double arrow

Этапы восприятия

По сферам деятельности.

2.2.2.6.1. Художественное.

2.2.2.6.2. Математическое.

2.2.2.6.3. Музыкальное.

2.2.2.6.4. Литературное.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятий.

Например, восприятие информации на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

2.2.3. Операции восприятия.

Обнаружение – начальная фаза сенсорного процесса, позволяет ответить на вопрос, есть ли стимул.

Различение – сначала происходит формирование перцептивного[11] образа эталона, а когда он сформирован, происходит осуществление опознавательного действия.

Идентификация - отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти.

Опознание - включает отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

2.2.4. Свойства восприятия.

1. Целостность – внутренняя взаимосвязь частей и целого в образе.

Проявляется в: объединении разных элементов в целом; независимость образования целого от качества составляющих его элементов.

2. Константность – мы воспринимаем окружающие предметы, как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п., независимо от условий восприятия.

3. Структурность – мы воспринимаем обобщенную структуру из ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность – связано с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

6. Обобщенность – отнесение образа к некоторому классу объектов.

7. Предметность – объект воспринимается как обобщенное в пространстве и времени отдельное физическое тело, отнесенное к определенному классу.

8. Проекция – отнесенность предметного образа к реальному миру.

9. Апперцепция – зависимость восприятия от особенностей личности воспринимающего, его прежнего опыта, интересов, эмоционального состояния, что сказывается на полноте, точности, эмоциональной насыщенности восприятия.

1. Выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту.

2. Поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков.

3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории.

4. Поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

5. Окончательный вывод о том, какой объект воспринят.

2.2.6. Особенности восприятия информации.

1. Чем меньше слушатель ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным.

2. Следите за морганием. Когда лгут, то часто непроизвольно моргают, потому что это стресс. Но, кроме того, повышенное моргание может означать, что предмет разговора ему неприятен, доставляет боль. А чем реже человек моргает, тем он в этот момент счастливее.

3. Задавая вопрос, следите за глазами, когда человек отвечает. Как правило, если отводит глаза в сторону, значит, вспоминает, чтобы сказать правду. Важно, в какую сторону. Смотрите схему психологов-нейролингвистов, рассказывающую, на что указывают движения глаз.

4. Когда человек уверенно хочет отстоять свою ложь и врет сознательно, он старается поддерживать зрительный контакт. Он проникновенно заглядывает в глаза. Это для того чтобы знать, верите ли вы его лжи. А когда человек оказывается застигнутым врасплох и хочет соврать так, чтобы об этом все забыли, он тут же переключает ваше внимание: уходит в другую комнату якобы по делу или ботинки начинает завязывать, бумажки перебирать и буркает что-то под нос, сообщает. Впрочем, иногда человек заглядывает в глаза в надежде увидеть поддержку. Он может и не врать, но быть очень неуверенным в своей правоте.

2.2.6.1. Психологические особенности восприятия учебной информации.

Восприятие читаемой информации зависит от:

1. Расположения текста.

1.1. Текст на странице, напечатанный в узкий столбик считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом.

1.2. Лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Левый верхний угол 28%, правый нижний 23%, и левый нижний углы (16%).

2. Цвета бумаги.

3. Способа печати.

4. Цветового фона.

4.1. Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне.

4.2. Выделение шрифта другим цветом текста способствует закреплению материала в долговременной памяти.

5. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.

6. При чтении информация воспринимается лучше, чем со слуха (20% слуховой информации может теряется).


2.2.6.2. Виды людей по особенностям восприятия информации.

Визуалы – в восприятии информации преобладает зрение.

Аудиалы - в восприятии информации преобладает слух.

Кинестетики - в восприятии информацию посредством ощущений и эмоций.

Дискреты – воспринимают информацию посредствам понимания смысла, логики (символов и др.)

2.2.7. Эффекты (ошибки) восприятия.

Социальному восприятию присущи неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

2.2.8.1. Стереотипизации (галоэффект, ореола, нимба) - общее мнение о (благоприятное или неблагоприятное) предмете (человеке) переносится на неизвестные характеристики.

2.2.8.2. Эффект первичности (первого впечатления, знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.

2.2.8.3. Новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

2.2.8.4. Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

2.2.8.5. Эффект присутствия - если человек чем-то хорошо владеет, то лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

2.2.8.6. Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

2.2.8.7. Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

2.2.8.8. Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

2.2.8.9. Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

2.2.8.10. Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

2.2.8.11. Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

2.2.8.12. Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

2.2.8.13. Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

2.2.8.14. Презумпция взаимности — человек считает, что окружающие относится к нему так, как он относится к окружающим.

2.2.8.15. Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

2.2.8.16. Эффект проекции - человек считает, что другие обладают такими же качествами, как он.

2.2.8.17. Игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.

2.2.8. Этапы формирования перцептивных действий по А.В. Запорожцу.

1. Адекватный перцептивный[12] образ строится в детском возрасте в ходе практических действий с материальными предметами.

2. Сенсорные процессы постепенно превращаются в своеобразные перцептивные действия при выполнении движений собственных рецептивных аппаратов. Будучи еще ребенком, человек знакомится с пространственными свойствами различных предметов при помощи ориентировочно-исследовательских движений глаз и рук.

3. Далее происходит процесс сворачивания и прекращения перцептивных действий.

4. На последнем этапе перцептивное действие трансформируется в идеальное. Человек приобретает способность быстро, без внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых предметов, так появляется возможность отличать свойства друг от друга.

2.2.9. Нарушение восприятия.

Гипертезия - повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. При резком физическом или эмоциональном переутомлении: дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой; звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым; запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение; прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми.

Гипостезия - выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением: окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность; предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным; звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации; все кажется малоподвижным, застывшим.

Агнозия [a-нет, гнозис-знание] – нарушение процессов узнавания, при полной сохранности сознания и сенсорной чувствительности.

Иллюзии - ошибочные восприятия реальных вещей или явлений при обязательном наличии реального объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно. При иллюзиях нарушения восприятия временны и исчезают после коррекции.

Особенности иллюзий

Если угол тупой то расстояние далекое.

Если угол острый то расстояние близкое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: