой трудностью работы с открытыми воп­росами является неразборчивый почерк респондентов. В резуль­тате число ответивших на открытые вопросы, по разным данным, снижается по сравнению с открытыми на 30%.

Закрытые вопросы снижают число неответивших и ускоряют процесс обработки. Однако познавательные возможности откры­тых и закрытых вопросов не совпадают. Если представления и знания автора анкеты и респондента идентичны, то закрытый вопрос предпочтительнее. Его формулировка не влияет на содер­жание. Например: «Ваш пол?», «В каком году Вы родились?» и т.п.

Сложность использования закрытых вопросов состоит в том, что разработка вариантов ответов («закрытый») требует скрупулез­ного теоретического и логического обоснования, а также экспе­риментальной проверки качества каждого вопроса в пробном ис­следовании.

2

Сейчас читают про: