Водный транспорт
Транспортный комплекс
К транспортному комплексу относятся предприятия автомобильного, воздушного, речного и железнодорожного транспорта, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, метрополитен и трубопроводный транспорт.
Свердловская область имеет развитую железнодорожную сеть, связывающую ее с западными и восточными районами России и странами СНГ. Эксплутационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 3,6 тыс. км, протяженность автомобильных дорог – 11,3 тыс. км.
Индексы показателей работы транспортного комплекса таковы, % к предыдущему году:
перевозка грузов предприятиями всех видов транспорта области: 1999 г. – 115,1; 2000 г. – 114,1; 2001 г. – 95,6; 2002 г. – 98,2; 2003 г. – 103,0;
пассажирооборот транспорта общего пользования: 1999 г. – 102,7, 2000 г. – 112,9, 2001 г. – 96,0, 2002 г. – 101,8, 2003 г. – 104,9.
Транспортный комплекс – крупнейший источник загрязнения прежде всего воздушного бассейна, но отрицательно воздействующий и на водные объекты.
|
|
На учете по форме 2-ТП (водхоз) в Свердловской области состоят 84 предприятия, сброс сточных вод в поверхностные водные объекты осуществляют 50 предприятий, имеющих 67 выпусков.
На долю предприятий транспортного комплекса в 2003 г. приходилось 1,46% объема воды, используемой на промышленные нужды, и 0,9 % объема загрязненных сточных вод.
Производственные сточные воды образуются при использовании воды в технологических процессах, наиболее массовыми (агрязняющими веществами являются взвешенные вещества и нефтепродукты.
Около 20 % от общего объема сточных вод составляет сброс от хозяйственно-бытовых очистных сооружений, стоящих на балансе дистанций водоснабжения и водоотведения.
В грузообороте всех видов транспорта на речной приходится немногим более 4 %. Речной транспорт области представлен одним предприятием – Свердловским районным управлением Обь-Иртышского речного пароходства, который обеспечивает перевозку грузов и пассажиров в границах бассейна р. Тавды и ее притоков с выходом на Тобол, Иртыш, Обь и др.
К 2003 г. объемы грузоперевозок речным транспортом по сравнению с 1990 г. снизились в 10 раз, пассажироперевозок – в 5 раз. Однако для некоторых населенных пунктов Гаринского, Тавдинского и Таборинского районов речной остается единственным видом транспорта в летнее время.
Себестоимость перевозок водным транспортом на 45 % ниже железнодорожных и в 3 – 15 раз дешевле автомобильных. Протяженность внутренних водных судоходных путей, по которым может осуществляться судоходство в Свердловской области, составляет 11773 км.
Рыбное хозяйство непосредственно связано с использованием водных ресурсов и предъявляет высокие требования к их режиму, количественному и качественному состоянию. Нормативные показатели качества воды для рыбохозяйственных объектов более строгие, чем для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.
|
|
По данным Государственной инспекции рыбоохраны по Свердловской области, рыбохозяйственный фонд составляют МО озер общей площадью 75350 га, 34700 км рек, 81 водохранилище (объемом водной массы более 1 км3) общей площадью 57050 га, 21 пруд (объемом водной массы менее 1 км3) общей площадью 3213 га.
Рыбопромысловое значение имеют:
248 озер общей площадью 6590 га;
21 река протяженностью 5010 км;
21 пруд общей площадью 3213 га.
Основу фонда составляют озера. Более половины из них расположены в труднодоступных заболоченных северных и северовосточных районах области.
Рыбопромысловыми являются верхние участки притоков основных рек области.
Наиболее крупные водохранилища расположены в центральных районах области, это водоемы-охладители ГРЭС и АЭС – Белоярское, Рефтинское, Исетское.
Вылов рыбы в 2003 г. рыбодобываюшими организациями и частными предпринимателями составил 186,8 т, из них на озера приходилось 147, 4 т (78,9 %), на реки – 21,4 т (11,5 %), на водохранилища и пруды – 17,9 т (9,6 %).
Во второй половине XX в. рыбное хозяйство Свердловской области, как и все территории Уральского района, потерпело значительный ущерб от сброса неочищенных сточных вод промышленных предприятий, от лесосплава и гидротехнического строительства. Особенно большой вред был нанесен сплавом по рекам Сосьве, Северной Сосьве, Лозьве, Тавде, Ляле, Туре, Какве, Вагаю. В настоящее время молевой сплав леса запрещен, однако проблема ликвидации его последствий осталась.
В последние годы сохраняется тенденция некоторого ежегодного сокращения вылова рыбы. Относительно 2000 г. этот показатель для озер области сократился в 3 раза. В 2003 г. при квоте вылова в озерах 291 т фактически было отловлено 147,5 т, т. е. только половина.
Основной промысловой озерной рыбой является карась. Его уловы снижаются в связи с ухудшением условий обитания – снижением уровня воды и кормности водоемов. Недолов имеет место по всем видам частиковых рыб и связан, помимо указанных причин, с сокращением количества облавливаемых озер.
К настоящему времени в области не создано промысловое стадо сиговых рыб ввиду небольшого количества озер, пригодных для их выращивания. В 2003 г. сиговые рыбы отлавливались только и озере Таватуй.
На низком уровне ведется вылов рыбы в реках: если в 2003 г. он составил 21,4 т, то в 2000 – 2002 гг. не превышал 9,0 т. Основу вылова составляют ерш, язь, плотва.
В садковых и прудовых хозяйствах производится 231,6 т товарной рыбы.
В настоящее время подготовлена государственная целевая программа «Создание комплекса по выращиванию и переработке растительноядных рыб в Свердловской области на 2003 – 2006 годы». Она позволит развить новое направление рыбоводства, стимулировать внедрение современных технологий в рыбоперерабатывающую промышленность. По прогнозам, до 2006 г. на Среднем Урале может производиться до 1100 т рыбопродукции. В некоторых озерах области размножаются сине-зеленые водоросли, выделяющие вредные вещества. В этих водоемах планируется разведение растительноядных рыб, что значительно улучшит экологическую обстановку. Предполагается, что программа будет реализована в таких муниципальных образованиях, как Верхний Тагил, Нижняя Тура, поселок Рефтинский.