Воображение

ПАМЯТЬ

Память – это совокупность процессов организации и сохранения прошлого опыта, делающая возможным ее повторное использование путем возвращения в сферу сознания.

Память – это процессы запоминания, запечатления, сохранения и последующего воспроизведения информации.

Запоминание – процесс кодирования информации. Предполагает не только прохождение информации по всем уровням, но и обработку информации с точки зрения определения тех объектов, которые будут храниться в памяти.

Процесс воспроизведения - это процесс извлечения информации из памяти, который зависит от того, как хорошо материал организован в памяти, то есть схемы долговременной памяти определяют эффективность воспроизведения.

Формы воспроизведения:

Узнавание – самая простая форма; для узнавания необходимо повторное восприятие предмета.

Воспоминание. Особенности:

1. Отсутствие воспроизводимого предмета, который нам вспоминается.

2. Наличие намерения вспомнить.

3. Отсутствие напряжения.

Припоминание – активное преднамеренное воспроизведение, особенность которого – наличие трудностей, более или менее выраженных.

Реминисценция – воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Процесс забывания – это процесс освобождения от следов памяти; процесс обратный сохранению.

Законы запоминания Эббингауза:

· простые события жизни, которые производят сильное впечатление, запоминаются сразу и надолго;

· пристальное внимание к событию обеспечивает прочное запоминание;

· если впечатления логически связаны, то они также хорошо запоминаются;

· лучше запоминаются странные необычные впечатления;

· лучше запоминается то, что входит в круг интересов.

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть только то, что когда-то было в кратковременной памяти.

Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие из органов чувств, они-то и проникают в долговременную память в первую очередь. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое повышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

Перевод информации из кратковременной в долговременную память нередко бывает затруднен, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает.

Способы организации информации в долговременной памяти.

1. Пространственный принцип, с помощью которого мы строим когнитивные карты, фиксируем, что где находится в пространстве, во времени.

2. Ассоциативная организация. В долговременной памяти находится различная информация по понятиям, которые образуют различные типы ассоциаций.

3. Иерархическая организация. В долговременной памяти информация хранится в виде соподчинения от общего к частному.

Воображение – это психический процесс создания новых образов путем переработки прошлого опыта.

Функции воображения:

  • представление результатов еще не выполненной деятельности;
  • саморегуляция психической деятельности;
  • инструмент общения и понимания между людьми;
  • управление психофизическими процессами и состояниями;
  • воздействие на психомоторику.

Виды воображения:

· По степени произвольности.

непроизвольное воображение (мечты, фантазии, сновидения, грезы) – непреднамеренное (спонтанное) возникновение в сознании человека каких-либо образов без участия воли;

произвольное – создание новых образов в результате целенаправленного усилия.

· По уникальности создаваемого продукта:

репродуктивное (воссоздающее) – реальность воспроизводится в почти непеработанном виде;

продуктивное (творческое) – предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов.

· По содержанию мотивов, побуждающих к созданию новых образов:

прагматическое – имеет практическую ориентацию, выступает для субъекта как инструмент решения практических задач;

гедонистическое – человек получает удовольствие от самого процесса творчества, не заботясь о его практической стороне.

· По модальности:

зрительное;

слуховое;

вкусовое;

осязательное;

обонятельное.

В процессе воображения происходит выход за пределы непосредственной данности, происходит предвосхищение будущего, то есть воображение не отражает того, что сейчас есть. Воображение участвует в мышлении. Анализ проблемной ситуации требует воображения, выдвижение гипотез также требует воображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: