Кредитные системы

Кредитные Интернет-ориентированные платежные системы являются аналогами традиционных систем с платежами, работающих с кредитными карточками. От­личие состоит в проведении всех транзакций через Интернет и, как следствие, в необходимости дополнительных средств безопасности и аутентификации. Кре­дитные карточки используются для оплаты товаров и услуг за счет кредита, пре­доставляемого клиенту банком. При совершении покупки с использованием кредитной карточки система осуществляет авторизацию карточки и проверяет кредитоспособность клиента.

В настоящее время существует много различных Интернет-ориентированных платежных систем, использующих кредитные карты. Они отличаются по уровню безопасности транзакций и программному обеспечению, необходимому для про­давца и покупателя.

Рассмотрим принципы функционирования кредитной Интернет-ориентирован­ной платежной системы (рис. 3).

 
 


Рис. 3. Общая схема платежей в кредитной Интернет-ориентированной платежной системе

В проведении платежей через Интернет с помощью кредитных карт участвуют:

· покупатель — клиент, имеющий компьютер с Web-браузером и доступом в Интернет;

· банк-эмитент - здесь находится расчетный счет покупателя. Банк-эмитент выпускает карточки и является гарантом выполнения финансовых обяза­тельств клиента;

· продавцы - под ними понимаются серверы электронной коммерции, на ко­торых ведутся каталоги товаров и услуг и принимаются заказы клиентов на покупку;

· банки-эквайеры - банки, обслуживающие продавцов. Каждый продавец име­ет единственный банк, в котором он держит свой расчетный счет;

· платежная система Интернет - электронные компоненты, являющиеся по­средниками между остальными участниками;

· традиционная платежная система - комплекс финансовых и технологичес­ких средств для обслуживания карт данного типа. Среди основных задач, ре­шаемых платежной системой, - обеспечение использования карт как средства платежа за товары и услуги, пользование банковскими услугами, проведение взаиморасчетов и т.д. Участниками платежной системы являются физические и юридические лица, объединенные отношениями по использованию кредит­ных карт;

· процессинговый центр платежной системы - организация, обеспечивающая информационное и технологическое взаимодействие между участниками традиционной платежной системы;

· расчетный банк платежной системы — кредитная организация, выполняю­щая взаиморасчеты между участниками платежной системы по поручению процессингового центра.

Принцип проведения платежей:

1.Покупатель в электронном магазине формирует корзину товаров и выбирает способ оплаты «кредитная карта».

2.Затем параметры кредитной карты (номер, имя владельца, дата окончания
действия) должны быть переданы платежной системе Интернет для дальней­
шей авторизации.

Эта операция может быть выполнена двумя способами:

- через магазин, то есть параметры карты вводятся непосредственно на сайте магазина, после чего они передаются платежной системе Интернет (2a);

- на сервере платежной системы (26).

Очевидны преимущества второго пути. В этом случае сведения о картах не остаются в магазине, и, соответственно, снижается риск получения их тре­тьими лицами или обмана продавцом. И в том, и в другом случае при пере­даче реквизитов кредитной карты все же существует возможность их пере­хвата злоумышленниками в сети. Для предотвращения этого данные о карте при передаче шифруются. Шифрование, естественно, снижает возможнос­ти перехвата данных в сети, поэтому связи покупатель-продавец, продавец-платежная система Интернет, покупатель-платежная система Интернет жела­тельно осуществлять с помощью защищенных протоколов.

3.Платежная система Интернет передает запрос на авторизацию традиционной
платежной системе.

4.Следующий шаг зависит от того, ведет ли банк-эмитент онлайновую базу
данных (БД) счетов. При наличии БД процессинговый центр передает банку-эмитенту запрос на авторизацию карты (4а) и затем (46) получает ее
результат. Если же такой базы нет, то процессинговый центр сам хранит
сведения о состоянии счетов держателей карт, и выполняет
запросы на авторизацию. Эти сведения регулярно обновляются банками-
эмитентами.

5.Результат авторизации передается платежной системе Интернет.

6.Магазин получает результат авторизации.

7.Покупатель получает результат авторизации через магазин (7а) или непо­средственно от платежной системы Интернет (76).

8.При положительном результате авторизации:

- магазин оказывает услугу или отгружает товар (8а);

- процессинговый центр передает в расчетный банк сведения о совершенной транзакции (86). Деньги со счета покупателя в банке-эмитенте пере­числяются через расчетный банк на счет магазина в банке-эквайере.

Недостатками платежных систем с кредитными карточками являются:

· необходимость открытия кредитного счета для покупателя;

· необходимость авторизации карточки и проверки кредитоспособности кли­ента, что повышает издержки на проведение транзакции и делает данные системы плохо приспособленными для микроплатежей, являющихся целе­вым рынком платежных систем Интернет;

· ограниченное количество магазинов, принимающих к оплате кредитные кар­точки;

· отсутствие анонимности и, как следствие этого, навязчивый сервис со сто­роны торговых структур.

К наиболее популярным системам данного типа можно отнести: FirstVirtual, OpenMarket, CyberCash..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: