Экзистенциализм

Экзистенциализм – (позднелат.-ex(s)istentia – существование), или философия существования, - крупнейшее направление философии 20 века, формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм.

Его основная цель – разработать нередукционистскую философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека – единичного, конкретного, существующего в его реальной ситуации, в мире, «среди вещей и Других». Поэтому нередко экзистенциализм называют «философией человека», направленной против «философии разума и идей».

Экзстенциализм возник накануне 1 мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после 1 мировой войны в Германии (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Габриэль Марсель, Жан-Поль Сартр, Морис Мерло-Понти, Альбер Камю, Симона де Бовуар). Представители экзистенциализма в Италии – Никола Аббаньяно, Энцо Пачи, в Испании к нему близок Хосе Ортега-и-Гассет.

В середине века экзистенциализм широко распространился и в других странах, в том числе и в США.

Получив наибольшее признание и популярность в сер. 20 века, экзистенциализм стал одним из наиболее влиятельных и продуктивных культурогенных факторов эпохи, он определял интеллектуально-духовные поиски широких слоев интеллигенции, оказал сильное влияние на литературу, искусство. Немало его представителей, плодотворно работая также и в области литературы, получили широкую известность и безусловное признание и как романисты, драматурги, литературоведы.

Среди своих предшественников экзистенциалисты указывают Блезе Паскаля, Серена Кьеркегора, Мигеля де Унамуно, Федора Достоевского, Фридриха Ницше. В целом на экзистенциализм оказали сильное влияние философия жизни и феноменология Гуссерля.

К экзистенциализму причисляют концепции, в разной степени близкие и родственные, в том числе и расходящиеся, оспаривающие друг друга по ряду принципиально важных, иногда даже исходных позиций, таких, к примеру, как трансцендентное, Бог и проблема свободы и автономии человека (религиозные и атеистические варианты экзистенциализма), бытие, человек и его отношения с бытием (Хайдеггер и Сартр), сознание и конституирование значений опыта (Сартр и Мерло-Понти).

Но все эти концепции объединяет акцентирование вопроса о специфичности «человеческой реальности» как экзистенции; понимание онтологического характера ее «присутствия» в мире; философские способы обнаружения, понимания и истолкования этого присутствия.

Экзистенциалисты единодушны в своем критическом отношении к предшествующей рационалистической философии. Они упрекают классический рационализм в отрыве от живого конкретного опыта человеческого существования в мире.

Экзистенция – философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. В средние века категорией экзистенции обозначали способ бытия вещи как сотворенного, производного (в конечном счете, от божественного бытия), как существования несамодостаточного, незавершенного, не совпадающего со своей сущностью.

В современной философии экзистенция определяется как специфически человеческий способ существования в мире: в отличие от простого (самотождественного) бытия вещи, человек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и с Миром, он – не некая «устойчивая субстанция», а «беспрерывная неустойчивость», «отрыв всем телом от себя», «постоянное выступание вовне, в мир.» И поэтому человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, иными словами, он «должен быть тем, что он есть, а не просто быть, он должен делать себя и это – вместо того, чтобы просто быть.»

Внутреннее онтологическое устройство человеческого существа, его специфицирующая характеристика как экзистенции состоит в том, что он есть «нехватка», «неполное», «незавершенное» существование, понимающее и истолковывающее мир и себя самого.

Поскольку человек есть бытие, в котором «имеется вопрос о своем бытии» (Хайдеггер, Сартр), экзистенция – постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение индивидом себя в акте своего радикального решения о мире и о своем собственном способе быть в нем.

Восприняв кьеркегоровское понимание экзистенции и основанное на нем противопоставление явлений жизненного ряда (вера, надежда, боль, страдание, нужда, заботы и тревоги, любовь, страсть, болезни) и явлений познавательного ряда, а также различение подлинного и неподлинного способов существования человека, экзистенциалисты разрабатывают идею экзистенции как «внутреннего», претендующего, во всей его глубине – на самоутверждение, во всей его конечности – на признание.

Экзистенциализм выделяет человека из всего состава, универсума полаганием в нем способности разрывать непрерывность каузальных (причинных) серий мира, трансцендировать (превосходить, выходить за пределы) данное и в этом зазоре трансцендирования, свободы, посредством собственного проекта своего способа быть в мире, самоопределяться, «давая себе «данное», «факты» и беря их «на себя».

Определяя и исследуя основные элементы, конституирующие экзистенцию и ее ситуацию в мире, экзистенциалисты говорят также о нашей «заброшенности в мир», фундаментальной случайности нашего присутствия, фактичности, конечности, историчности, «настроенности», «направленности на…», заботе, выборе, проекте, свободе, рискованности и негарантированности нашего существования, о «не-знании» как принципиальной характеристике нашей ситуации, поскольку мы суть субъекты решения и действия.

Экзистенция – это центральное понятие экзистенциалистской метафизики, онтологии и этики, обозначает живое, незаместимое и онтологически не редуцируемое присутствие человека в мире, предметах и отношениях своего опыта.

Описание и истолкование различных способов существования человека в мире и поиск путей достижения человеком аутентичного существования в его отношении к самому, к трансцендентному и другому составляют ядро экзистенциалистских исследований.

Подлинность человеческого существования связывается с человеческой «решимостью на способность быть из своей самости» способностью собирать себя «из рассеяния и бессвязности только что «происшедшего» и приходить к себе самому (Хайдеггер); с признанием и принятием на себя своего авторства, тотальной неоправдываемости своих выборов, решений и личной ответственности за себя, мир и все, происходящее в нем (Сартр).

Экзистенция есть «здесь – бытие», непосредственно переживающее себя и мир, интерпретирующее данное и наделяющее его смыслом, принимающее решение и кристаллизирующее его в мире. Экзистенциализм предлагает философскую технику анализа и расшифровки того, как это понимание может быть прочитано в качестве внутренней конститутивной части самих событий, происходящих в человеческом мире.

Ситуация объявляется «человеческой», мир в конечном счете «отсылает человеку его собственный образ». Именно поэтому Сартр мог утверждать: «бытие есть то, на что мы отваживаемся».

Что есть бытие? Что есть мир? Что есть человек? И каковы фундаментальные бытийные отношения между ними? Есть стремление понять мир в качестве «конкретного». Непосредственное «открытие мира» есть способ, которым человек, открывая себя как «бытие-в-мире», в «ситуации», «среди вещей и других», самоопределяется в бытии, производит себя в мире как конкретную индивидуальность.

Идея незавершенности, «открытости» экзистенции (или трактовка её как «авантюры, драматичного, негарантированного бытийно-личностного эксперимента») и изначальное введение экзистенциального измерения в мир с его событиями и отношениями позволяет экзистенциализму разрабатывать онтологию, в которой открытыми, незавершенными, негарантированными и рискованными человеческими предприятиями оказываются не только индивидуальная человеческая жизнь, но и мир, история, ситуация.

Живая событийность, открытость бытия, истории, мира и личности – одна из главных черт онтологии экзистенциализма, в которой субъективность, индивидуальная свобода (понимание, решение и акт) изначально введены в содержание понятия бытия, мира, ситуации.

Тема принципиальной связи экзистенции и свободы, непознаваемости их научными средствами развивается Ясперсом. Человека нельзя выводить из чего-то другого, он – «непосредственная основа всех вещей». Понимание этого означает свободу человека, которая в любой другой тотальной зависимости его бытия утрачивается и лишь в этой тотальной зависимости полностью обретает себя. Человек, по Ясперсу, находит в себе то, что он не находит нигде в мире: «нечто непознаваемое, недоказуемое, всегда непредметное, нечто ускользающее от всякой исследовательской науки». Это, по Ясперсу, и есть «свобода и то, что с ней связано». Общим для всего движения экзистенциализма является различение аутентичного и не аутентичного существования человека, противопоставление, в этой связи, «самости» (человеческой решимости и способности «быть из своей самости») конформистскому (унифицированному, анонимному, безличному и безответственному) существованию «как все», отказ от наивной веры в возможности научно-технического прогресса решать фундаментальные смыслообразующие проблемы человеческого существования и истории; стоическая вера в возможности индивида противостоять любым формам социальных манипуляций и насилия, порывать с «необходимостью факта» и утверждать в мире порядок экзистенции.

Понимание человеком фундаментальной специфичности своего места, статуса и значения в универсуме, осознание им своей неустранимой участности в бытии, драматизма существования и негарантированности любого жизненного решения, признание своей конечности, хрупкости, свободы и ответственности, сопряжены с ощущением «тревоги, страха, тошноты». С ощущением не эмпирическим, но метафизическим, открывающим бытие.

В атеистическом экзистенциализме Сартра человек, «приговоренный быть свободным», должен в одиночку нести на своих плечах всю тяжесть мира. Его трансцендирование данного «безгранично»: оно осуществляется без отсылок к трансцендентному (любого рода), «на свой страх и риск» и «без надежды на успех». Человек у Сартра «авантюра», которая «имеет наибольшие шансы закончиться плохо».

В религиозном экзистенциализме экзистенция устремлена к трансцендентному, сверхличному, выбор человека осуществляется перед лицом Бога, свобода человека и аутентичность его существования связываются с актом веры в Бога. Личность, по Марселю, есть ответ человека на «зов», и хотя именно от человека зависит, будет ли признан этот зов в качестве «зова», в «надежде» марселевского человека есть нечто, что бесконечно превышает его.

Движимый стремлением спасти «идею человека» (Камю), экзистенциализм реализовал радикально антиредукционистский проект исследования человеческого существования. Отказавшись от каузального (причинного) подхода при описании «человеческой реальности», экзистенциализм оказался в центре самых громких дискуссий и бурных споров философии 20 века. Одним из них является спор с марксизмом, психоанализом и структурализмом по вопросу о возможностях методологии детерминистского (определяющего) исследования человека, специфике философии и философского вопрошания о нем. Отстаивая в споре философии и науки 20 века идею специфичности экзистенции, не познаваемости ее традиционными методами объективного познания, не редуцируемости человека к любым формам его обусловливания, к причинам и структурам, экзистенциализм ставит во главу угла в этом споре утверждение необходимости допущения в картине мира автономной точки (зазора свободы) как способности индивида начинать, развязывать в мире новый ряд явлений и событий, разрушать существующие структуры и создавать новые.

На этом пути экзистенциализм разрабатывает иной, по сравнению с научным, тип рациональности. Его новаторский характер связан с введением экзистенциального измерения в происходящее в мире и с миром. Его основное назначение состоит в том, чтобы в пространстве современной философской мысли сохранить, заново определить и утвердить специфику человеческого существования и специфически философский способ его рассмотрения.

Плодотворность и несомненная ценность этих наработок для современной гуманитаристики связана, прежде всего с тем, что экзистенциалистское вопрошание есть вопрошание сущностное (Что есть…?), то есть вопрошание метафизическое (отвергая остановку в текущей области сущего мы должны вопрошать поверх текущего и упорядоченного в повседневности порядка, - писал Хайдеггер – мы должны вопрошать о вне-упорядоченном.) Это делает работу данного типа философской рефлексии важнейшим способом самосознания различных форм человеческого опыта, в том числе и опыта познания.

Осуществляя свои исследования на самых разных материалах, экзистенциалисты предложили оригинальные и масштабные варианты онтологии и антропологии, концепции истории и методологии ее познания, они оставили большое количество социально-политических работ и исследований в области истории философии, литературы, искусства, языка, психологии, психиатрии.

Философские и методологические достижения экзистенциализма не ушли в прошлое вместе с модой на экзистенциализм. Будущая философия, в согласии и (или) спорах с экзистенциалистскими построениями, уже не сможет двигаться, не учитывая пространство, контуры которого и основные пунктиры движения метафизического вопрошания намечены и проработаны экзистенциализмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: