Вопрос 5.1. Понятие и сущность интеллектуального капитала. Основные определения

Тема 5. Оперативное планирование интеллектуальных ресурсов

Методология исследования формирования и использования интеллектуального капитала (ИК) на предприятии находится на стадии развития, что подчеркивается многими отечественными и зарубежными авторами. Анализ данной темы исследования требует определения основополагающих понятий, структура которых представлена на рисунке, так как некоторые из терминов, часто используют как синонимы.

Блок первичных понятий Блок вторичных понятий
Интеллектуальная организация = Обучающаяся организация
Интеллектуальные ресурсы Интеллектуальный капитал = Капитал знаний Нематериальные активы = Интеллектуальные активы
Данные Гудвилл Персональный гудвилл
Информация Организационный гудвилл
Интеллект Управление интеллектуальным капиталом = Управление знаниями организации = Knowledge management
Знание

Рисунок – Схема базовых понятий

Научный интерес к проблеме сущности управления интеллектуальным капиталом предприятия предполагает анализ накопленного теоретического материала.

«Информация» (от лат. information) первоначальные сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом; с середины XX в. является общенаучным понятием. Информация – это все, что является отражением каких-либо фактов или событий. Это одно из основных понятий кибернетики. Информация не является ни материей, ни энергией ─ это нечто самостоятельное. Известный ученый «отец-основатель» кибернетики Н. Винер вывел закон информации, согласно которому: «информация абсолютно нематериальна, но обязательно должна иметь свой материальный носитель».

В книге А.А. Денисова «информация» определяется с позиций философии как: «неоднородность пространственного распределения материи есть ее структура, а ее существование во времени есть движение материи. Структура (или материя) в движении (изменение) есть информация, без которой материя не может существовать, как не может существовать и информация без материи».

Известно определение информации, данное К. Вигом в 1993 г.: «информация состоит из фактов и данных, описывающих отдельную ситуацию или проблему».

Перечислим основные свойства информации как специфичного ресурса:

- информация не может быть равна нулю (отсутствие каких-либо данных ─ это уже информация);

- информация обязательно должна обладать потребительными свойствами и, в первую очередь, полезностью;

- информация должна быть своевременной;

- информация не может быть уничтожена, так как не может быть уничтожено «нечто самостоятельное» и нельзя уничтожить мир, генерирующий ее;

- информация должна быть достоверной, полной, актуальной, достаточной.

Измерение информации является сложным и не до конца изученным вопросом. Первый способ оценки длины кода ее представления, длины сообщения в экономике практически не приемлем. Данный метод базируется на введенном К. Шенноном понятии «избыточность информации». Так, академик Колмогоров подсчитал, что избыточность русского языка равна 0,8 или 80 %. К.Шеннон позже писал: «Полагаю, употребление термина «информация» неизбежно вызовет множество недоразумений из-за его многозначности …термин нехорош, но другой, со сходным значением, никак не найти. Следует запомнить, что «информация» ─ всего лишь критерий трудности передачи последовательности, порожденной источником информации». Боулдинг называет подобную оценку, не затрагивающую ни коем образом содержания информации «информация от Bell Telephone» ─ телефонный счет.

Второй способ, построенный на вероятностной оценке информации, хотя всегда имеет определенные ограничения, широко используется в экономике. Это разработанный аппарат математических методов, применяемых в условиях определенности, риска, неопределенности.

В работе [4] Поляков А.О. вводит четкую классификацию сущности информации с точки зрения кибернетического подхода:

- контекстно-независимая информация, которая как явление возникает в приемнике в виде фактографической интерпретации входного сигнала или в виде определенной алгоритмической интерпретации сигнала;

- контекстно-зависимая информация возникает в интеллектуальном приемнике в виде процесса порождения любого множества трактовок входного сигнала (абстрактные аналогии, эвристики, догадки, открытия), которые заранее могут быть неизвестны.

Под интеллектом принято понимать способность к творческому процессу (или способность мышления, рационального познания) [5 Лачинов, Поляков]. Разъяснение терминов «интеллект», «уровень интеллекта»,дается в работе [Вебер, Данилов, Шифрин]:

интеллект – способность объекта (как определенной самостоятельной сущности) ставить задачи и искать их решение (решение может быть и не найдено);

уровень интеллекта – способность объекта самостоятельно повторять постановку известных или аналогичных им задач и находить их решение.

Переходим к понятию «знание». Традиционным считается определение знания ─ как «доказанного истинного убеждения». С точки зрения информационных технологий удачным считается определение термина «знание», данное в работе [5]: «Знания, в общем случае, являются переменной во времени и контексте совокупностью отношений между данными».

Учитывая интеллектуальную наполняющую знания [Вебер,Д,Ш] дают следующее определение:

«Знания есть результат отражения информации (данных) интеллектуальной сущностью во времени и контексте, которые ей принадлежат в виде определенных индивидуальных контекстно-зависимых информационных образов. В зависимости от способностей интеллектуальной сущности отражать информацию знания могут тождественно и нетождественно, полно и неполно характеризовать суть отраженной информации (совокупность отношений между данными) и виде определенных индивидуальных информационных образов».

К. Вииг определяет знания следующим образом: «знания состоят из истин и представлений, точек зрения и концепций, суждений и предположений, методологии и ноу-хау». Он же подчеркивает, что знания применяются для интерпретации имеющейся информации в каждой отдельно взятой ситуации.

Важным считается проследить отличительные особенности понятий «информация» и «знание». В работе И. Нонака, Х. Такеучи описываются три основные положения, конкретизирующие сходство и различие знания и информации:

- знание в отличие от информации предполагает наличие мнения и убеждения. Знание –функция определенной позиции, точки зрения или намерения;

- знание, в отличие от информации, подразумевает действие ─ знание ради какой-то цели;

- знание и информация подразумевают значение и имеют зависящий от ситуации и относительный смысл. По мнению [И. Нонака, Х. Такеучи ]: «знание ─ динамический субъективный процесс проверки соответствия личного мнения истине … Информация – это поток сообщений, и хотя знание создается из этого потока, оно находится в зависимости от мнений и убеждений его владельца.». По Дрецке (1981): «Информация ─ продукт из которого возможно получить знание; руководствуясь информацией, мы способны судить, какую часть знания следует усвоить.

Знание – производное от информации (или поддержанное ею) убеждение». Бергер и Лакман считали, что «люди, взаимодействуя в рамках единого исторического и социального контекста, обмениваются информацией, из которой они создают социальное знание как реальность, влияющую на их оценки, поведение и отношение»[яп].

Майкл Полани в 1966 г. описал различия неформализованного (tacit knowledge) и формализованного (explicit knowledge) знания следующим образом (таблица): - неформализованное знание («неявное») ─ личное, зависящее от ситуации и поэтому с трудом поддающееся формализации и распространению;

- формализованное, или кодифицируемое, знание может быть передано средствами формального, систематического языка.

Знание, поддающееся формализации лишь часть всего совокупного знания. По словам М. Полани, придающего большое значение роли неформализованного знания: «мы знаем больше, чем можем сказать», что отличается от высказывания древних мыслителей «кто ясно мыслит, ясно излагает».

Таблица – Два типа знания [источник И.Нонака, Х. Такеучи]

Неформализованное знание (Субъективное) Формализованное знание (Объективное)
Полученное из опыта (тело) Полученное из рассуждения (душа)
Одновременное (здесь и сейчас) Последовательное (там и тогда)
Аналоговое (практика) Цифровое (теория)

В процессе человеческой деятельности оба вида знания взаимодополняют друг друга, плавно переходя из одного в другое. Социальное взаимодействие формализованного и неформализованного знания И.Нонака, Х. Такеучи называют трансформацией знания.

Таким образом, под знанием мы будем понимать интеллектуальное отражение объективной действительности.

При построении системы управления ИК прежде всего необходимо определить следующие понятия: «интеллектуальные ресурсы», «интеллектуальный капитал ─ капитал знаний», «нематериальный актив ─ интеллектуальный актив», «гудвилл», «управление знаниями».

Определимся с понятием «интеллектуальные ресурсы» (ИР). Из теории менеджмента известно, что ресурсы являются одной из характеристик организации. Исходя из ресурсной теории «фирма ─ больше чем административная единица; она ─ также совокупность материальных и нематериальных ресурсов, распределенных между различными пользователями с помощью административных и экономических решений»[Пенроуз. Е]. С точки зрения ресурсной теории выделяются: основные ресурсы, активы, способности, стратегические активы (отличительные способности), устойчивые конкурентные преимущества, источники указанных преимуществ. С точки зрения отношения к организации интеллектуальные ресурсы подразделяются на внешние и внутренние, так как одновременно являются как атрибутом предприятия, так и общества в целом. Интеллектуальные ресурсы являются основным источником формирования ИК.

В литературе не выявляется разница между понятиями «интеллектуальный капитал», «капитал знаний», что связано с наиболее часто встречающимся определением ИК, данным Т. Стюартом в 1997 г.: «интеллектуальный капитал ─ это накопленные полезные знания». Важно заметить, что именно функция полезности делает понятие «ИК» узким в отличие от понятия более высокого уровня «ИР». По [Букович У., Уильямс Р.] «интеллектуальный капитал» либо «капитал знаний» определяет все без исключения активы, из которых организация извлекает стоимость, независимо от права собственности.

По [Брукинг Э.] «интеллектуальный капитал (ИК) ¾ это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания теперь не может существовать».

Интеллектуальный капитал предприятия можно подразделить на четыре части:

- рыночные активы;

- интеллектуальная собственность как актив;

- человеческие активы;

- инфраструктурные активы..

Неточность этих определений прослеживается в определении структурных составляющих ИК как «активов», так как, например, человеческие ресурсы считаются специфическими в силу отсутствия у предприятия права собственности на них.

Существует несколько видов моделей ИК. Модель ИК представленная, благодаря совместным усилиям, Л. Эдвинсона, Х. Онжа, Г. Петраша, Ч. Армстронга выделяет три типа ИК: человеческий капитал, капитал клиента, организационный капитал, которые в процессе взаимодействия должны максимизировать потенциал организации для создания ее стоимости. Пионер в области исследования ИК фирма Scandia разработала схему «навигатор» для измерения и управления ИК. В данной схеме ИК представлен взаимодействием клиентов, работников и бизнес-процессов (методов). Компания Celemi, базируясь на трудах К.Э. Свейби, одного из ведущих специалистов в области оценки НМА делит ИК на три категории: внешняя структура, внутренняя структура, компетентность, причем под внутренней структурой понимается организация, а под компетентностью ее работники. Таким образом, проанализированные модели ИК не различаются между собой по сути его составляющих.

В соответствии с ПБУ 14 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо выполнение следующих условий одновременно:

- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

- возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

- использование в производстве продукции, при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

- наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительные права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

В книге [Букович У.,..] выделяется понятие «интеллектуальный актив», который «закрепляется исключительно за теми видами интеллектуальных ресурсов, которые организации удалось определить, описать и занести в определенный реестр»; ИА можно назвать «явным интеллектуальным ресурсом» «организация обладает правом собственности на принадлежащие ей ИА». Неточность данного определения прослеживается в смешении понятий ИР и ИК.

В нашем понимании ИА формируется благодаря функциям управления ИК, сформированным из всей совокупности ИР.

Понятия НМА и ИА следует считать тождественными.

По У. Букович, Р. Уильямс и других авторов основной задачей управления ИА является возможное преобразование части ИК в ИА, что предполагает следующие преимущества их использования: доступность всем; возможность хранения, обмена, торговли, обеспечение и защитаправ собственности.

Исходя из вышеизложенного видно, что при наличии общей цели при управлении и ИК, и ИА ─ получения конкурентных преимуществ при их использовании, существует заметная разница в самом процессе управления.

Таблица – Основные отличия при управлении ИК и ИА.

Управление ИК Управление ИА
С точки зрения основных задач
Задачи управления сводятся к поддержанию, наращению и оценке соответствующего уровня ИК. Задачи управления включают возможность преобразования ИК в ИА.
Сущность (процесс) управления
«Легкость передачи информации и сохранение (удержание) ее в рамках организации». [Букович У., Уильямс Р.] Трудность визуализации составляющих ИК. Обеспечение и защита прав собственности. Доступность организации.
Возможность быстрой финансовой отдачи
Уровень стратегического управления. Возможное отсутствие быстрой финансовой отдачи при большом социальном эффекте. Уровень тактического управления. Скорый ожидаемый эффект.
С точки зрения оценки стоимости
Часть составляющих ИК трудно поддается точностной оценке. Используется набор методов из арсенала управления интеллектуальной собственностью.

По [Букович. У., Уильямс Р.] ─ управление интеллектуальными активами(управление определенным классом знаний) является подобластью управления организационными знаниями.

Термин «управление знаниями» принято применять для того, чтобы подчеркнуть преимущества управления перед хаотичным процессом обмена информацией. Считается, что «управление знаниями – общее название для методик, организующих процесс коммуникаций (целевого общения) в корпоративных сообществах, направляя его на извлечение новых и обновление существующих знаний и помогающих сотрудникам компании вовремя решать задачи, принимать решения и предпринимать необходимые действия, получая нужные знания в нужное время».

По [Глухову, Коробко, Марининой]: «управление знаниями ─ это организация управленческих действий на базе всей совокупности интеллектуальных, информационных и программных ресурсов». С учетом специфики состава информации и методов управлении специалисты выделяют уровни управления знаниями: международный, национальный, отраслевой, внутрифирменный, индивидуальный.

Авторы [Г,К,М] выделяют элементы в структуре знаний организации:

- систему методов принятия управленческих решений;

- систему методов принятия технологических решений;

- систему методов принятия конструкторских решений;

- банк конструкторских решений (чертежей);

- банк выполненных ранее проектов;

- банк отраслевых разработок;

- имеющиеся уникальные решения, защищенные правами собственности организации;

- инструкции по ведению работ;

- систему формальных и неформальных связей организации;

- знания отдельных работников.

Фирмы IBM и Lotus предложили формулу управления знаниями: «Люди, Место и Информация» (People, Plase and Things), в соответствии с которой решения в области управления знаниями предполагают создание инновационных Продуктов, благодаря поиску компетентных, нужных Людей, при обеспечении единого информационного пространства (Места).

По [Букович У., Уильямс Р.]: «управление знаниями ─ процесс, с помощью которого организации удается извлечь прибыль из объема знаний или интеллектуального капитала, находящегося в ее распоряжении».

Перейдем к понятию «гудвилл» предприятия. В силу отсутствия методологической базы некоторое время гудвилл использовался в узком смысле, как «деловая репутация фирмы», что соответствует лишь одному определенному НМА, учитываемому предприятием. В широком смысле гудвилл можно определить как совокупность элементов бизнеса, которая приносит прибыль сверх той, которую дают все идентифицированные и отдельно оцененные активы предприятия, включая нематериальные. Приказом Фонда государственного имущества Украины, гудвилл определяется как « комплекс мероприятий, направленных на увеличение прибыли предприятий без соответствующего увеличения активных операций, включая использование лучших управленческих способностей, доминирующую позицию на рынке продукции (работ, услуг), новые технологии». Множество зарубежных и отечественных экономистов [Скандия, ССП, Пузыня и др.] склонны отождествлять понятия гудвилла и ИК. Считаем, что это некорректно, с точки зрения приравнивания интеллектуального капитала капиталу знаний, так как знания в свою очередь подразделяются на формализованные (явные) и неформализованные (неявные). По нашему мнению гудвилл, считающийся конечным оценочным показателем в системе управления ИК, должен отражать конкурентные преимущества, достигнутые предприятием, и не учитывать те элементы ИК, которые в данный момент, а так же в течении прогнозируемого периода не приводят к достижению намеченных целей.

На рисунке представлена схема процесса управления ИК, состоящего из пяти этапов. Исходя из вышесказанного в схеме проведено четкое разделение ИР, ИК, ИА и гудвилла предприятия.

Этап 4. Формирование конкурентных преимуществ и их оценка
Этап 3. Формирование организационных ценностей предприятия
Этап 2. Формирование ИК: Создание и поддержание. Накопление. Обучение. Распространение. Оценка.
Этап 1. Поиск ресурсов Оценка потенциальных преимуществ. Накопление.
Этап 5. Определение недостающих ресурсов. Инвестирование в обновление и пополнение ресурсной базы предприятия
  Интеллекту-альные ресурсы
Внешние
Внутрен-ние
Капитал организации
Капитал клиента
Человеческий капитал
НМА
Гудвилл предприятия
Организа-ционный
Персона-льный


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: