Теория социальной стратификации

Классы.

Кланы.

Клан - род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами. Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принад­лежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязаннос­тью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану опреде­ляется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст, в них практикуется экзогамия, допускающая браки между различными кланами.

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кла­нах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, на­столько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система го­раздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Классовая система оставляет возможности для социаль­ной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по соц. лестнице.

Классовая система возникла благодаря развитию индустриального производства и представляет собой систему социальной стратификации, основанной как на происхождении человека, так и на индивидуальных достижениях.

По сравнению с аграрными обществами, где касты - норма жизни, индустриальные общества движутся к меритократии (от англ. merit - заслуга) - социальной стратификации, основанной на личных заслугах.

Социальная характеристика высшего, среднего и низшего класса

Самое крупное социально-стратификационное образование общества – класс. Слово «класс» пришло из Древнего Рима, где его использовали для деления населения на отдельные группы в целях налогообложения. На верхней ступени были ассидии – богатейшие римляне, на низшей – пролетарии. Древнегреческий философ Платон, размышляя над социальным расслоением людей в реальном обществе на богатых и бедных, полагал: «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно – государство богатых, другое – бедных»4.

Условия общественной жизни делают неизбежными частые встречи бедных с богатыми и совместные действия: в играх, в состязаниях, на войне. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстание заканчивается победой бедняков, то они одну часть богачей уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную власть и функции управления разделяют между всеми оставшимися членами общества. Это и есть демократия.

Общество, по Платону, имеет сугубо классовый характер: все граждане входят в один из трех классов: правителей, воинов или работниковУ каждого класса строго определенные функции: правители – правят, воины – воюют, работники – работают. При этом мудрые правители выступают по отношению к остальным двум классам как родители – заботятся и опекают. В государстве все три класса составляют гармоничное целое под руководством наиболее разумного класса. Считается, что Платон был «первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов».

Аристотель также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве в своем сочинении «Политика». Аристотель выделил три класса: «В каждом государстве есть три части (граждан): очень состоятельные (зажиточные), крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими».

Согласно Аристотелю, самое лучшее общество формируется из среднего класса, и то государство, где этот класс и сильнее, и многочисленнее, чем оба других, управляется лучше всего, и тогда обеспечено, как минимум, общественное равновесие.

Итак, Аристотель разработал собственную стройную теорию социального неравенства, достаточно адекватно отражающую ту эмпирическую реальность, которую он сам наблюдал, причем по всем параметрам отдавал приоритет именно среднему классу как стабилизирующему общество. И сегодня суть многих обсуждений проблем неравенства и социальной справедливости по-прежнему сводится к тем самым вопросам, которые впервые поставили великие философы Платон и Аристотель.

Научная концепция класса появилась в ХIХ в. Ее автором является К. Маркс. Всю историю общества он видел в конфликте классов. К. Маркс современное ему общество разделял на два основных класса – буржуазию и рабочих в первую очередь по их отношению к частной собственности. Следуя логике К. Маркса, можно было бы считать, что социалист.система обеспечивает полное соц. равенство, ибо собственность превратилась в общенародную, или госуд, к которой все члены общества, все соц.группы должны иметь равное отношение. Однако социалистический эксперимент закончился неудачей.

1. Во-первых, в любом обществе кроме владения собственностью кто-то должен осуществлять оперативный хоз.контроль за ней. Т.о., при неграмотном управлении у чиновников, наемных менеджеров риск ответственности небольшой, а социальные преимущества очевидны.

2. Во-вторых, общество всегда имеет определенную.госуд., политическую организацию, а значит, появляются лидеры, гос.менеджеры, чиновники, которые объективно должны иметь больше прав, иначе они просто не смогут выполнять функции гос.управления. Практически в любом обществе такие соц. группы занимают более высокий статус со всеми вытекающими из него последствиями, объективно порождающими соц.неравенство. Письменная история человечества пока не знает ни одного общества без соц.неравенства.

3. В-третьих, есть основания полагать, что в природе человека генетически заложено стремление к доминированию над другими людьми. Оно в разной степени выражено у отдельных лиц. Человек или социальная группа, получив власть, всегда стараются открыто или замаскированно ее использовать в своих интересах. Эти процессы можно регулировать (законодательство, представительная демократия, разделение властей, ротация чиновников), но устранить полностью нельзя.

4. В-четвертых, общество объективно заинтересовано выдвигать для управления самых одаренных и тем самым вынуждено создавать такие условия, чтобы люди стремились, имели желание занимать эти места. Социальное неравенство – это своего рода инструмент самосохранения общества, с помощью которого оно сознательно обеспечивает замещение наиболее важных постов способными и квалифицированными людьми, своего рода элитой – политической, экономической, научной, военной и т. п. Ошибки таких людей или их некомпетентность обходятся обществу слишком дорого. Поэтому и нужно создавать некоторые преимущества в общественном статусе, социальном положении, стимулируя выдвижение самых способных. По образному выражению Наполеона, «стадо баранов во главе со львом сделает больше, чем стая львов во главе с бараном»21.

5. В-пятых, само развитие цивилизации является фундаментальной теоретической основой социального неравенства и стратификации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Люди не могут быть равны по своим способностям, воспитанию и образованию. Вот объективная основа стратификации.

В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации.

Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, что понятие класса не применимо для современного постиндустриального общества. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации. Вместе с тем, классификация и стратификация не являются взаимоисключающими подходами. Понятие «класс», удобное и уместное при макроподходе, окажется явно недостаточным, когда мы пытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. При глубоком и всестороннем изучении структуры общества явно недостаточно одного лишь экономического измерения, которое предлагает марксистский классовый подход. Стратификационное измерение - это достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратифи­кация - иерархически организованная структура социального (статусного) нера­венства, которая существует в определенном обществе, в определен­ный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое обще­ство в данном случае можно сравнить с геологическими наслоения­ми почвы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: