Виды помощи

Период древней Руси.

История социальной работы.

Лекция №2 05.03.13

На чем основаны различия в уровне зарплаты.

1. Разная производительность труда

2.от компенсирующих различий (от престижности, тяжести, опасности)

3.от неконкурентных факторов

- установленная государством минимальная зарплата

- степень социализации зарплаты

На рынке существуют профсоюзы

миграционные барьеры, ограничивающие предложение труда

обязательный уход на пенсию

Период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян. В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи:

Культовые формы поддержки. Архаическая парадигма помощи тесно связана с языческим миросозерцанием, мироощущением. Это нашло и отражение в сложившихся способах помощи:

· Институт волхвов — регулятор общественных отношений. Устраивали погребальные ритуалы рода, принимали важные решения в кризисных ситуациях. Например, вдовы обмывали и обряжали умерших, за что получали в качестве «отдара» вещи покойного.

· Коллективные формы помощи связаны с такими понятиями, как редистрибуция (перераспределение) и реципрокация (взаимообмен). В частности, это нашло выражение в братчине (помощь в уборке урожая), в разделении труда.

· Институт праздников. Тесно связаны с механизмами распределения и перераспределения.

· Общинно-родовые формы помощи. Эти формы поддержки тесно связаны с круговой порукой, через которую и осуществлялась забота о слабых и немощных:

· Родовые обряды почитания предков — тризны, погребальные состязания, игрища, трапезы. В эти дни жертвовалась определённая милостыня («справа»).

· Институт старцев — различные формы поддержки стариков (в том числе кормление по домам).

· Институт детского сиротства. Институт приймачества— приём в семью сироты людьми пожилого возраста, когда им уже было трудно справляться с хозяйством или они не имели наследников. Фетимизация— назначение сироте,

не имеющему хозяйства, «общественных» родителей. Если у сироты было хозяйство, он назывался «выхованцем», «годованцем», и усыновления не происходило.

· Институт вдов — помощь вдовам. Появляется незадолго до принятия христианства.

· Хождение за «навалным»— своеобразный ритуал по оказанию помощи нуждающейся женщине, как правило, осенью после уборки урожая.

· Хозяйственные формы помощи. Ранние формы помощи носили ритуальный характер, многие сохранили форму народных праздников.

· «Помочи». Внесезонные «помочи» связаны с кризисными ситуациями (пожары, наводнения, массовый падёж скота). При этом оказывалась помощь по хозяйству, отдавали часть продуктов, одежды, скота (например, «наряды миром», сиротские и вдовьи «помочи»). Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами. При этом

происходил сбор продуктов на общественные нужды (поэтому такие праздники назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной), это была и форма «общественной милостыни».

· Толоки— вид помощи, включавший совместную обработку земли, перевозку сена, земли, навоза.

· Складчина— совместное кормление, совместная заготовка корма для скота.

· Супряга— совместное использование рабочего скота.

· Культ героя. Наиболее яркое выражение — княжеские пиры, где принимали участие все желающие (в том числе нищие, больные).

· Выкуп пленных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: