Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции. Санкция – это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие. Так, в Законе РСФСР от 15 октября 1960 г. «Об охране природы в РСФСР» отсутствовали санкции за нарушение предусмотренных в нем требований. Этот Закон, отмененный с принятием Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», был малоэффективным, номинальным, в частности, именно из-за отсутствия в нем санкций.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

• стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

• компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

• превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

• карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Так экологическое правонарушение определяется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

С учетом сказанного экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

3. Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность за экологический проступок регламентируется в ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и Кодексом законов о труде РФ (КЗоТ РФ). Она выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в невыполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования.

Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность. В соответствии со ст. 135 КЗоТ РФ к нарушителям могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами могут быть установлены иные дисциплинарные взыскания: перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение в должности.

В качестве разновидности дисциплинарной меры ответственности рассматривается депремирование должностных лиц и иных работников, т.е. полное или частичное лишение премии по итогам года, например, за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды либо за нарушения природоохранительного законодательства. Основанием для решения о депремировании служит справка территориальных органов по охране окружающей среды о состоянии выполнения природоохранных мероприятий и степени соблюдения экологического законодательства за соответствующий период.

Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве.

4. Материальная ответственность за экологические правонарушения

Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Материальная ответственность за причиненный ущерб признается самостоятельным видом юридической ответственности. Поэтому работник, независимо от привлечения к материальной ответственности, может быть привлечен также к дисциплинарной и иному виду ответственности.

По трудовому праву лица, находящиеся с предприятием, организацией в трудовых отношениях, несут материальную ответственность при определенных условиях:

а) наличие прямого действительного ущерба, явившегося результатом совершения работником экологического правонарушения, поскольку предприятие было вынуждено понести затраты на возмещение причиненного этим правонарушением вреда;

б) противоправность поведения работника, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих трудовых обязанностей (например, вследствие виновного нарушения работником установленного технологического процесса произошел сброс сточных вод, приведший к отравлению рыбы в водоеме);

в) причинная связь между действием (бездействием) работника и причиненным ущербом. Должно быть доказано, что возникший ущерб непосредственно связан с нарушением данным работником технологического процесса;

г) вина работника в причинении ущерба своим действием или бездействием. Работник признается виновным, если противоправное деяние совершено им умышленно или по неосторожности.

Материальная ответственность рабочих и служащих регламентируется Кодексом законов о труде РФ, Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, другими нормативными актами.

Трудовое законодательство предусматривает два основных вида материальной ответственности работников: ограниченную и полную. При ограниченной материальной ответственности работник обязан возместить ущерб в размере прямого действительного ущерба, но, как правило, не более своего среднего месячного заработка (ст. 119 КЗоТ РФ).

Случаи материальной ответственности, при которых ущерб подлежит возмещению в полном объеме, предусмотрены ст. 121 КЗоТ РФ:

а) когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда, либо работником, находившимся в нетрезвом состоянии;

б) когда в соответствии с законодательством или договором на работника возложена полная материальная ответственность, а также в других случаях.

5. Административная ответственность

Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РСФСР и экологическим законодательством. Так, в ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не только формулируются составы административных правонарушений, но и определяются субъекты административной ответственности, а также размеры административных штрафов, которые могут быть наложены на правонарушителей.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица, что является новацией данного Закона. Применяется административная ответственность только при наличии вины правонарушителя.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Закон «Об охране окружающей природной среды» подчеркивает: привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

6. Уголовная ответственность за экологические преступления

В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Она помещается в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:

• нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

• нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

• нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

• нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);

• загрязнение вод (ст. 250);

• загрязнение атмосферы (ст. 251);

▪ загрязнение морской среды (ст. 252);

• нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);

• порча земли (ст. 254);

• нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

• незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);

• нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

• незаконная охота (ст. 258);

• уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст.259);

• незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);

• уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);

• нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса:

• нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215);

• сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);

• жестокое обращение с животными (ст. 245);

• экоцид (ст. 358).

Эти составы по своему содержанию, несомненно, являются экологическими. С учетом объекта экологических преступлений можно выделить два вида преступлений, посягающих на:

а) экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования использования и охраны. Важно подчеркнуть, что в прежнем УК РСФСР вовсе не предусматривались составы, отражающие посягательство на природу в целом. По новому УК РФ к данному виду преступлений относятся составы, сформулированные в ст. 247– 249,259, 262, 215, 237, 358;

б) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это – преступления, предусмотренные ст. 245, 250–258, 260--261 УК РФ.

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269); планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353); производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356). Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:

штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда;

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;

обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за уничтожение или повреждение лесов (до 240 часов);

исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет);

ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет);

арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);

лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Регламентируя порядок и условия возмещения экологического вреда, в целях предупреждения причинения нового вреда ГК РФ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 1065). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. При этом суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.

Возмещение экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РСФСР, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого положений содержится также в экологическом законодательстве, хотя и в нем дается отсылка к гражданскому законодательству.

Международное сотрудничество в сфере экологии, охране окружающей среды
Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности развивается в рамках многосторонних конвенций и соглашений, международных организаций, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Многосторонние конвенции и соглашения Рамочная конвенция ООН об изменении климата. В декабре 2007 г. в Индонезии (о. Бали) состоялось 13-е совещание Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) и ее вспомогательных органов, а также 3-е совещание Сторон Киотского протокола, в которых приняла участие делегация Правительства Российской Федерации. Главным итогом стала выработка “Балийской дорожной карты” – мандата на проведение в 2008–2009 гг. переговоров по будущему режиму сотрудничества в период после 2012 г. Учрежден новый вспомогательный орган – “Специальная рабочая группа по долгосрочным мерам сотрудничества по Конвенции”. На Конференции Сторон получило дальнейшее развитие российское предложение об упрощении существующих и создании новых процедур принятия добровольных обязательств по снижению выбросов парниковых газов. За Россией сохранен пост вице-президента Конференции Сторон, представители Российской Федерации введены практически во все ключевые органы, в том числе во вновь созданный орган по управлению Фондом по адаптации. В рамках выполнения обязательств по Конвенции принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 332 “О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата”. Разработан и утвержден приказами Минэкономразвития России ряд нормативных правовых документов, касающихся процедуры реализации проектов совместного осуществления, в том числе приказ Минэкономразвития России от 20.12.2007 № 444 “Об утверждении Методических указаний по рассмотрению проектной документации”, приказ Минэкономразвития России от 30.11.2007 № 424 “Об утверждении Положения о Комиссии по рассмотрению заявок об утверждении проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата”. Приказом Минэкономразвития России от 30.11. 2007 № 422 на период 2008–2012 гг. установлен лимит величины сокращения выбросов парниковых газов в рамках проектов совместного осуществления в объеме 300 млн. т в CO2-эквиваленте. Рослесхозом начата реализация программы создания углерододепонирующих лесных насаждений (подробно о выполнении программы Рослесхоза и схеме размещения углерододепонирующих насаждений в России см. часть II, раздел 1, “Бюджет углерода”). Готов к вводу в эксплуатацию российский реестр углеродных единиц, которым предусмотрено проведение операций по введению в обращение, хранению, передаче, приобретению, аннулированию, изъятию из обращения и переносу углеродных единиц со счета на счет, резервирование углеродных единиц, в том числе под проекты, осуществляемые в соответствии со ст. 6 Киотского протокола. Совместным приказом МПР России и Минэкономразвития России от 07.05.2007 № 121/148 утвержден Порядок формирования и ведения Российского реестра углеродных единиц. Функционирует официальный сайт российского реестра углеродных единиц (carbonunitsregistry.ru). Формирование и ведение российского реестра будет осуществляться по мере поступления администратору российского реестра углеродных единиц заявок на открытие счетов в реестре. Подготовлен Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, за 1990–2005 гг. (Росгидромет и МПР России). На семинаре “Реализация Киотского протокола в России: текущее состояние и перспективы”, организованном 6 декабря 2007 г. Национальной организацией поддержки проектов поглощения углерода (Россия), представители Ростехнадзора выступили с докладом-презентацией по заданной теме. Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.). В 2007 г. Российская Федерация приняла участие в 19-м Совещании Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (17–21 сентября, Монреаль, Канада) и заседаниях 27-й рабочей группы открытого состава МП (РГОС) (4–7 июня, Найроби, Кения). В ходе 19-го Совещания всеми Сторонами Монреальского протокола (МП) было поддержано решение об ускоренном отказе от гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) и соответствующей корректировке МП. Принцип ускоренного отказа от ГХФУ был принят на уровне глав государств и правительств “Группы восьми ” (п. 59 итогового документа саммита в Хайлигендамме). В 2007 г. Российская Федерация направила в Секретариат МП две заявки на предоставление исключений в отношении важнейших видов применения хладона-11 и хладона-1212 в производстве медицинских дозированных ингаляторов в Российской Федерации в 2008 г. и хладона-113 для использования в производстве ракетно-космической техники в Российской Федерации в 2008 и 2009 гг. С учетом результатов дискуссии на пленарных заседаниях 27-й РГОС и договоренностей на соответствующей контактной группе в июне 2007 г. в Найроби Стороны МП приняли положительное решение в отношении вышеуказанных заявок России. Заявка Российской Федерации на предоставление исключений в отношении важнейших видов применения хладона ХФУ-113 была обусловлена тем, что до конца 2006 г. на мировом рынке химической продукции не появился растворитель, который по своим физико-химическим свойствам, технологическим и потребительским качествам мог бы успешно заменить хладон ХФУ-113 в технологических процессах изготовления изделий ракетно-космической техники. Своим решением XIX/14 19-е Совещание Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, разрешило Российской Федерации: производство и потребление хладона ХФУ-113 в объеме 140 т для основных видов его использования в ракетно-космической промышленности в 2008 г.; применение в 2009 г. хладона ХФУ-113 в объеме 130 т при условии, что Группа по техническому обзору и экономической оценке МП не выявит никаких альтернатив, которые можно было бы внедрить к 2009 г. На 19-м Совещании Сторон МП было принято решение о делегировании представителя Российской Федерации в состав Комитета по выполнению МП. Российская Федерация своевременно и в полном объеме обеспечивает выплаты в основные фонды Венской конвенции об охране озонового слоя и МП, включая выплаты за 2007 г. В 2007 г. Российская Федерация представила в Секретариат МП отчеты о производстве, потреблении, экспорте и импорте озоноразрушающих веществ и отчеты о потреблении в Российской Федерации озоноразрушающих веществ для удовлетворения основных видов применения (производство медицинских дозированных ингаляторов). По линии Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.) в период с 3 по 7 сентября 2007 г. в Швейцарии (г. Женева) состоялось 6-е совещание Рабочей группы открытого состава, в котором приняла участие комплексная российская делегация. Совещание рассмотрело ход осуществления решения о расширении сферы действия Целевого фонда для оказания содействия развивающимся и другим странам, нуждающимся в помощи, в выполнении Базельской конвенции. В рамках обсуждения вопроса о Базельском протоколе об ответственности и компенсации рассмотрены варианты удовлетворения требования относительно наличия страхования, обязательств и других финансовых гарантий. Рабочая группа одобрила проект решения по экологически безопасной утилизации электронных отходов на 2009–2010 гг. В рамках вопроса “Стратегические партнерские связи” обсуждались вопросы партнерства по асбесту; разработки Технических руководящих принципов, касающихся асбестовых отходов, и учебных материалов для обоснованного регулирования асбестовых отходов. Необходимо особо отметить наметившуюся в последние годы тенденцию, когда международные многосторонние природоохранные конвенции торгового характера используются как средство лоббирования и продвижения экономических интересов конкурирующих на мировом рынке производителей. Характерным примером этого является Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (Россия не является ее Стороной), а с 2007 г. также Базельская конвенция. Предусмотренные ими механизмы активно используются конкурентами российских компаний для вытеснения минерала хризотил-асбест с мирового рынка, что может нанести ущерб строительной отрасли России. Приняты проекты решений предстоящей сессии Конференции Сторон Базельской конвенции (июнь 2008 г.) по вопросам мобилизации ресурсов и устойчивого финансирования и Программа работы Рабочей группы открытого состава на 2009–2010 годы. Выплачен взнос Российской Федерации в бюджет Базельской конвенции в полном объеме. По линии Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) и Протоколов к ней 17–20 апреля 2007 г. в Женеве состоялась 39-я сессия Рабочей группы ЕЭК ООН по стратегиям и обзору, в которой приняла участие делегация МПР России. Важнейшим вопросом был обзор Гетеборгского 1999 г. протокола о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном. На сессии впервые рассматривался вопрос о политических последствиях пересмотра Руководящих принципов представления данных о выбросах. Внесены предложения об обязательном использовании Справочного руководства по кадастрам атмосферных выбросов КОРИНЭИР/ЕМЕП для расчета коэффициентов и величин выбросов; о представлении Сторонами информационных докладов о кадастрах выбросов и использовании формуляров отчетности Совместной программы наблюдений и оценки переноса на большие расстояния загрязняющих воздух веществ в Европе (ЕМЕП) Конвенции; представлении прогнозных данных до 2020 г. и др. Обсуждался вопрос об осуществлении Плана действий для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) по активизации процесса ратификации Конвенции и Протоколов к ней в этих странах. В сентябре 2007 г. в Женеве состоялась 40-я сессия Рабочей группы ЕЭК ООН по стратегиям и обзору, в которой приняла участие делегация Ростехнадзора. В декабре 2007 г. в Женеве состоялась 25-я сессия Исполнительного органа Конвенции, в которой участвовала комплексная российская делегация. Сессия приняла План работы по Конвенции на 2008 год. Представлены в Секретариат ЕЭК ООН и центры ЕМЕП данные о выбросах основных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также информация о политике и стратегии борьбы с загрязнением воздуха (по результатам выполнения НИР). Взнос Российской Федерации в бюджет ЕМЕП, выплаченный в 2007 г. в полном объеме, составит на 2008 г. 64,24 тыс. долл. США, при этом финансирование Метеорологического синтезирующего центра – Восток (Москва) остается на уровне 2007 г. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ). В мае 2007 г. в Сенегале (г. Дакар) состоялось 3-е совещание Конференции Сторон Стокгольмской конвенции, в котором комплексная российская делегация (МПР России, Ростехнадзор, МИД России) участвовала в статусе наблюдателя. Рассмотрены меры по сокращению или ликвидации выбросов в результате преднамеренного производства и использования ДДТ. Подчеркнуто, что для некоторых стран ДДТ по-прежнему является исключительно важным элементом стратегий борьбы с переносчиками болезней и что изменение климата может привести, в силу содействия распространению малярии, к большей зависимости от ДДТ. Подготовлен и одобрен унифицированный Набор инструментальных средств для идентификации диоксинов и фуранов, который рекомендован для использования при разработке национальных планов выполнения Конвенции. Рассмотрен доклад о технических руководящих принципам экологически обоснованного регулирования отходов СОЗ (приняты решением VIII/I6 Конференции Сторон Базельской конвенции). Начата работа по отбору региональных и субрегиональных центров для оказания технической помощи. Многие представители Сторон Конвенции высказались в поддержку использования центров, созданных в рамках Базельской конвенции. В соответствии с решением SC-3/12 Конференции Сторон Стокгольмской Конвенции МПР России направило в Секретариат заявку относительно номинации АНО “Центр международных проектов” в качестве Регионального центра Стокгольмской конвенции для стран Восточной и Центральной Европы, включая страны СНГ. АНО “Центр международных проектов” выполняет функции Регионального центра Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением в Российской Федерации для стран СНГ и Национального Координационного центра Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях в Российской Федерации. Решение будет приниматься на 4-й сессии Конференции Сторон в мае 2009 г. В августе 2007 г. завершено выполнение проекта ЮНЕП-ГЭФ “Создание в Российской Федерации потенциала для внедрения Стокгольмской конвенции и разработки Национального плана выполнения”. Продолжалась работа по подготовке к ратификации Стокгольмской конвенции. По линии Конвенции о биологическом разнообразии основная деятельность в 2007 г. проходила под знаком подготовки 9-го совещании Конференции Сторон Конвенции (19–30 мая 2008 г., Бонн, Германия). Российские эксперты принимали участие в подготовительных мероприятиях. Начата работа по формированию 4-го национального доклада о сохранении биологического разнообразия в России. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием. В сентябре 2007 г. в Мадриде (Испания) проходила 8-я сессия Конференции Сторон Конвенции. Главным итогом сессии стало принятие 10-летнего стратегического Плана действий по реализации Конвенции, разработанного Межправительственной межсессионной группой экспертов при активном участии представителей России, Белоруссии и Армении. Осуществление данного плана позволит активизировать работу по реализации Конвенции в восточно-европейских странах, подверженных негативным последствиям засухи и деградации земель. По линии Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и по итогам 4-го совещания Сторон Конвенции (20–22 ноября 2006 г., Бонн, Германия) в 2007 г. проведены заседания, на которых рассматривались вопросы борьбы с наводнениями, рекомендации по оплате экосистемных услуг при комплексном управлении водными ресурсами. На 1-м заседании целевой группы по воде и климату (22–23 ноября, Бонн, Германия) обсуждались вопросы взаимозависимости управления трансграничными наводнениями и водными ресурсами и адаптации климата. После семинара по безопасности управления дамбовыми сооружениями (12–14 ноября, Ереван, Армения) состоялось 8-е заседание специальной группы экспертов по водным ресурсам и промышленным авариям. Проведены также 8-е заседание Рабочей группы по мониторингу и оценке загрязнения (25–27 июня, Хельсинки, Финляндия); семинар по равному доступу к водным ресурсам (5–6 июля, Париж, Франция); семинар по трансграничному загрязнению воды в результате промышленных аварий, по гражданской ответственности и компенсации (21–22 мая, Будапешт, Венгрия). В рамках Протокола по воде и здоровью к Конвенции состоялось 1-е заседание Совещания Сторон Протокола по воде и здоровью (17–19 января), в связи с которым 18 января был проведен круглый стол ВОЗ, Комиссии ООН по правам человека, ЕЭК ООН “Права человека на водные ресурсы и Протокол по воде и здоровью: создание реального доступа к водным ресурсам”. В рамках Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция) 6–8 марта 2007 г. в Хельсинки (Финляндия) состоялась 28-я сессия Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ). На сессии обсуждался План действий по Балтийскому морю, целью которого является существенное сокращение загрязнения Балтийского моря и восстановление его экологического состояния к 2021 г. Проект Плана действий включает 4 раздела: эвтрофикация, вредные вещества, деятельность на море, биоразнообразие. Для снижения эвтрофикации предполагается: ввести более жесткие требования к доочистке сбрасываемых сточных вод; запретить использование моющих средств, содержащих фосфор; ужесточить политику в области сельского хозяйства в части, касающейся удобрений, кормов, отходов животноводческих ферм и т. д. Российская Сторона совместно с Данией ведет разработку раздела Плана действий по Балтийскому морю по деятельности на море. В 2007 г. прошли 5 заседаний Специальной целевой группы ХЕЛКОМ. План действий по Балтийскому морю был принят 15 ноября 2007 г. в Кракове (Польша) министрами окружающей среды и представителями правительств стран – членов ХЕЛКОМ (имеется в свободном доступе на сайте ХЕЛКОМ www.helcom.fi на английском языке в объеме 102 с.). Документ одобрен представителями Эстонии, Финляндии, Германии, Латвии, Литвы, Польши, России, Швеции и ЕЭС, также являющегося членом ХЕЛКОМ. На состоявшейся в мае 2007 г. в Стамбуле (Турция) 16-й внеочередной сессии Черноморской комиссии Конвенции по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция) были обсуждены вопросы выполнения Сторонами положений Конвенции. В ноябре 2007 г. состоялась очередная 17-я сессия Комиссии по защите Черного моря от загрязнения. На заседаниях Руководящего комитета проекта ГЭФ по восстановлению экосистемы Черного моря поведены итоги 15-летней деятельности Проекта в Черноморском регионе. Первая сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция), организованная временным Секретариатом Конвенции, состоялась в Баку (Азербайджан) 23–25 мая 2007 г. Подготовка к участию в сессии осуществлялась Рабочей группой при МПР России, сформированной по инициативе МИД России и МПР России из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. На сессии присутствовали полномочные представители государств – участников Конвенции, временного Секретариата, функции которого исполняет Региональное бюро для Европы Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП-РОЕ), а также представители международных организаций системы ООН (ПРООН, ЮНОПС, ММО и др.), Всемирного банка, Европейского Союза, крупного международного проекта “Каспийская экологическая программа”, частного сектора, неправительственных организаций. В состав российской делегации входили представители таких заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, как МИД России, МПР России, Госморспасслужба Минтранса России, МЧС России, Ростехнадзор, Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан. Стороны согласовали и приняли Правила процедуры Конференции Сторон; Финансовые правила, обеспечивающие функционирование временного Секретариата; Программу работы на период с июня 2007 г. по май 2008 г. Решения, принятые на первой сессии Конференции Сторон Конвенции, были озвучены в Заявлении министров. В 2007 г. функции председателя международного проекта “Каспийская экологическая программа” (КЭП), включающего деятельность проекта ЕС ТАСИС “Мониторинг качества воды Каспийского моря и плана действий для зон повышенного загрязнения” и завершившегося проекта ПРООН/ГЭФ “Реализация Конвенции и Плана действий по защите окружающей среды Каспийского моря, фаза II” (КЭП-СПД) перешли от Российской к Туркменской Стороне. В рамках проекта КЭП-СПД была завершена работа по пересмотру Трансграничного диагностического анализа Каспийского моря (ТДА), Стратегического плана действий по Каспийскому морю (СПД), имеющего рекомендательный характер, и Национального Каспийского плана действий (НКПД) для приведения в соответствие с положениями Тегеранской конвенции. В 2007 г. с участием российских экспертов был проведен Региональный семинар по изучению балластных вод (12–13 марта, Баку, Азербайджан), заключительное заседание Региональной консультативной группы по загрязнению совместно со вступительным совещанием по проекту ЕС ТАСИС “Мониторинг качества воды Каспийского моря и плана действий для зон повышенного загрязнения” (17–18 мая, Ашхабад, Туркменистан), Региональное совещание по пересмотру ТДА (6–8 июня, Тегеран, Иран), региональное совещание заинтересованных сторон, включая представителей НПО (25–26 июня, Баку, Азербайджан). В соответствии с решениями первой сессии Конференции Сторон Тегеранской конвенции была начата работа по подготовке третьей фазы финансирования КЭП со стороны ГЭФ, в частности, проектного предложения ГЭФ “Каспийское море: содействие рамочному региональному экологическому управлению и противодействие деградации водных биоресурсов (КАСПЭКО)”. С этой целью в 2007 г. были проведены миссии консультанта ГЭФ/ПРООН для оценки завершившегося проекта КЭП-СПД (июнь, Москва) и руководителя проекта КЭП-СПД (июль, Москва). Также с участием российских представителей было проведено второе техническое совещание по обсуждению проекта ГЭФ-ПРООН/ЮНЕСКО “Включение вопросов подземных вод в Трансграничный диагностический анализ (ТДА) и Стратегический план действий (СПД) для Каспийского моря” (11–12 июня 2007 г., Париж, Франция), где рассматривались вопросы о возможном включении вопросов управления подземными водами в деятельность будущего проекта КАСПЭКО. Одним из наиболее важных мероприятий 2007 г., имеющим непосредственное отношение как к реализации положений Тегеранской конвенции, так и к природоохранной деятельности на Каспийском море в целом, включая деятельность КЭП, является Второй саммит прикаспийских государств (16 октября, Тегеран, Иран). По итогам саммита президенты приняли заключительную Декларацию, в которой отметили вступление в силу Тегеранской конвенции и важность расширения сотрудничества в решении экологических проблем, включая координацию национальной природоохранной деятельности и взаимодействие с международными природоохранными организациями по этим вопросам. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц( Рамсарская конвенция, 1971 г.). В 2007 г. российская делегация приняла участие в заседаниях Постоянного комитета Конвенции (в качестве наблюдателя) и Рабочей группы по управлению (12–16 февраля, Глан, Швейцария), членом которой является Россия. В ходе мероприятий рассмотрены основные вопросы практической реализации Конвенции: формат национальных отчетов, приоритеты на 2006–2008 гг., Стратегический план работы Конвенции на 2009–2014 гг., взаимодействие с другими природоохранными конвенциями, подготовка к 10-му совещанию Конференции Сторон Рамсарской конвенции (28 октября – 4 ноября 2008 г., Чангвонг, Республика Корея). В рамках подготовки к совещанию Конференции Сторон проведена работа по формированию национального доклада, обеспечено выполнение финансовых обязательств Российской Федерации. Во исполнение обязательств по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) в 2007 г. обеспечена подготовка и своевременное представление докладов о состоянии четырех российских объектов всемирного природного наследия (“Озеро Байкал”, “Куршская коса”, “Золотые горы Алтая” и “Вулканы Камчатки”) в Центр всемирного наследия Конвенции. В период с 23 июня по 2 июля в Новой Зеландии (Крайстчерч) состоялась 31-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, в которой приняла участие комплексная российская делегация. Россией была представлена полная информация о выполнении обязательств по Конвенции, включая перечень принимаемых мер и планируемых действий в области сохранения российских объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, России удалось отвести проблемные формулировки решений сессии, касающихся природного компонента. В сентябре 2007 г. состоялись три инспекционные миссии ЮНЕСКО в российские природные объекты “Золотые горы Алтая”, “Вулканы Камчатки”, “Плато Путорана” (в контексте подготовки к номинированию в качестве объекта всемирного наследия ЮНЕСКО), по итогам которых будут приняты решения о статусе состояния указанных объектов на 32-й сессии Комитета всемирного наследия (июль 2008 г., Монреаль, Канада). Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). При активном участии комплексной российской делегации в 14-м совещании Конференции Сторон СИТЕС (3–15 июня 2007 г., Гаага, Нидерланды) принято решение, касающееся квот на экспорт продукции из осетровых пород рыб, включая черную икру; изменен порядок согласования вышеуказанных квот, при этом роль Секретариата в процедуре согласования квот между партнерами сведена до технической; при принятии Стратегии на период 2008–2013 гг. результативно проведена линия на недопущение расширения мандата СИТЕС; отведены попытки увеличить бюджет Конвенции, что привело бы к повышению взноса России в СИТЕС. Российская Федерация представила доклад о состоянии отдельных видов, находящихся под угрозой (амурский тигр), положительно принятый участниками КС. Отмечено, что Россия – единственная страна ареала, в которой популяция данного вида стабилизировалась. Основная работа в контексте международного сотрудничества осуществлялась Административными и Научными органами СИТЕС (для осетровых видов рыб и для остальных видов фауны и флоры) по выдаче разрешений на экспорт/импорт/реэкспорт образцов видов животных и растений, подпадающих под действие СИТЕС. Оформлено и выдано более 1000 (без осетровых) разрешений. Обеспечено выполнение финансовых обязательств страны по Конвенции. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991ºг.). Российская Федерация является подписантом данного международного договора и представительствует в мероприятиях по линии Конвенции в статусе наблюдателя. На добровольной основе с учетом национального законодательства Российская Сторона принимает участие в экологическом сопровождении проекта строительства Северо-Европейского газопровода “Северный поток” (Nord Stream). По вопросам, касающимся природоохранных аспектов реализации проекта, российские специалисты совместно с представителями заинтересованных стран проводили в 2007ºг. регулярные консультации в Финляндии (февраль), Швеции (март), Германии (август) и Дании (октябрь). На состоявшемся 20–21 марта 2007 г. в Стокгольме (Швеция) 7-м заседании рабочей группы представителей стран, на территории которых планируется строительство морского участка трассы СЕГ, Российская Сторона представила доклад о результатах проведения Ростехнадзором государственной экологической экспертизы материалов предпроектной документации по строительству СЕГ с учетом экспортных поставок газа до 55 млрд. м3 в год (по наземному участку газопровода в Ленинградской и Вологодской областях и морскому участку СЕГ в пределах Российской экономической зоны). Российская Сторона представила информацию о последовательности согласования и выдачи разрешения на строительство морской части СЕГ в России. В заседании, состоявшемся 21–22 августа 2007 г., приняли участие делегации России, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Латвии, Литвы, Польши, Швеции. В состав российской делегации входили представители МИД России, МПР России и Ростехнадзора. Компания Nord Stream представила экспертам информацию о статусе проекта, ходе работ по экологической оценке и исследованиям, политике компании по информированию общественности, а также основное содержание отчета по ОВОС. Результаты 59-й сессии Международной китобойной комиссии (Международная конвенция по регулированию китобойного промысла), состоявшейся 5–31 мая 2007 г. в Анкоридже (США), показали всевозрастающий интерес к проблемам изучения, охраны и использования китообразных, о чем говорит увеличение количества стран – Сторон Конвенции (4 новых государства и 3 заявления о намерениях). Российская делегация обеспечила учет в решениях сессии интересов коренных народов российского Севера, чья жизнедеятельность в большой степени зависит от добычи серых и гренландских китов, производимой в соответствии с квотами, установленными в рамках МКК для России. Продолжалась плановая работа по обеспечению выполнения российских обязательств в рамках Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция) 1972 г. и Протокола 1996 г. к ней. Международные организации Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Российская делегация приняла участие в 24-й сессии Совета Управляющих (ЮНЕП)/Глобальном Министерском Форуме по окружающей среде (5–9 февраля 2007 г., Найроби, Кения). Россией и ЮНЕП согласован План действий по реализации Программы сотрудничества между Правительством Российской Федерации и ЮНЕП на 2005–2007 годы, определены приоритетные проекты для первоочередной реализации. В ноябре 2007 г. начал работу Международный Совет по устойчивому использованию природных ресурсов – новое партнерство по обеспечению устойчивого развития, действующее под эгидой ЮНЕП. Основная задача Совета заключается в разработке рекомендаций по снижению негативного воздействия природопользования на окружающую среду и обеспечению экономического роста, основанного на принципах эффективного использования природных ресурсов. Представители МПР России приняли участие в 1-м заседании Совета и его Координационного комитета, которые состоялись 8–9 ноября 2007 г. в Будапеште (Венгрия). Российская делегация приняла участие в 12-й Межправительственной встрече государств – участников Плана действий ЮНЕП по защите, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды региона Северо-западной части Тихого океана (НОУПАП), которое состоялось 23–25 октября 2007 г. в г. Сямынь, КНР. В ходе встречи обсуждались вопросы текущей деятельности НОУПАП, в том числе, организационно-финансовые аспекты, были утверждены план работы и бюджет на 2007–2008 гг. Европейский Союз (ЕС). В 2007 г. МПР России совместно с другими заинтересованными ведомствами (Росгидромет, Ростехнадзор, Рослесхоз, Росводресурсы) осуществляло работу по реализации целей и задач Диалога по окружающей среде России – ЕС, который был формально начат в связи с подписанием 10 октября 2006 г. в Хельсинки (Финляндия) Положения о формировании Диалога по окружающей среде между МПР России и Генеральным директоратом по окружающей среде Комиссии Европейских сообществ. В рамках диалога Россия – ЕС по окружающей среде 29 января 2007 г. в Брюсселе (Бельгия) состоялось первое заседание Рабочей подгруппы “Чистое производство и предотвращение загрязнения окружающей среды” (курирует Ростехнадзор). В ходе встречи и последующих консультаций определены следующие приоритетные направления деятельности подгруппы: обсуждение проблем сокращения загрязнения атмосферного воздуха, отходов (включая стойкие органические загрязнители) и химических загрязнений, в том числе ликвидации загрязнений, накопленных в результате прошлой хозяйственной деятельности; обсуждение вопросов комплексного предотвращения и контроля загрязнения окружающей среды; обсуждение вопросов сокращения эмиссий ртути с учетом проводимых работ в этой сфере в рамках ЮНЕП и Арктического Совета. В МПР России 13 марта 2007 г. состоялась 1-я встреча подгруппы “Биоразнообразие и охрана природы” (курирует МПР России), в ходе которой достигнута договоренность о сотрудничестве в таких областях, как обмен информацией о состоянии биоразнообразия, охраны природы и законодательства Сторон; охрана, изучение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения видов; улучшение сотрудничества по организации и управлению трансграничными особо охраняемыми природными территориями. Подгруппа “Изменение климата” (курирует Росгидромет) провела в 2007 г. две встречи и ряд семинаров: в России 18 апреля (Москва) – 2-е заседание подгруппы, семинар по деятельности после 2012 г. и вопросам адаптации; 20 сентября (Нижний Новгород) – семинар “Вопросы адаптации к изменениям климата”; в Бельгии 13 ноября (Брюссель) – 3-е заседание подгруппы, семинар по Европейской системе торговли выбросами парниковых газов. Работа подгруппы проходила по следующим направлениям: обмен информацией о политике России и ЕС в области климата и энергетики, реализации обязательств по Конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола к ней; обсуждение международного режима обязательств по снижению (ограничению) выбросов парниковых газов после 2012 г.; обмен информацией о позициях России и ЕС по международным мероприятиям в области изменения климата, включая Конференции Сторон Конвенции и Киотского протокола к ней, подготовка совместных предложений, а также обмен мнениями по итогам мероприятий; адаптация к изменениям климата. Подгруппа “Сближение политики в области охраны окружающей среды” (курирует МПР России) провела 22 мая 2007 г. в Москве 1-е заседание и открытый семинар по вопросам экономического регулирования охраны окружающей среды в странах ЕС. Стороны согласились с тем, что рабочая программа подгруппы должна быть сфокусирована на тематике экономических инструментов, включая рыночные механизмы, информацию по окружающей среде и координацию со 2-й фазой проекта ТАСИС по гармонизации экологических стандартов. Определен ряд направлений деятельности подгруппы: экологическая оценка хозяйственной деятельности; экономические инструменты регулирования; экологическое нормирование; методы оценки экологического ущерба; Конвенция об ОВОС в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) как один из механизмов сближения экологической политики России и ЕС. Подгруппа “Правоприменение и управление в лесном секторе и охрана лесов” (курирует Рослесхоз) провела в 2007 г. два заседания (21 июня в Москве и 13 декабря в Брюсселе), а также 24 сентября в Москве – видеоконференцию на тему развития процесса правоприменения и управления в лесном секторе (ФЛЕГ), участия в нем России, перспектив и планов дальнейшей работы подгруппы. План работы подгруппы включает: обмен информацией и опытом в области наблюдения за правоприменением и управлением в лесном секторе (включая процесс ФЛЕГ), лесоуправления и охраны лесов, лесного законодательства в России и европейских государствах, применения конкретных мер борьбы с нелегальным оборотом древесины; определение возможностей сотрудничества России и ЕС в области космического мониторинга. На состоявшемся 21 сентября 2007 г. в Москве семинаре “Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) и Российская Федерация: задачи и возможности” обсуждались перспективы ратификации Россией Конвенции Эспо, а также опыт ЕС в области внедрения принципов Конвенции Эспо в национальное законодательство. В семинаре приняли участие представители Совета Федерации, МПР России, Ростехнадзора, Гендиректората по окружающей среде Европейской Комиссии, Секретариата Конвенции Эспо, РРЭЦ, неправительственных организаций. Экономическая комиссия ООН для Европы (ЕЭК ООН). В Белграде (Сербия) 10–12 октября 2007 г. состоялась шестая общеевропейская конференция министров “Окружающая среда для Европы”, в которой приняла участие комплексная российская делегация. Одним из ключевых моментов конференции явилась презентация доклада “Окружающая среда для Европы – четвертая оценка”, подготовленного Европейским агентством по окружающей среде при содействии ОЭСР. В докладе оценивались результаты, достигнутые в области охраны окружающей среды в нескольких регионах, охватывающих территорию 56 стран с населением 870 млн. человек, включая страны Восточной Европы, Кавказа, Центральной Азии, Юго-Восточной Европы, а также Западную и Центральную Европу. Российской делегацией было отмечено, что оценки, касающиеся экологической ситуации в Российской Федерации, не в полной мере объективны и носят поверхностный и необоснованный характер, что в значительной степени объясняется источниками информации, использованными при проведении данных оценок. На конференции рассмотрен прогресс в области охраны окружающей среды в регионе ЕЭК ООН после Киевской конференции 2003 г., намечены дальнейшие шаги в области повышения потенциала и создания партнерства для реализации программ и проектов. По итогам конференции принята Министерская декларация, в которой определены задачи проведения реформы процесса “Окружающая среда для Европы” с целью повышении его эффективности в качестве механизма улучшения качества окружающей среды и жизни населения в регионе. “Группа восьми”. В рамках председательства Германии 15–17 марта 2007 г. в Потсдаме (Германия) состоялась встреча министров окружающей среды “Группы восьми” и активно развивающихся стран. Обсуждались две темы – сохранение биоразнообразия и изменение климата. Одобрена Потсдамская инициатива по достижению цели биоразнообразия 2010 года. В рамках Совета Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕР) 14–16 мая и 18–19 октября 2007 г. в Москве под российским председательством (2005–2007 гг.) проведено два заседания Рабочей группы по окружающей среде (РГОС) и Подгруппы по чистому производству и экологически безопасному потреблению. 9 ноября 2007 г. в МПР России состоялась 8-я Конференция министров окружающей среды стран СБЕР, в рамках которой председательство в РГОС СБЕР было передано от России Норвегии на следующий двухлетний период. В повестку дня конференции вошли вопросы изменения климата и сохранения биоразнообразия в Баренцевом регионе, а также ликвидации “экологических горячих точек” в российской части Баренцева региона путем подготовки и реализации инвестиционных проектов. Представлен отчет о деятельности РГОС в период российского председательства в 2005–2007 гг. Одобрена министерская декларация, в которой описан достигнутый прогресс и содержатся задачи на будущее во всех приоритетных областях деятельности РГОС – ликвидация “экологических горячих точек”, чистое производство, охрана природы, водные проблемы, изменение климата. В декларации министрами также одобрено российской предложение о совершенствовании организационной структуры РГОС путем создания трех подгрупп – по чистому производству и экологически безопасному потреблению, охране природы и водным проблемам. Арктический Совет. В 2007 г. представитель МПР России принял участие в заседаниях национальных представителей Рабочей группы по сохранению арктической флоры и фауны 8–9 февраля и 17–20 сентября в Копенгагене (Дания). Подготовлен проект пятилетнего плана реализации Циркумполярной программы мониторинга биоразнообразия, доработан проект рабочего плана и финансовой стратегии по подготовке Оценки биоразнообразия Арктики 2010 года. По распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 673-р головные функции по участию в деятельности рабочей группы Программы действий Арктического Совета по борьбе с загрязнением Арктики (АКАП) переданы от МПР России Ростехнадзору. Под председательством России осуществляется проект “Уничтожение полихлорбифенилов (ПХБ)”, включающий ряд подпроектов (очистка трансформаторов, уничтожение ПХБ-содержащих жидкостей, уничтожение конденсаторов с использованием технологии плазменной дуги, сбор и хранение ПХБ). Завершена работа по проектам “Отчет об инвентаризации российских источников выбросов ртути” и “Отчет о региональной оценке выбросов ртути”. В сентябре 2007 г. на заседании Руководящего комитета рабочей группы АКАП Ростехнадзор представил проект “Интегрированная стратегия по управлению опасными отходами в Арктике”. Активно развивалось сотрудничество с Всемирным союзом охраны природы (МСОП). В ходе встречи российских представителей с Руководителем Программы сотрудничества со странами Восточной Европы и СНГ были определены проблемы и перспективы природоохранного сотрудничества, в том числе по реализации инициативы МСОП “Обратный отсчет-2010” (снижение темпов потери биоразнообразия к 2010 г.). На укрепление сотрудничества по линии МСОП оказало значительное влияние и состоявшееся в октябре 2006 г. в Барселоне заседание представителей европейских стран-членов МСОП, согласовавшее и принявшее приоритеты для Европейского региона и ключевые элементы для включения в Европейскую программу МСОП на период 2009–2012 годов. В 2007 г. осуществлялось также взаимодействие по линии Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР), Программы развития ООН (ПРООН), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программы природоохранного сотрудничества в Северо-Восточной Азии (НЕАСПЕК) в рамках Экономической и социальной комиссии для Азии и стран Тихого океана (ЭСКАТО), Совета государств Балтийского моря (СГБМ) (в апреле 2007 г. в Швеции на встрече министров охраны окружающей среды и сельского хозяйства государств – членов СГБМ по обсуждению предотвращения загрязнения Балтийского моря вследствие эвтрофикации), Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС)( в сентябре 2007 г. российская делегация приняла участие в заседании Рабочей группы ЧЭС по охране окружающей среды и совместном семинаре ЧЭС-США “Охрана окружающей среды для экономического развития: обмен передовым опытом”), форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Договора об Антарктике 1959 г., Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Глобального экологического фонда (ГЭФ) и других международных организаций и форумов. Двустороннее сотрудничество Итоги сотрудничества с Австрией подведены на заседании Рабочей группы по экологии (13 сентября 2007 г., Киров, Россия). В Кирове 10–13 сентября состоялась международная конференция по вопросам сотрудничества в области утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, организованная при поддержке МПР России, Администрации Кировской области, Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Кировской области, Торгового представительства Австрии в Российской Федерации. Итоги сотрудничества с Германией подведены на 11-м заседании Координационного комитета по сотрудничеству в области охраны окружающей среды (6–7 декабря 2007 г., Берлин, Германия). Приоритетные области сотрудничества: окружающая среда и энергия; экологически чистое производство, экологическая безопасность промышленных объектов и подготовка технологического трансфера; управление природными ресурсами и сохранение морской среды в регионе Балтийского моря; охрана природы и биологическое разнообразие. По линии сотрудничества с Данией 1 февраля 2007 г. в Копенгагене состоялись переговоры делегации Ростехнадзора с представителями Агентства по охране окружающей среды Дании (ДАООС). Обсуждались вопросы реализации демонстрационного проекта по снижению выбросов ртути в атмосферу в северо-западном регионе Российской Федерации, осуществляемого в рамках Программы действий Арктического Совета по борьбе с загрязнением Арктики (АКАП). Члены делегации ДАООС информировали о результатах первых двух фаз реализации проекта, в ходе которых была проведена значительная работа по сбору и анализу информации об источниках выбросов ртути в атмосферу и объемах ртутьсодержащих отходов в северо-западном регионе. ДАООС подготовило и передало в Ростехнадзор материалы по ТЭО для фазы 3 – по демонстрационному проекту (ДП). ДАООС, являясь основным спонсором проекта, провел тендер по определению подрядной организации по реализации ДП. По линии сотрудничества с Китаем в 2007 г. подготовлен к подписанию проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о рациональном использовании и охране трансграничных вод (подробно о сотрудничестве с КНР в области охраны трансграничных вод см. ниже). Защита Балтийского моря от загрязнения остается одним из приоритетов сотрудничества с Литвой. В 2007 г. в соответствии с Программой мониторинга окружающей среды российской и литовской частей Балтийского моря и Куршского залива были проведены мониторинговые работы. Разработан и принят к исполнению План действий по послепроектному анализу экологического воздействия на окружающую среду Куршской косы деятельности морской стационарной платформы “Д-6” ООО “ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть”. Итоги сотрудничества между Россией и Литвой были подведены в ходе 5-го заседания российско-литовской Смешанной комиссии в области охраны окружающей среды (15 июня 2007 г., Вильнюс, Литва). По линии сотрудничества с Нидерландами 25–26 сентября 2007 г. в Москве была проведена научная конференция “15 лет

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: