Социальная мобильность. Критерии социальной стратификации

Критерии социальной стратификации

Социальная характеристика высшего, среднего и низшего класса

Рабство. Касты. Кланы. Классы.

Социальная стратификация. Социальный статус.

Лекция №7 Социальная стратификация

Литература:

См.по УМК №

Любое общество всегда структурировано по многим основаниям – демографическим, этническим, социально-классовым, поселенческим и т. п. Такое структурирование, т. е. принадлежность людей к тем или иным профессиональным, социально-демографическим, этническим, поселенческим, социальным группам, практически всегда порождает социальное неравенство. Даже естественные генетические или физические различия между людьми часто становятся основой для формирования неравных отношений.

Но главное в обществе – те различия, те объективные факторы, которые порождают социальное неравенство людей. Неравенство есть факт всякого общества. Ральф Дарендорф (нем-брит. Социол.мыслитель и общ.деятель) писал: «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением…».

Социальными называют различия, порожденные условиями, при которых люди имеют неравный доступ к ресурсам материального и духовного потребления. Структурированное общество может быть представлено как совокупность взаимосвязанных областей социальной жизни: экономической, политической, духовной, общественной, в которой иногда выделяют семейно-бытовую и некоторые другие сферы. В каждой из указанных сфер социальной жизни имеет место собственное социальное расслоение, собственная структура. Социальные различия между людьми определяют социальную структуру. Основные элементы этой структуры – классы, социальные и професс.группы, в западной социологии – страты.

Осмысление реалий социальной стратификации обычно начинают с места отдельного человека среди других людей. Каждая из социальных позиций, предполагающая конкретные права и обязанности, есть статус. Один из статусов человека определяет его социально: это его главный статус. Некоторые из статусов даны от рождения (пол, этнич.происхождение…) и называются предписанными статусами. Другие достигаются человеком в процессе его жизни: профессия, состояние в браке. Это приобрет. статусы.

Социальный статус – это место индивида или группы в иерархически организованной структуре. Наиболее ярко социальные различия описал Ярослав Гашек в своем одноименном рассказе.

По мнению Э. Гидденса, можно выделить четыре системы стратификации в истории человечества: рабство, касты, сословия и классы. Иногда они могут сосуществовать. Некоторые отголоски сословной системы обнаруживаются в Англии, где по-прежнему сохраняются дворянские титулы, а крупные бизнесмены, государственные чиновники за заслуги могут быть возведены в рыцари, получить звание пэра. В последние годы наблюдаются попытки возрождения дворянства в России.

1. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в наиболее развитых торгово-ремесленных центрах Древней Греции. Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс. По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны) в Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения. Преобладали рабы-мужчины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь). Раб рассматривается и законодательством, и общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек.

Обычно указывают на три причины рабства.

  • Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоя­нии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору.
  • Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или гра­бителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали постра­давшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб.
  • В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна груп­па людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Хотя рабовладельческая практи­ка была различной в разных регионах и в разные эпохи, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба.

Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод.

В Древней Греции рабы занимались физи­ческим трудом, благодаря чему свободные граждане имели воз­можность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотни­ков и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

2. Касты. социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Достиг­нутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратифика­ции, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собст­венной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чисто­ты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Рабство в США было отменено 1 января 1863 г. Его «заменили» расовой кастовой системой - рождение человека накладывало на него пожизненную метку, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение со­хранялось даже в первой половине XX в., спустя много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Юж.Африке, белые - представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздель­ных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: