Мышление (по А.В. Брушлинскому) – форма творческого отражения действительности, порождающая такой результат, которого в самой действительности или у самого субъекта на данный момент не существует.
Мышление (по С.Л. Рубинштейну) – процесс обобщенного и опосредствованного речью отражения действительности. Формы мышления:
· понятие – форма мышления, которая содержит существенные признаки какой-либо группы предметов. Понятие характеризуется объемом и содержанием. Объем – количество предметов, которые входят в данное понятие. Содержание – совокупность существенных признаков группы предметов, входящих в данное понятие;
· суждение – форма мышления, которая отражает связи между понятиями;
· умозаключение – форма мышления, которая связывает суждения между собой; это вывод на основе правил логических заключений или следствия из нескольких суждений.
Детерминация мышления как процесса творческого отражения действительности связана с понятием проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это ситуация, которая:
|
|
· предполагает такие цели субъекта, которые невозможно достичь, используя старые приемы и способы;
· содержит противоречия и не имеет однозначного решения;
· содержит некоторое несоответствие элементов в целостности или отсутствие каких-то элементов.
Выделяют следующие виды проблемных ситуаций:
· познавательная проблемная ситуация – ситуация, для решения которой не хватает нужных знаний или невозможно их использовать;
· инструментальная проблемная ситуация – ситуация с нехваткой знаний о способе решения;
· вероятностная – содержит несколько равнозначных альтернатив.
Задача – результат осознания проблемной ситуации, когда субъект четко осознает все элементы проблемной ситуации, есть представления о причинах, условиях, способах решения проблемной ситуации, а также зарождается первоначальное смутное представление о способе решения. Гипотеза – возможный способ или вариант решения задачи. Проблемная ситуация, которую субъект не в состоянии перевести в проблемную ситуацию, преобразуется в проблему (при этом неясно, что дано, и не возникает гипотез о возможном разрешении проблемной ситуации).
А.Р. Лурия предложил схему решения задачи, выделив 4 этапа:
1) изучение условий задачи;
2) разработка стратегии, создание общего плана предполагаемых действий;
3) тактика решения, выбор конкретного метода решения задачи;
4) найденное решение сопоставляется с исходными данными.
Схема этапов мыслительного процесса:
проблемная ситуация (осознание)
проблема задача
знания из долговременной памяти
|
|
осознание вопроса
появление ассоциаций
отсев ассоциаций
выдвижение гипотез
проверка гипотезы
(не подтвердилась)
выдвижение новой гипотезы
проверка (подтвердилась)
решение задачи
Стратегии мышления (классификация Дж. Брунера и К. Левина):
· случайный перебор, метод проб и ошибок: гипотеза формулируется случайно, если она не приводит к решению, выдвигается новая, и так до тех пор, пока не будет найдено решение. Эта стратегия непродуктивна, поиск гипотез случаен;
· рациональный перебор – круг поиска постепенно суживается, отсекая неверные направления поиска;
· систематический перебор: субъект охватывает всю совокупность возможных гипотез и систематически оценивает одну за другой. Эта стратегия сложная, длительная, но позволяет решить сложные проблемные ситуации.
В психологии выделяют следующие операции мышления:
· анализ – процесс мыслительного расчленения целого на части;
· синтез – процесс практического или мыслительного воссоединения целого из частей или соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое;
· абстракция – одна из основных операций мышления, выделение определенных признаков изучаемого объекта и отвлечение от остальных;
· сравнение – та конкретная форма взаимосвязи анализа и синтеза, посредством которой осуществляется эмпирическое обобщение и классификация явлений, посредством сравнения производится сопоставление объектов с целью нахождения сходства и различий;
· обобщение – отражение общих признаков и качеств явлений действительности, объединение сходных явлений в группы.
Индукция – движение значения от единичных утверждений к общим положениям.
Дедукция – движение значения от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок.
Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.