double arrow

ЛЕКЦИЯ 2. Лексика. Фразеология

Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания

Рассмотрим типичные формулировки заданий по лексике и фразеологии в КИМах ЕГЭ по русскому языку:

• в каком предложении вместо слова ... нужно употребить слово ... (задание на разграничение паронимов);

• укажите значение слова ... в предложении (приводится перечень значений);

• укажите предложение, в котором употреблены синонимы (контекстуальные синонимы, антонимы, контекстуальные антонимы, диалектизмы и т.д.);

• укажите предложение, в котором употреблен фразеологизм;

• какое значение имеет фразеологизм ... (приводится перечень значений).

Лексический компонент встречается также в заданиях, ориентированных на определение средств связи предложений в тексте:

• среди предложений ... найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы и контекстного синонима.

Как видим, приведенные задания проверяют знание основных лексических понятий, владение лексическими нормами, а также общий уровень развития ученика, объем его словарного запаса. Обогащение словарного запаса учащихся – это спланированная целенаправленная работа, включающая два аспекта:

• введение новых слов, уточнение значений уже известных лексических единиц;

• изучение функционально-стилевой принадлежности слова и стилистически окрашенной лексики.

К сожалению, задания ЕГЭ, требующие определить семантику слова, часто содержат случайные слова, значение которых сложно определить без словаря даже учителю.




Работа с лексическим материалом невозможна без использования словарей. Задача учителя – научить школьников пользоваться толковым и другими видами словарей. Для этого можно использовать следующие упражнения:

• нахождение лексической единицы в словаре;

• нахождение в толковом словаре слов определенной группы;

• анализ словарной статьи с объяснением назначения словарных помет;

• нахождение слов, имеющих указанные пометы; и т.п.

Поскольку возможности школьной библиотеки не всегда позволяют обращаться к лексикографическим пособиям во время урока, следует порекомендовать учащимся при выполнении домашних заданий обратиться к электронным версиям словарей русского языка. Можно воспользоваться словарями портала www.gramota.ru или другими электронными ресурсами.



Представляется целесообразным использовать в качестве группового или индивидуального домашнего задания лексический разбор слова(этохарактеристика слова, раскрывающая его лексическое значение, особенности употребления и происхождения). Напомним порядок лексического разбора.

1. Установить, общеупотребительное ли это слово или слово ограниченного употребления (в последнем случае в словаре будут пометы, указывающие на то, что слово относится к терминологической, профессиональной, диалектной, жаргонной лексике).

2. Однозначное или многозначное (сколько значений указывает словарь; в каком значении употреблено в данном предложении).

3. В прямом иди переносном значении употреблено.

4. Какие синонимы и антонимы имеет то значение слова, в каком оно употреблено в данном предложении.

5. Указать, является ли слово устаревшим (архаизм, историзм) или относится к неологизмам.

Описать происхождение слова: исконное или заимствованное (из какого языка).

Повторение лексики можно организовать, сгруппировав материал в четыре темы:

I. Лексика русского языка как система;

II. Основные лексические единицы (синонимы, антонимы, омонимы);

III. Паронимы и парономазы;

IV. Фразеология.

Следует обратить внимание учащихся на связь между синонимами и антонимами. Синонимия и антонимия наблюдаются среди однозначных слов и среди многозначных; одно и то же многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов и антонимических пар; синонимы и антонимы могут быть лексическими и контекстуальными. Синонимичными и антонимичными бывают не только слова, но и значащие части слова; синонимы и антонимы бывают однокоренными и неоднокоренными. Синонимы и антонимы – как правило, слова одной части речи. Синонимы и антонимы больше всего используются в художественном стиле речи, в произведениях устного народного творчества.

Трудным для учащихся является понятие контекстуальной синонимии и антонимии. Работая с этим материалом, следует подчеркнуть, что контекстуальные синонимы (антонимы) всегда опираются на языковую синонимию (антонимию). Так, контекстуальные антонимы всегда соотносятся с языковыми: Речи что мед, а дела как полынь (сладкий – горький); Ты мне такое делаешь, как будто ты мне не мать, а враг(друг – враг).

Особое внимание следует обратить на фразеологию: старшеклассники часто не могут найти в тексте фразеологизмы, затрудняются при определении значения фразеологических единиц.






Сейчас читают про: