Типы характеров по П.Ф. Лесгафту

Типы характеров по А.Е. Личко.

Отечественный психолог Андрей Евгеньевич Личко[43],[44] (1926—1996), выделил следующие типы характеров (акцентуации).

1. циклоидный – чередование смены настроений от приподнятого до подавленного;

2. гипертимный – подвижность, повышенная психическая активность, жажда деятельности, привычка разбрасываться, не доводить начатое до завершения;

3. лабилъный – крайняя изменчивость настроения, большая зависимость от сиюминутного настроения;

4. астенический – повышенная мнительность, капризность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям;

5. сенситивный – повышенная чувствительность, застенчивость, робость;

6. психастенический – ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к самоанализу, высокая тревожность, нерешительность, постоянные сомнения;

7. шизоидный – замкнутость, сдержанность во внешнем проявлении чувств, трудности в установлении эмоциональных контактов;

8. эпилептоидный – жестокость, властность, себялюбие, конфликтность, педантичность;

9. застревающий (паранойялъный) – подозрительность, повышенная обидчивость, стремление к доминированию, конфликтность;

10. истероидный – эгоцентризм, склонность к лидерству, авантюристичность, тщеславие;

11. дистимный – склонность к депрессиям, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни;

12. неустойчивый – склонность к праздности, тяга к развлечениям, умение легко устанавливать контакты с окружающими, поверхностное общение;

13. конформный – подчинение мнению других, приспособленчество, зачастую консерватизм.

Петр Францевич Лесгафт (1837—1909) показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребенка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей и выделил следующие типы характера.

· лицемерный тип;

· мягко забитый тип;

· злобно забитый тип;

· угнетенный тип;

· честолюбивый тип;

По его мнению, проявление того или иного типа — прямое следствие влияний семенной жизни: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями». Рисуя школьные типы детей, Лесгафт показал все многообразие и богатство психических особенностей детей разных возрастов и общественных классов.

Исследование характера, также связано с именами Бориса Герасимовича Ананьева (1 августа 1907, Владикавказ -18 мая 1972, Ленинград), Аркадия Петровича Егидеса [45], А. З. Лазурского,), Николай Онуфриевича Ло́сского [46] (6 декабря, 1870, Креславка, Динабургский уезд, Витебская губерния, Российская империя - 24 января, 1965, Париж, Франция) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: