Форма познания, субъекты и объекты познания

Существует 4 основные гносеологические концепции:

· Агностицизм – это философское направление в гносеологии, отрицающее принципиальную познаваемость мира. Агностицизм, как система оформилось в работах Дэвид Юмом и доведено до полного развития И. Гант.

· Скептицизм – это философское направление в гносеологии, главной идеей которой является принципиальное сомнение в достоверности знания, получаемого при помощи органов чувств, при этом скептики считают именно ощущения или опыт основой познания. Основоположником был античный философ Пиррон, а нового времени М. Монтень. Аргументы скептицизма: 1. Аргумент от количественного разнообразия мира. Разнообразие вещей, явлений, что ограниченность способностей человека недоступно единое познание мира. 2. Аргумент от разнообразие людей. Сами люди неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают разные вещи. Но если это так, то единого однообразного знания о мире не может быть. 3. Аргумент от ощущений. Одни и те же вещи могут восприниматься индивидом по-разному. Это свидетельствует о том, что каждая вещь обладает бесконечным количеством свойств и часть этих свойств может оказаться за пределами возможностей человеческого восприятия. Если какой-то признак человека не наблюдается, то для человека он не существует, следовательно, единственно доступной для человека реальностью является совокупность его собственных ощущений. 4. Аргумент от состояний человека. Восприятие человека любой вещи зависит от состояния его организма и может быть разным в разные периоды жизни.

· Сенсуализм (широкая концепция, т.к. согласно эмпиризму самый первый и самой основной частью познания являются результаты деятельности органов чувств; сенсуз – ощущение/чувство)/эмпиризм (более конкретный) – философское направление в гносеологии, которая признает основу познания ощущения или опыт, а опыт – эмпирио. Теорию эмпиризма описал Френсис Бэкон, а более широко описал Дж. Локк. 1. Согласно Дж. Локку человеческое сознание с рождения – чистая доска. 2. Согласно эмпиризму владеет объект познания, который есть и вынужден с этим считаться, активностью отличается субъект познания, а субъект пассивен: он занимает созерцательную позицию. Активность человека начинается только на второй ступени познания, когда субъекта пытается осмыслить полученный опыт. 3. Согласно эмпиризму рациональная деятельность сводится только к комбинированию, материала полученного из ощущений и не дает принципиального нового знания. Френсис Бэкон – основоположник индуктивного метода.

· Рационализм – (развивались в средние века (античности), однако, ее не сложили, а оставили элементы и в новом времени 17 века в работах Р.Декарта их использовал для определения) философское направление, которое считает основой познания разума. Рационалисты не отрицают важность и ощущения, однако, ощущения есть и у животных, следовательно, основой познания является разум, кроме тогоощущения не достоверны. Единственная возможность проверить ощущения – это пропустить через анализ разума. Рациональность полагает, что разум адекватен действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: