Роль волонтерской работы в социализации личности

Содержание

ТЕМА: ВОЛОНТЕРСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ЛЕКЦИЯ № 2

ЦЕЛЬ: ознакомить студентов с факторами развития личности волонтера; рассмотреть личностные качества волонтеров, которые определяют эффективность волонтерской работы; определить роль волонтерской работы в социализации личности. Воспитывать у студентов чувство сопереживания, уважения и ответственности.

1. Роль волонтерской работы в социализации личности.

2. Социально-педагогическая деятельность как один из факторов развития личности волонтера.

3. Личностные качества волонтеров, которые определяют эффективность волонтерской работы.

Основная литература

1. Введення у соціальну роботу. Навч. посібник. – К.: Фенікс, 2001. – 288 с.

2. Волонтерство в соціальній роботі / Упоряд.: О. Главник, Н. Романова, Т. Дружченко. – К.: Главник, 2006. – 126 с.

3. Волонтерство як ресурс соціальної роботи у громаді: Зб. статей. – К.: Християнський Дитячий Фонд, 2006. – 96 с.

4. Голованова Т.П., Гапон Ю.А. Волонтерство в соціальній роботі як феномен цивілізованого суспільства. – Запоріжжя, 1996. – 134 с.

5. Доброчинність в Україні: минуле, сучасне, майбутнє / Ресурсний центр розвитку громадських організацій «Гурт». – К., 1998. – 55 с.

6. Технологізація волонтерської роботи в сучасних умовах / За ред. проф. А.Й. Капської. – К.: ДЦССМ, 2001. – 140 с.

Дополнительная литература

1. Волонтерська служба недержавної організації соціальної сфери / Упорядник Кравченко Р.І. – К.: Благодійне товариство «Джерела», 2000. – 92 с.

2. Закон України «Про соціальні послуги» від 19 червня 2003 року № 966-ІV.

3. Закон України «Про соціальну роботу з дітьми та молоддю» від 21 червня 2001 року № 2558-ІІІ.

4. Капська А.Й. Соціальна робота: деякі аспекти роботи з дітьми та молоддю: Навчально-методичний посібник. – К. УДЦССМ, 2001. – 220 с.

5. Організація волонтерського руху у вищих навчальних закладах: Діагностичний інструментарій: Методичні розробки / Укладач Рудякевич Т.О. – Житомир: ЖДУ, 2004. – 20 с.

6. Підготовка волонтерів та їх роль у реалізації соціальних проектів / Під заг. ред: І. Звєрєвої, Г. Лактіонової. – К.: Наук. світ, 2001. – 49 с.

7. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2000. – 424 с.

Волонтерская работа способствует социализации личности, обеспечивает усвоение будущими специалистами социальной действительности, новых социальных ролей, норм и общественных поведенческих стереотипов; помогает личностному росту, самореализации; по-новому осмыслить значение общечеловеческих ценностей, в том числе сочувствие, милосердие, их роль в гуманизации междучеловеческих отношений; знакомит с общей культурой и специфическими субкультурами социума.

Существует ряд взглядов на процесс социализации. Их наличие связано с разными подходами к пониманию возможностей, потребностей и интересов человека и общества. При этом социализация трактуется как система, которая имеет общий, национальный, философский, политический, социологический, педагогический, психологический направления. Именно они в совокупности формируют человека как социальную личность с ее мировоззрением, пониманием своего места и назначения в общественной жизни.

Следует отметить, что социализация имеет два аспекта:

1. усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей;

2. активное воссоздание системы социальных связей индивида за счет его личной активной деятельности, активного привлечения в социальную среду.

Первый аспект процесса социализации отображает то, как среда влияет на человека, второй – как человек влияет на среду благодаря собственной деятельности.

Волонтерская работа обеспечивает естественное вхождение студентов в общество, включение в социальные связки, интеграцию в разные типы социальных сообществ, овладение студенческой субкультурой через организованную деятельность и личностно ориентированное воспитание, в результате чего происходит становление социальности индивида. Волонтерская работа как часть процесса социализации дает возможность социальному педагогу включиться во всю совокупность социальных ролей, норм и поведенческих стереотипов общества; знакомит с общей культурой и специфическими субкультурами социума.

Она содействует развитию разных специфических социальных ролей путем промеривания их на себя, сравнивания, выбора:

аниматора (организатор, координатор, контролер деятельности из разработки, создания и реализации разнообразных проектов);

социального организатора, менеджера (его задание – видеть реальную цель, планировать этапы ее достижения, проводить мониторинг процесса изменений и оценку результатов; привлекать граждан к развитию, учебе средствами современных технологий, решению имеющихся проблем; инициировать участие детей и взрослых в разнообразных социальных проектах; внедрять разнообразные массовые формы социально-педагогической работы (благотворительные акции, фестивали и тому подобное); представлять интересы общества в органах власти; вести переговоры, устанавливать деловые межинституционные отношения;

преподавателя (эта роль требует сформированности таких качеств, как: эмпатия (понимание чувств тех, кто учится); уважение (принятие тех, кто учится, как конструктивных личностей); искренность (открытое проявление преподавателем своих чувств); конкретность коммуникации (избежание нечетких, обобщенных высказываний, точное описание чувств и переживаний);

консультанта, консультанта-клинициста (его задание устанавливать доверчивые отношения с клиентом; получать, анализировать, классифицировать, оценивать и интерпретировать данные социального и персонального характера, договариваться с клиентом о цели услуг, которые предоставляются, достигать изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах клиента или условиях его жизни; наставника, посредника, эксперта, адвоката, помощника, координатора но др.

Следовательно, благодаря выполнению волонтерской работы человек становится дееспособным участником общественных отношений.

Волонтерская работа – это разнообразные виды социально-педагогической деятельности: предоставление социально-педагогической помощи, поддержки, услуг; реализация планов, проектов и программ; создание, развитие и координация социальной сети (волонтерских организаций, общественных формирований социально значимой направленности, групп самопомощи и тому подобное); организация воспитательных и благотворительных мероприятий и акций за разным направлением, тематическими направлениями но др.).

Деятельный подход глубоко проработан в научных трудах С. Рубинштейна, где сформулирован принцип единства сознания и деятельности, сущность которого заключается в том, что отображение человеческим сознанием объективной действительности всегда связано с активной деятельностью человека, происходит из нее, осуществляется в ней. Активность, будучи неотъемлемым свойством личности, выражает отношение человека к цели деятельности, которая оказывается в отстаивании собственных взглядов, действиях, завершающей стадией которых является умение; выступает предпосылкой и результатом развития личности.

При этом подходе механизмом формирования внутреннего мира человека является интериоризация и экстериоризация опыта. Человек интериоризует знания и наблюдения относительно эффективности форм разновидностей волонтерской работы и экстериоризует их в виде соответствующих доброчинних действий и поступков, что нуждается в определенных волевых усилиях.

Волонтерская работа обеспечивает разносторонность влияния на личность, одновременное влияние на сознание, чувство и поведение, основу которых составляют убеждения. И. Марьенко подчеркивает, что убеждения дают возможность личности делать тот или другой поступок сознательно, то есть с пониманием его целесообразности. Обусловливая поведение личности, убеждения, обычно, приобретают формы мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности.

Настоящую человеческую нравственность невозможно развить с помощью наследования, а тем более принуждению. И. Бех отмечает: «Навеяное добро – не добро в настоящем смысле этого слова. Любое поведение личности лишь тогда моральная, когда она является результатом сознательной воли и убеждения».

Действия личности, направленные на достижение результатов, важных и полезных для других людей, психологи называют просоциальными. Особенным случаем просоциального поведения определенно альтруистичную, которая заключается в предоставлении помощи другим людям для улучшения благополучия этих людей без направленности на сознательное достижение полезных для себя результатов.

В психолого-педагогической литературе последнего времени достаточно известными стали разнообразные теоретические версии просоциального поведения: теория социального обмена, теория социальных норм.

Теория социального обмена объясняет, что альтруистичное (как добровольная деятельность) поведение имеет целью определены явные полезные для другого лица результаты и неявные полезные последствия для действующего лица (признание, статус, информация и тому подобное). Эти полезные результаты могут быть как внутренним, так и внешним вознаграждением.

Исследователи указывают на существование причин, которые объясняют, почему люди добровольно предоставляют помощь:

· стремление к знаниям (желание понять людей, их жизненные обстоятельства и чего-то научиться);

· карьерные мотиви (получая опыт и связки, они хотели бы расширить перспективы своей работы);

· мотивы социального приспособления (войти к определенной группе и достичь признания);

· защита своего «Я» (уменьшение чувства вины или лишения от собственных проблем, рост самоуважения, зміцнення чувства собственного достоинства, уверенности в себе);

· выражение ценностей (действия согласно общечеловеческим ценностям).

Поэтому во время предоставления помощи каждое действующее лицо руководствуется стратегией так называемого минимаксу: пытается, насколько возможно, уменьшить расходы и увеличить достижения (даже если эти достижения и не является реальными, а лишь субъективными ценностями). Следовательно, в основе предоставления помощи другим людям может функционировать как альтруистичная, так и эгоистичная мотивация. Конечно, исключить эгоистичную мотивацию (мотив социального признания, вознаграждения, мотив избежания осуждения со стороны других, то есть абсолютно эгоистичная мотивация избежать внутреннего дискомфорта) очень трудно. Но, с другой стороны, эти придирчивые искатели эгоистичных нюансов социально безукоризненного поведения не могут отбросить и те бесспорные факты, что некоторые люди действительно беспокоятся об интересах и благополуччя других, а не о собственных, и их никоим образом нельзя считать хорошо замаскированными эгоистами. Поэтому волонтерскую работу могут осуществлять люди, которые действительно беспокоятся об интересах и благополучии других, а не о своих.

Теория социальных норм объясняет альтруистичное поведение тем, что этот тип поведения диктуется совокупностью упорядоченных норм (своеобразные каузально атрибутивные схемы, которые дают ориентиры во время возникновения ситуации с потребностью помощи другим людям):

норма взаимности и ожидания социальных дивидендов – «если я помогу этому человеку, то она будет отвечать мне так же взаимностью и поможет»;

норма социальной ответственности – «помощь нужно оказывать тем, кто имеет проблемы независимо от того, вознаграждается ли такое поведение».

Можно согласиться с тем, что осуществление волонтерской работы предусматривает соблюдение норм социальной ответственности. При таких условиях благодаря интериоризации внешних форм волонтерской работы формируется, а затем обогащается личностный опыт предоставления помощи всем, кто в ней нуждается. На основании приобретенного опыта возникает возможность моделировать обобщенный идеальный образ действия, отображать реальный способ действия, осуществлять контроль и оценку, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности. Моделирование собственной волонтерской работы способствует овладению профессиональным опытом, личностному росту, успешной социализации, привлечению к милосердным гуманистическим традициям украинского народа; элементов мировоззрения (убеждений, взглядов, отношений) из позиций гуманности, филантропии и социальной ценности.

Волонтерская работа побуждает человека к активному взаимодействию с социальной средой, к становлению длительных взаимоотношений с представителями разных социальных групп общества, которое способствует усвоению социального опыта.

По мнению К. Роджерса, «взаимоотношения с другими людьми дают человеку прекрасную возможность полноценно функционировать. Они позволяют человеку почувствовать гармонию с собой, другими людьми и окружением. Во взаимоотношениях удовлетворяются основные потребности человека. Стремление к их удовлетворению вынуждает людей тратить большое количество энергии на взаимоотношения с другими, – даже на те отношения, которые могут казаться нездоровыми и неудовлетворительными».

По утверждению Г. Ложкина, М. Коця, Т. Петровской, И. Зубковой, в зависимости от того, в какой мере люди во время взаимодействия придерживаются интересов друг друга, существуют три основных принципа: сотрудничество, доминирование, соперничество.

Сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди способствуют удовлетворению интересов друг друга, придерживаются приблизительного паритета и объединяют свои усилия добровольно, спираючися на осознание значения и потребности решения общего задания, на стремление помочь другим участникам общего дела. Между людьми возникают взаимные обязанности и ответственность. Однако ситуация взаимодействия может сложиться так, что один из участников, користуючися слабостью позиции другого, начинает подчинять его интересы собственным. Тогда рождается второй тип взаимодействия – доминирование.

Доминирование – здесь уже нет соблюдения интересов двух сторон – игра идет главным образом в «одни ворота», содействие становится односторонним, слабый действует в интересах сильного и получает от него мало.

Если попытка построить взаимодействие на свою пользу наталкивается на достойное сопротивление, возникает соперничество – третий тип взаимодействия.

Соперничество самое частое не имеет самостоятельного значения: каждый из его участников вступает в борьбу с надеждой победить или отстоять предыдущий статус. Когда преимущество одной из сторон становится явным, равновесие нарушается и начинается доминирование. Относительно волонтерской работы, то она предусматривает взаимодействие лишь на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаємовідповідальності, толерантного отношения к другим, соблюдение этических принципов: уважение достоинства каждого человека; приоритетность интересов клиентов; толерантность и гуманизм; доверие и взаимодействие в решении проблем клиента; доступность услуг; ориентированность на потребность клиентов, привлечения их к процессу позитивных изменений; ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: