Человеческие ресурсы волонтерского движения

Человеческие ресурсы волонтерского движения
Волонтеры, которые работают при ЦССМ Волонтеры, которые являются членами разных общественных организаций Волонтеры, представленные другими категориями населения
Дети и молодежь Специалисты Родители проблемных детей Студенты ВУЗА
Ученики старших классов школ и средне-специальных заведений Психологи Родители детей-инвалидов Какие проходять практику при ЦССМ Детских Волонтеры, которые приходят по собственному желанию
Творческие объединения Педагоги Родители подростков с девиантным поведением Какие нуждаются в реальной практической помощи в учебе Женских Клиенты
Группы самопомощи Социальные педагоги Родители подростков с адиктивною поведением   Религиозных Спонсоры
Школы лидеров Социальные работники     Организации социальномедицинского профиля Чиновники
Клубы инвалидов Юристы     Культурологические  
Детские и молодежные объединения Врачи     Организации патриотического характера  
        Специалированные организации, которые работают с инвалидами, людьми преклонных лет  
Составляют актив разных групп при ЦССМ   Составляют группы взаимопомощи      

Следует заметить, что, если представители первой группы, в основном, самоиндефицируют себя с понятием «волонтер», то представители второй и третьей группы, как правило, не называют себя «волонтерами», они внедрят социальную работу в соответствии с обязанностями членов общественных организаций. Участие в социальной деятельности волонтеров третьей группы зависит, во многим, от их собственного желания.

В содержании деятельности разных групп волонтеров много общего, но организационные принципы социальной деятельности каждой группы значительно отличаются.

Да, волонтеры первой группы – это, в основном, несовершеннолетние и молодежь (старшеклассники и студенты), а также опытные специалисты и родители проблемных детей и подростков.

Рассмотрим детальнее каждую подгруппу.

1. Подростки и юноши, ученики старших классов школ и средне специальных заведений, которые составляют актив разных групп при ЦССМ (в клубах молодых инвалидов, творческих объединениях, школах лидеров, группах самопомощи, молодежных и детских объединениях.

Для этой группы главной причиной участия в волонтерской деятельности является возможность самоутверждения в глазах одногодков, родителей, учителей и возможность нового общения с ними на новом, более доверчивом, взаємовідповідальному уровне, а также желание найти новых друзей, возможность получить новых навыков и знаний и проведения собственного досуга.

Вопрос предоставления конкретной помощи, как правило, не является определяющий. Профессиональная квалификация волонтеров-подростков, конечно, достаточно низкая, однако они очень мобильны, они не имеют коммуникационных проблем в общении с другими детьми и подростками и с удовлетворением включаются в организацию и проведение разрешительных форм работы, что очень актуально для ЦССМ.

При организации работы данной категории следует иметь в виду то, что значительная их часть не задерживается в волонтерских отрядах: они находятся в постоянном поиске, пробуют себя в разных ролях. Волонтеры-подростки с удовлетворением работают как в больших, так и в малых группах. Опыт показывает, что чем более интересная подросткам работа, которую они выполняют, тем чаще они готовы включиться в нее. В то же время, работа в волонтерских отрядах содействует развитию их коммуникативных способностей. Поэтому желание волонтеров-подростков сотрудничать нужно не только использовать, но и развивать. Для подростков, которые не могут работать в больших и малых группах, возможна индивидуальная работа, связанная с особенными навыками и наклонами: рисованием, литературными способностями, умением работать на компьютере, знанием иностранных языков и тому подобное.

Работа с ними нуждается в учете нескольких важных правил:

̶ работа не должна мешать основной учебе;

̶ не стоит поручать им однообразную работу;

̶ по каждому делу, которое доверяется детям или подросткам, обязательно должно быть место для проявления их собственной инициативы и самостоятельных решений, а также персональной ответственности;

̶ их участие в волонтерском движении должно быть согласованным с родителями и учителями;

̶ работа должна быть безопасной, хотя часть умного риска при выполнении порученных работ старшими детьми может допускаться, но при условии жесткого контроля со стороны взрослых;

̶ работа, безусловно, должна быть самой безопасной для детской психики, без психологического прессинга для них;

̶ не стоит включать детей во внутренние конфликты организации, тем более – переманивать с одной программы до другой;

̶ четко определять средства поощрения, ни в коем случае не обещать больше, чем можно сделать для волонтера;

̶ демонстрировать по возможности перспективы их деятельности в организации и обсуждать с ними планы на будущее;

̶ не переоценивать способность детей, особенно вслух, перед широким кругом людей.

Волонтерство – возможность социального самоутверждения, но не единственная, потому кто-то остается надолго, а для кого-то – это один из апробированных и оставленных вариантов, потому, часть «задержанных» зависит от серьезности подхода взрослых к деятельности волонтеров-подростков. Для них очень важное внимание к работе, которое они выполняют, уровни права в отношениях со старшими, оценка не только со стороны взрослых, но и одногодков. Само признание их работы в глазах одногодков становится выдающимся в решении вопроса продолжать волонтерскую работу или нет.

Поэтому достаточно сложной является проблема, в каких именно видах социальной работы целесообразно использовать волонтеров-подростков. Часто это техническая работа (расклеивание афиш, распространения печатной продукции, анкетирования). Это допустимый вариант, но стоит отследить мотивацию, важность работы, которую они выполняют.

Волонтеры-подростки очень полезны в проведении игровых форм социальной работы, работы с инвалидами, в пресс-центрах и тому подобное. Поэтому очень важно в работе с ними создания условий для становления личности подростка, его социализации, активизация их самоопределения. Создание таких условий – один из верных путей привлечения подростков к волонтерскому движению [2; 12; 13].

2. Студенты высших учебных заведений (преимущественно из отделения педагогики, психологии, социальной работы, социальной педагогики), которые обращаются к Центрам социальных служб для молодежи по поводу практической помощи в учебе по профилю деятельности Центров или которые проходять в Центрах учебную и производственную практику.

Эта категория имеет несколько другие мотивы для добровольной социальной работы, в первую очередь их интересуют профессиональные проблемы: реальные – приобретение профессиональных знаний из будущей специальности, наработки навыков работы – и формальные – получение зачета, прохождения практики. Их в известной мере волнует проблема межличностной коммуникации, особенно общение с профессионалами в избранной специальности, знакомство с новыми методиками и технологиями, все, что может им помочь в последующем стать высококвалифицированными специалистами и трудоустраиваться.

Их интересуют те виды работы, которые непосредственно связаны с будущей профессией, при этом преимущество принадлежит индивидуальной работы или работе в небольших группах. Для студента-волонтера важное признание его коллег, вхождения в коллектив профессионалов. Они являются реальным кадровым потенциалом для ЦССМ.

Именно поэтому, одним из основных путей привлечения студентов к волонтерской деятельности есть оценка профессиональной компетентности студентов организаторами волонтерского движения и через то – избежание причин конфликта и недоразумения. Конфликт, как правило, возникает в результате расхождений попыток студентов самоиндефицироваться и стремлений специалистов предлагать им «неквалифицированные» виды работы. Такое отношение обижает и отталкивает первых от волонтерских дел.

Идеальный вариант сотрудничества, когда волонтеры-студенты начинают работать вместе со специалистами, а затем приступают к самостоятельной работе. Если волонтеру не хватает профессионализма, необходимо стимулировать его повышение. Он должен осознать, что система заинтересована в нем лишь при условии приобретения профессионализма. За обоюдной заинтересованностью относительно налаживания взаимоотношений ЦССМ и студента-волонтера, они могут действовать по такой схеме: практикант → волонтер → заслуженный специалист → сотрудник ЦССМ.

3. Родители проблемных детей (детей-инвалидов, несовершеннолетних из групп риска: девиантной, адиктивної поведения и другие), которые объединяются в группы самопомощи.

Мотивация участия волонтеров-родителей в социальной работе – желание помочь себе лично, а вместе с тем и другим семьям с подобными проблемами: семьям детей-инвалидов, алкоголиков, наркоманов и тому подобное. Уровень квалификации родителей может быть разным, однако все они имеют большой жизненный опыт обитания в кризисной семье и общения из себе подобными, знание о возможностях выживания в кризисной ситуации, и потому очень нужные. Выбор направлений социальной работы, за которыми работают волонтеры-родители, определяются личной проблемой волонтера.

Волонтеры-родители очень редко включаются в социальную деятельность по собственной инициативе. Большинство из них надеется на помощь других. Поэтому работникам ЦССМ очень важно активизировать родителей, раскрыть перспективы возможной самостоятельной волонтерской деятельности. Только осознание возможности изменений может стать мотивом включения родителей к волонтерскому движению.

Время работы для таких волонтеров достаточно разное. Информация, необходимая для начала работы, – законодательная база, знание которой позволит защитить, отстоять права семей, которые оказались в кризисной ситуации, а также банки данных ЦССМ о разных категориях семей (сколько их, где они проживают, каким образом можно выйти на контакт с ними и тому подобное).

В отличие от рассмотренных выше категорий волонтеров, для подавляющего большинства волонтеров-родителей не является существенной оценка их труда, для них важен тот эффект, которого они достигают относительно своей семьи, семей близких людей. Исключение составляют волонтеры-родители, которые при поддержке семей с названными проблемами становятся их представителями в органах власти разного уровня. Такие примеры есть, и работа таких родителей, бесспорно, очень эффективная, особенно в группах взаимной поддержки.

4. Волонтеры-специалисты (психологи, педагоги, социальные педагоги, социальные работники, юристы, врачи), которые оказывают консультативную помощь социальным работникам, другим волонтерам или практически помогают клиентам социальных служб.

Основным движущим мотивом участия специалистов в волонтерском движении является реализация личных профессиональных возможностей. Иногда она имеет альтруистичный характер, иногда специалист пытается расширить круг своих интересов, иногда ему необходимое профессиональное или личное самоутверждение. Поэтому, катализатором привлечения специалистов к волонтерскому движению могут стать публикации в прессе: отзывы, благодарности, другие формы оценки социальной значимости их работы.

Главное задание ЦССМ – оптимально организовать их деятельность (точное время, аудитория или кабинет, клиентура), следить, чтобы они разрешали сугубо профессиональные проблемы. Через их привлечение можно решить много социальных проблем, связанных с профессиональной деятельностью специалистов. Форма работы специалистов, как правило, индивидуальная (консультирование) и некоторые групповые формы (лекции, тренинги).

Практика позволила выделить три основных правила в работе со специалистами как волонтерами:

̶ Ваши профессиональные взгляды на ту или другую проблему должны совпадать или, в крайнем случае, не расходиться;

̶ Гибкий график для специалиста, занятого, как правило, в нескольких местах;

̶ Обеспечение возможности профессиональной или научной карьеры, ведь часто именно за этим обращаются к некоммерческим организациям специалисты.

Но, все же, основным движущим мотивом участия специалистов в волонтерском движении является реализация личных профессиональных возможностей.

Понятно, что любые волонтерские группы при ЦССМ действуют в пределах социальных программ, которые реализуются конкретным центром и предусмотренные планом его работы, заданиями, положенными на Центры государством. Поэтому нужен инструмент для овладения волонтерами содержанием деятельности Центра именно в том направлении, где они желают работать и помогать с определением собственных заданий, их объемом, методов и форм работы. Поэтому Центры, которые привлекают к работе волонтеров, должны планировать систематическую учебу, совещания, инструктирования, дискуссии, семинары, круглые столы, тренинги, что позволяет разнообразить формы ознакомления волонтеров с содержанием, направлениями, особенностями, видами социальной работы в зависимости от уровня их профессиональной подготовки к такой деятельности.

Именно поэтому очень важным на сегодня есть внедрение системы учебы волонтеров с использованием разнообразных форм учебы (школа волонтеров – один год, тематические курсы – шесть месяцев, лагерь подготовки добровольных работников – один месяц, курсы повышения мастерства – одна неделя) и за разнообразными направлениями работы в зависимости от специфики деятельности ЦССМ (социальнореабилитационная работа, предупреждение и преодоление негативных явлений в молодежной среде, социальная опека, социальная защита, социальное развитие но др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: