double arrow

I. Лексика русского языка как система

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Что изучает лексикология? 2. Какие слова называют исконными? 3. Каковы причины заимствования слов из других языков? 4. Перечислите основные признаки заимствованных слов. 5. В чем различие между архаизмами и историзмами? 6. Что такое авторские неологизмы?

Некоторые пояснения.

Основные признаки заимствованных слов: 1) двойные согласные в корне слова: ка сс а, ба лл отироваться; 2) стечение гласных звуков: оа зис, моз аи ка, адаж ио, д уэ ль; 3) в конце слова безударный звук [о]: радио, какао, скерцо; 4) произношение твердого согласного перед [э] (буквой е): пар[тэ]р, портмо[нэ], пю[рэ]; 5) буква э в корне слова: поэт, энергия, сэр; 6)сочетание букв йо и ьо: майонез, бульон; 7) неизменяемость имен существительных и имен прилагательных: пальто, кашне, такси, кенгуру; беж, хаки.

Следует обратить внимание на то, что устареть может не все слово целиком, а только его значение. Так, в древнерусском языке слово живот имело ряд значений, не сохранившихся в современном русском языке:

1) «жизнь» (ср. во фразеологизме не щадя живота своего);

2) «имущество»;

3) «всякое живое существо».

У слова прелестный стерто временем его первоначальное значение «преисполненный лести, лживый». С развитием языка это слово приобрело значение «очаровательный».

В связи с различными изменениями в жизни общества устаревшие слова могут вновь войти в активный лексический запас. Например, в настоящее время вновь вошли в употребление слова губернатор (глава областной администрации), мэр, спикер (председатель парламента), гимназия, кадет (учащийся кадетского корпуса).

УПРАЖНЕНИЯ

1. Подберите русские слова, соответствующие приведенным старославянизмам. Для каких слов задание невыполнимо?

Блато, врач, ладья, шлем, платок, есень, невежда.

Ответ: блато – болото, ладья – лодка, шлем – шелом, есень – осень, невежда – невежа. Не имеют соответствий в русском языке слова врач, платок.

2. Какие слова являются исконно русскими?

Пассажирский, антракт, кроссовки, кенгуренок, лицей, лицеистка, телеграмма.

Ответ: слова пассажирский, кроссовки, кенгуренок, лицеистка образованы от иноязычных слов по словообразовательным моделям русского языка и являются исконно русскими.

3. Замените иноязычные слова исконно русскими. Для какого слова это задание невыполнимо?

Дискомфорт, голкипер, ревизия, интуиция, пролог.

Ответ: дискомфорт – неудобство; ревизия – проверка; интуиция – чутье, проницательность; пролог – вступление.

Задание невыполнимо для слова голкипер, так как его синоним – существительное вратарь – заимствовано из старославянского языка (в ра тарь – в оро та).

4. Разбейте слова на две группы. Объясните ответ. Можно ли приведенные слова сгруппировать иначе?

Директор, собиратель, похвала, комплект, коллекционер, руководитель, комплимент, набор.

Ответ: слова можно разбить на две группы по признаку происхождения:

1) исконно русские: собиратель, похвала, руководитель, набор;

2) заимствованные из других языков: коллекционер, комплимент, директор, комплект.

Кроме того, можно составить синонимические пары: собиратель – коллекционер, похвала – комплимент, руководитель – директор, набор – комплект.

5. Установите сходство и различие слов порох, прах, порошок, пороша.

Ответ: все слова этимологически связаны со значением «пыль, мелкие частицы». Существительные порох и прах имеют исходное значение «пыль» (в современном языке слово порох это значение утратило). От слова порох образованы существительные порошок (сыпучая масса) и пороша (мелкий снег).

Различаются слова происхождением. Исконно русские слова имеют в корне полногласное сочетание -оро-. Слово прах заимствовано из старославянского языка, на что указывает неполногласное сочетание ра. Древнерусское порох и старославянское прах развились из праславянского (пыль).

6. Найдите лишнее слово. Объясните ответ.

Провозгласить, влечение, ограда, браслет, среда.

Ответ: слово браслет отличается от остальных слов, представляющих собой старославянизмы и содержащих неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, которым в русском языке соответствуют полногласные сочетания оро, оло, ере, ело. Провозг ла сить – г оло с, в ле чение – в оло чить, ог ра да – ог оро дить, с ре да – с ере дина.

7. Найдите в русском языке лексические единицы, связанные со словами:

1) лат. occupo «занимать, захватывать»; 2) лат. humanus «человечный»; 3) итал. fresco «свежий»; 4) лат. disputere «разбирать, спорить»; 5) лат. letum «смерть»; 6) лат. fixus «твердый, неподвижный»; 7) франц. banal «обыкновенный»; 8) франц. isoler «отделить, обособить»; 9) лат. accentus «ударение»; 10) англ. bluff «обман».

Ответ: 1) оккупант, оккупировать, оккупация. 2) Гуманный, гуманность, гуманизм. 3) Фреска (роспись по сырой штукатурке). 4) Диспут, диспутировать. 5) Летальный (исход). 6) Фиксировать, фиксаж, фиксатуар. 7) Банальный, банальность. 8) Изолировать, изоляция.
9) Акцент, акцентировать, акцентуация. 10) Блеф, блефовать.

8. В чем сходство перечисленных слов? Распределите их по группам. Обоснуйте ответ.

Перст, лакей, кольчуга, дружество, брадобрей, боярин.

Ответ: все приведенные слова устаревшие. Их можно распределить на две группы:

1) архаизмы – слова, имеющие синонимы в современном языке: перст – палец, дружество – дружба, брадобрей – парикмахер;

2) историзмы, не имеющие синонимов в современном языке: лакей, кольчуга, боярин.

9. На какие вопросы следует ответить утвердительно?

1) Можно ли в наши дни встретить толмача?

2) Правда ли, что ланиты живут в лесу?

3) Бывают ли рамена жидкими?

4) Правда ли, что целибат – это обязательная часть католического обряда венчания?

5) Правда ли, что рубль и рубить – исторически родственные слова?

6) Правда ли, что кощей в Древней Руси – это человек, ведающий лошадьми в дружине князя?

7) Правда ли, что в XIX в. шапокляк носили на голове?

8) Правда ли, что в наши дни уже не встречаются бонвиваны?

9) Правда ли, что в XVIII в. фортепиано называли тихогром?

10) Правда ли, что кивер – это парадное оружие в русской армии XVIII в.?

Ответ: 1, 5, 6, 7, 9.

10. Найдите устаревшие слова, укажите их лексические значения. Объясните, что помогло вам определить значения на первый взгляд непонятных слов.

1)

Я, детушки, не чван! Вы знатности моей
Не трусьте.

(В.Жуковский)

2) Знаете ли, князь, я все-таки не понимаю, почему вам вздумалось выбрать именно меня конфидентом ваших тайн. (Ф.Достоевский)

3)

И шли года... Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе...
Но вот скончался Мономах,
И по Руси – туга и горе.

(А.Майков)

Ответ: в современном русском языке у этих устаревших слов есть однокоренные слова с близкими лексическими значениями.

1) Чван – заносчивый человек (чванство, чванливый).

2) Конфидент – тот, кому доверяют тайны (конфиденциальный).

3) Туга – горе, печаль (тужить).

11. Какие значения сформировались у перечисленных слов за последнее десятилетие?

Заморозить, фанера, пират, пароль, ролик.

Ответ: заморозить – задержать, не использовать, приостановить движение чего-либо. Заморозить оплату труда. Заморозить стройку. Фанеражарг. фонограмма. Петь под фанеру. Пират – человек, занимающийся незаконным производством и распространением (аудио-, видеопродукции и т.д.). Ср. видеопират, пиратская копия. Парольв информатике слово или набор символов для получения доступа к данным и программам. Ввести пароль. Ролик – разг. аудио- или видеозапись какого-либо небольшого сюжета. Рекламный ролик.

II. Основные лексические единицы
(синонимы, антонимы, омонимы)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: