Понятие и сущность государственной корпорации

Тема 4. Государственные корпорации

Корпоративное право

1. Понятие и сущность государственной корпорации

2. Правовой статус государственных корпораций

Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ были внесены дополнения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Данный нормативный акт дополнил Федеральный закон "О некоммерческих организациях" ст. 7.1 и установил новый вид некоммерческой организации - государственную корпорацию.

Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ. Непосредственно в Законе, предусматривающем создание государственной корпорации, определяются ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления ее деятельностью.

В соответствии с гражданским законодательством России существует множество критериев для классификации юридических лиц: по форме собственности, целям деятельности, составу учредителей, характеру прав участников в отношении юридического лица, объему вещных прав юридического лица на используемое им имущество, форме участия членов (участников), порядку образования, числу лиц - участников юридического лица.

Таким образом, по российскому законодательству государственная корпорация и учреждение очень близкие по форме юридические лица. Так, например, оба они создаются для достижения общественно полезных целей. Формирование имущества и государственной корпорации, и учреждения, в том числе его финансирование, осуществляет лицо, являющееся собственником передаваемого имущества. Государственная корпорация учреждается Российской Федерацией, учреждение может быть создано любыми собственниками: как юридическими, так и физическими лицами, но наиболее известны государственные учреждения.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества, а пользуется правом оперативного управления на это имущество (ст. 296, 298 ГК). Собственником этого имущества остается учредитель. В то же время в соответствии со ст. 298 ГК РФ, если в учредительных документах учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Более того, некоторые федеральные законы предусматривают возможность учреждениям быть собственниками определенного имущества. Так, в соответствии с п. 7 ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности. Такую возможность допускает и ст. 35 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Таким образом, по ряду ключевых признаков государственная корпорация и учреждение весьма похожи.

В некоторой степени здесь усматривается прозрачность границ между частным и публичным правом. Как совершенно справедливо отмечает В.А. Бублик, "одной из моделей взаимодействия публичного и частного права является внедрение частноправовых начал в публично-правовую материю, когда публичные отношения начинают все более широко регулироваться с использованием элементов частноправового метода (цивилистического инструментария)...". Действительно, законодатель использует конструкцию юридического лица частного права для осуществления функций публичного характера.

Думается, что в отечественном законодательстве дефиниция государственной корпорации установлена как раз для того, чтобы заложить презумпцию тождественного функционирования этого субъекта в экономическом обороте наряду с другими субъектами гражданского права, хотя, бесспорно, с точки зрения внутренних отношений государственная корпорация не может быть отнесена к "классическим" корпорациям. Иными словами, законодатель презюмировал корпорацией со специальной правоспособностью ту организационную форму отношений, которая "стоит" за государственной корпорацией".

Итак, государственная корпорация обладает всеми признаками юридического лица. Во-первых, она выступает субъектом присвоения имущества и в этом качестве является имущественно обособленной организацией, так как в соответствии с п. 3 ст. 213 ГК РФ имущество, переданное в качестве вкладов учредителями, а также имущество, приобретенное по иным основаниям, находится в собственности государственной корпорации. Во-вторых, государственная корпорация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание, то есть несет исключительно самостоятельную имущественную ответственность, пределы которой определяются стоимостью имущества, принадлежащего государственной корпорации на праве собственности. В связи с этим государственная корпорация не отвечает по обязательствам своего учредителя - Российской Федерации - так же, как и учредитель государственной корпорации не отвечает по обязательствам последней (п. 2 ст. 25 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). В-третьих, государственная корпорация самостоятельно выступает в гражданском обороте, то есть может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, которые соответствуют ее целям и реализуемым задачам. Особенностью создания государственной корпорации является то, что не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, мы имеем дело с распорядительным способом создания юридического лица. В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, содержатся практически те же сведения, что и в учредительных документах, необходимых для создания всех других некоммерческих организаций: наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации. В-четвертых, государственная корпорация может быть истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: