Проблема подростковой наркомании

Для данной возрастной категории характерна так же высокая степень социальной тревожности (что скажут или подумают о нем окружающие?). Для того, что бы снизить эту тревожность и чувствовать себя несколько увереннее, подростки зачастую прибегают к алкоголю или наркотикам.

Среди психологических факторов в развитии подростковой нарко - и токсикомании прежде всего было отмечено значение групповой активности. До 90% подростков начинают употреблять дурманящие вещества в группе сверстников, мотивация – не отстать от других. Другой важный мотив – это поиск новых ощущений и переживаний.

По данным российских исследователей мотивировка употребления подростками дурманящих средств распределилась следующим образом:

· не отстать от компании, быть как все в своей группе – 31 %,

· пережить приятное эмоциональное состояние («кайф») – 19%,

· поиски новых развлечений («поймать глюки») – 12%,

· стремление забыться, отвлечься от неприятностей – 10%,

· любопытство, желание испытать неизведанное – 8 %,

· влияние старшего по возрасту соблазнителя – 7%,

· желание показать сверстникам свою незаурядность- 6 %,

· стимуляция творчества – 3%,

· замена недоступного алкоголя – 2 %,

· демонстративный протест по отношению к страшим – 1 %.

Факторы, способствующие злоупотреблению дурманящими средствами:

· несостоятельность в учебе – 27%,

· хронический алкоголизм родителей – 22%,

· жестокое обращение с подростками в семье – 19 %,

· невозможность удовлетворить свои завышенные притязания в отношении своей будущей профессии – 19%,

· постоянные конфликты между родителями – 17 %,

· эмоциональное отвержение со стороны матери – 17%,

· «семейный крах», резко изменившийся социальный и психологический статус подростка – 14%,

· Чрезмерная опека со стороны семьи, вызвавшая бурный протест со стороны подростка – 12%,

Среди перечисленных факторов видна важная роль семейной ситуации. Исходя из знаний особенностей подросткового возраста, а так же причин, приводящих подростков к наркотикам, семейная сестра при грамотном подходе, может оказать большое влияние на профилактику наркоманий и алкоголизма у подростков.

На возраст 11-16 лет приходиться самое большое количество случаев жестокости. Истоки ее – во внутреннем противоречии личности лидера группы с неадекватно завышенными притязаниями. При этом члены группы с невысоким статусом в ней остро ощущают свою неудовлетворенность, у них падает самооценка и они наибольшей степени подвержены влиянию групповой атмосферы. Тогда они прикрывают внутреннюю неуверенность, недостаточную самостоятельность вызывающими манерами, жестокостью, грубостью. Такое поведение называется девиантным, т.е. отклоняющимся. Взрослым, обеспокоенным дурным влиянием какой либо группы на молодого человека, прежде всего, следует помочь ему повысить в ней статус, тогда влияние группы на него ослабеет, и возникнет возможность либо скорректировать это влияние, либо вывести молодого человека из группы. Отклоняющееся поведение проистекает из включенности в такие жизненные ситуации, где подростка могли унизить или эмоционально ущемить. Лавная задача воспитания состоит в вооружении молодых людей такими средствами удовлетворения их естественных потребностей, которые были бы полезны и для них и для общества. Если соперничать – так в спорте, а не в драке. Утверждать себя в глазах сверстников и окружающих благородными поступками, а не хулиганством. Демонстрировать взрослость зрелыми делами, а не курением, сквернословием, выпивкой. Важно создать условия для включения молодого человека в трудовую деятельность, что бы он мог зарабатывать собственным трудом на дискотеку, желаемую вещь и т.п.

Часть 2. Проблемы, связанные с подростковой беременностью и пути их решения.

Нарастающая продукция гормонов полового в период полового созревания способствует пробуждению сексуальных ощущений, эротических мыслей и фантазий, как у мальчиков, так и у девочек. Они становятся сексуально активными. По официальной статистике, у девушек-подростков эта активность заканчивается нежелательной беременностью в 30% случаев. Причины: недостаточное информирование подростков в вопросах контрацепции, незнание современных, эффективных и простых методов защиты не только от нежелательной беременности, но и ЗПП. Редко аналогичная нежелательная беременность заканчивается благополучными родами, чаще всего девушки предпочитают избавиться от нежелательного ребенка. На вопрос врача: «почему вы не предохранялись во время полового акта», в 90% случаев следует стандартный ответ: «Я думала, что со мной этого не случиться». Аборт особенно нежелателен в раннем возрасте, так данные вмешательства вызывают стойкие негативные изменения всей репродуктивной системы женщины.

По официальной статистике ВОЗ, каждый год в мире 2,5 млн. подростков заражаются ЗПП. Если заболевание обнаружено несвоевременно, или о нем долго умалчивал инфицированный подросток, последствия могут быть весьма серьезны, вплоть до нарушения детородной функции.

Задача семейной сестры при работе с подростком:

· профилактика вредных привычек. Объяснить подростку, что в период расцвета ВИЧ и гепатита, парентеральное употребление наркотиков влечет за собой смертельную опасность.

· Работа по половому воспитанию подростка: снабдить его необходимой литературой, провести доверительные беседы на тему методов предохранения от нежелательной инфекции, а так же ЗПП.

Часть 3. Некоторые особенности современных подростков.

Самосознание, которое лет 40-50 назад формировалось лет в 17-19,сейчас формируется к 23-25 годам. Затягивающийся интервал учебы проводит безответственному инфантилизму, молодые люди долго порой остаются иждивенцами у родителей. Еще одна особенность современных подростков – в современных семьях стало меньше детей. И получается, что родители и все родственники прилагают все усилия для того, что бы уберечь единственное чадо от всех ударов судьбы и ошибок, решая за него все жизненные вопросы. Как следствие – несамостоятельность, иждивенчество и пагубные привычки. Эти молодые люди не развивают у себя целеустремленность, силу воли.

Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших детей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше), копируют поведения взрослых, которые пользуются авторитетом в их среде; сюда входят мода, одежда, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых, образцами для подражания со стороны подростков могут стать и их старшие сверстники. Тенденции походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении – аффилиативной потребности.

Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т. е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно – без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – сухим мудрствованием.

В трудах психологов и педагогов мы находим описание изменений, происходящих в характере ребёнка в эти годы, нарушений психического равновесия и в первую очередь непонятных и непримиримых противоречий. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой- охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Реакция эмансипации – специфически – подростковая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из–под опеки, контроля. Покровительства старших – родных, учителей, вообще старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребёнку.

Проявление реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании везде и всегда поступать по-своему, самостоятельно.

Одна из крайних форм проявления такой реакции – побеги из дома и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».

Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, что бы его считали ребёнком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьёзной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней зрелости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ.

Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связанно с вполне определёнными особенностями психического развития ребёнка в этот период, со сменой ориентации подростков с взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.

У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

Родители регулярно указывают детям, что им делать;

Ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

Решение часто принимает сам ребенок;

Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

· Если дети окружены враждебностью, они учатся борьбе и злу.

· Если дети окружены насмешкой, он становятся застенчивыми и замкнутыми.

· Если дети окружены стыдом, они постоянно чувствуют вину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: