Кредитные Интернет-ориентированные платежные системы являются аналогами традиционных систем с платежами, работающих с кредитными карточками. Отличие состоит в проведении всех транзакций через Интернет и, как следствие, в необходимости дополнительных средств безопасности и аутентификации. Кредитные карточки используются для оплаты товаров и услуг за счет кредита, предоставляемого клиенту банком. При совершении покупки с использованием кредитной карточки система осуществляет авторизацию карточки и проверяет кредитоспособность клиента.
В настоящее время существует много различных Интернет-ориентированных платежных систем, использующих кредитные карты. Они отличаются по уровню безопасности транзакций и программному обеспечению, необходимому для продавца и покупателя.
Рассмотрим принципы функционирования кредитной Интернет-ориентированной платежной системы (рис. 3).
Рис. 3. Общая схема платежей в кредитной Интернет-ориентированной платежной системе
|
|
В проведении платежей через Интернет с помощью кредитных карт участвуют:
· покупатель — клиент, имеющий компьютер с Web-браузером и доступом в Интернет;
· банк-эмитент - здесь находится расчетный счет покупателя. Банк-эмитент выпускает карточки и является гарантом выполнения финансовых обязательств клиента;
· продавцы - под ними понимаются серверы электронной коммерции, на которых ведутся каталоги товаров и услуг и принимаются заказы клиентов на покупку;
· банки-эквайеры - банки, обслуживающие продавцов. Каждый продавец имеет единственный банк, в котором он держит свой расчетный счет;
· платежная система Интернет - электронные компоненты, являющиеся посредниками между остальными участниками;
· традиционная платежная система - комплекс финансовых и технологических средств для обслуживания карт данного типа. Среди основных задач, решаемых платежной системой, - обеспечение использования карт как средства платежа за товары и услуги, пользование банковскими услугами, проведение взаиморасчетов и т.д. Участниками платежной системы являются физические и юридические лица, объединенные отношениями по использованию кредитных карт;
· процессинговый центр платежной системы - организация, обеспечивающая информационное и технологическое взаимодействие между участниками традиционной платежной системы;
· расчетный банк платежной системы — кредитная организация, выполняющая взаиморасчеты между участниками платежной системы по поручению процессингового центра.
Принцип проведения платежей:
1.Покупатель в электронном магазине формирует корзину товаров и выбирает способ оплаты «кредитная карта».
|
|
2.Затем параметры кредитной карты (номер, имя владельца, дата окончания
действия) должны быть переданы платежной системе Интернет для дальней
шей авторизации.
Эта операция может быть выполнена двумя способами:
- через магазин, то есть параметры карты вводятся непосредственно на сайте магазина, после чего они передаются платежной системе Интернет (2a);
- на сервере платежной системы (26).
Очевидны преимущества второго пути. В этом случае сведения о картах не остаются в магазине, и, соответственно, снижается риск получения их третьими лицами или обмана продавцом. И в том, и в другом случае при передаче реквизитов кредитной карты все же существует возможность их перехвата злоумышленниками в сети. Для предотвращения этого данные о карте при передаче шифруются. Шифрование, естественно, снижает возможности перехвата данных в сети, поэтому связи покупатель-продавец, продавец-платежная система Интернет, покупатель-платежная система Интернет желательно осуществлять с помощью защищенных протоколов.
3.Платежная система Интернет передает запрос на авторизацию традиционной
платежной системе.
4.Следующий шаг зависит от того, ведет ли банк-эмитент онлайновую базу
данных (БД) счетов. При наличии БД процессинговый центр передает банку-эмитенту запрос на авторизацию карты (4а) и затем (46) получает ее
результат. Если же такой базы нет, то процессинговый центр сам хранит
сведения о состоянии счетов держателей карт, и выполняет
запросы на авторизацию. Эти сведения регулярно обновляются банками-
эмитентами.
5.Результат авторизации передается платежной системе Интернет.
6.Магазин получает результат авторизации.
7.Покупатель получает результат авторизации через магазин (7а) или непосредственно от платежной системы Интернет (76).
8.При положительном результате авторизации:
- магазин оказывает услугу или отгружает товар (8а);
- процессинговый центр передает в расчетный банк сведения о совершенной транзакции (86). Деньги со счета покупателя в банке-эмитенте перечисляются через расчетный банк на счет магазина в банке-эквайере.
Недостатками платежных систем с кредитными карточками являются:
· необходимость открытия кредитного счета для покупателя;
· необходимость авторизации карточки и проверки кредитоспособности клиента, что повышает издержки на проведение транзакции и делает данные системы плохо приспособленными для микроплатежей, являющихся целевым рынком платежных систем Интернет;
· ограниченное количество магазинов, принимающих к оплате кредитные карточки;
· отсутствие анонимности и, как следствие этого, навязчивый сервис со стороны торговых структур.
К наиболее популярным системам данного типа можно отнести: FirstVirtual, OpenMarket, CyberCash..