Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ЛЕКЦИЯ 2. Лексика. Фразеология




Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания

Рассмотрим типичные формулировки заданий по лексике и фразеологии в КИМах ЕГЭ по русскому языку:

• в каком предложении вместо слова ... нужно употребить слово ... (задание на разграничение паронимов);

• укажите значение слова ... в предложении (приводится перечень значений);

• укажите предложение, в котором употреблены синонимы (контекстуальные синонимы, антонимы, контекстуальные антонимы, диалектизмы и т.д.);

• укажите предложение, в котором употреблен фразеологизм;

• какое значение имеет фразеологизм ... (приводится перечень значений).

Лексический компонент встречается также в заданиях, ориентированных на определение средств связи предложений в тексте:

• среди предложений ... найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы и контекстного синонима.

Как видим, приведенные задания проверяют знание основных лексических понятий, владение лексическими нормами, а также общий уровень развития ученика, объем его словарного запаса. Обогащение словарного запаса учащихся – это спланированная целенаправленная работа, включающая два аспекта:

• введение новых слов, уточнение значений уже известных лексических единиц;

• изучение функционально-стилевой принадлежности слова и стилистически окрашенной лексики.

К сожалению, задания ЕГЭ, требующие определить семантику слова, часто содержат случайные слова, значение которых сложно определить без словаря даже учителю.

Работа с лексическим материалом невозможна без использования словарей. Задача учителя – научить школьников пользоваться толковым и другими видами словарей. Для этого можно использовать следующие упражнения:

• нахождение лексической единицы в словаре;

• нахождение в толковом словаре слов определенной группы;

• анализ словарной статьи с объяснением назначения словарных помет;

• нахождение слов, имеющих указанные пометы; и т.п.

Поскольку возможности школьной библиотеки не всегда позволяют обращаться к лексикографическим пособиям во время урока, следует порекомендовать учащимся при выполнении домашних заданий обратиться к электронным версиям словарей русского языка. Можно воспользоваться словарями портала www.gramota.ru или другими электронными ресурсами.

Представляется целесообразным использовать в качестве группового или индивидуального домашнего задания лексический разбор слова(этохарактеристика слова, раскрывающая его лексическое значение, особенности употребления и происхождения). Напомним порядок лексического разбора.

1. Установить, общеупотребительное ли это слово или слово ограниченного употребления (в последнем случае в словаре будут пометы, указывающие на то, что слово относится к терминологической, профессиональной, диалектной, жаргонной лексике).




2. Однозначное или многозначное (сколько значений указывает словарь; в каком значении употреблено в данном предложении).

3. В прямом иди переносном значении употреблено.

4. Какие синонимы и антонимы имеет то значение слова, в каком оно употреблено в данном предложении.

5. Указать, является ли слово устаревшим (архаизм, историзм) или относится к неологизмам.

Описать происхождение слова: исконное или заимствованное (из какого языка).

Повторение лексики можно организовать, сгруппировав материал в четыре темы:

I. Лексика русского языка как система;

II. Основные лексические единицы (синонимы, антонимы, омонимы);

III. Паронимы и парономазы;

IV. Фразеология.

Следует обратить внимание учащихся на связь между синонимами и антонимами. Синонимия и антонимия наблюдаются среди однозначных слов и среди многозначных; одно и то же многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов и антонимических пар; синонимы и антонимы могут быть лексическими и контекстуальными. Синонимичными и антонимичными бывают не только слова, но и значащие части слова; синонимы и антонимы бывают однокоренными и неоднокоренными. Синонимы и антонимы – как правило, слова одной части речи. Синонимы и антонимы больше всего используются в художественном стиле речи, в произведениях устного народного творчества.

Трудным для учащихся является понятие контекстуальной синонимии и антонимии. Работая с этим материалом, следует подчеркнуть, что контекстуальные синонимы (антонимы) всегда опираются на языковую синонимию (антонимию). Так, контекстуальные антонимы всегда соотносятся с языковыми: Речи что мед, а дела как полынь (сладкий – горький); Ты мне такое делаешь, как будто ты мне не мать, а враг(друг – враг).

Особое внимание следует обратить на фразеологию: старшеклассники часто не могут найти в тексте фразеологизмы, затрудняются при определении значения фразеологических единиц.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1249; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10273 - | 7824 - или читать все...

Читайте также:

 

3.80.5.157 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.