Общие черты философии экзистенциализма

Возникновение экзистенциализма. Экзистенциализм (от лат. ех%у- 1епИа — существование) — одно из крупнейших направлений фило­софии ХХ^ столетия. Его предтечами называют С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Ф. Достоевского, а в XX в. Э. Гуссерля.

Возникает философия экзистенциализма в России накануне Пер­вой мировой войны в работах Льва Шестова и Николая Бердяева. После войны экзистенциализм развивают немецкие философы — Мартин Хайдеггер (1889-1976), КарлЯсперс (1883-1969) и еврейский философ Мартин Бубер (1878—1965). Во время Второй мировой войны его выразителями становятся французы Жан-Поль Сартр (1905—1980), Морис Мерло-Понти (1908-1961), Альберт Камю (1913-1960), Симо­на де Бовуар (1908—1986), Габриэль Марсель (1889—1973).

Основная тема экзистенциализма — человеческое существование, утрата и обретение человеком смысла жизни. Согласно экзистенциа­лизму личность как подлинная реальность не может быть сведена к ка­кому-то одному аспекту — природному, социальному или духовному. Человек, несмотря на свою конечность существования, есть прежде всего возможность быть вообще. И в отличие от животных или расте­ний человек как существо разумное сам решает, кем ему быть. Экзис­тенциализм рассматривает человека как конечное существо, «забро­шенное в мир» и постоянно находящееся в проблемных ситуациях.

Исходное понятие экзистенциализма — бытие, т.е. то, что есть в действительности. Бытие рассматривается как изначальная непо­средственная целостность субъекта и объекта. Мы привыкли, что субъ­ект всегда отделен от объекта, но с точки зрения экзистенциализма эта раздельность есть результат мышления, подлинная реальность — то, что до раздвоения. Единая реальность есть основа жизни, которая не осознается человеком. Когда мы что-то осознаем, то уже разделяем объект и субъект. Основная масса людей живет в неподлинном бытии, а плывет по течению и не осознает неподлинность своего бытия.

Важнейшая идея экзистенциализма состоит в том, что человек — временное, конечное существо, идущее к смерти. Но человек и не должен убегать от сознания своей смертности, напротив, должен вы­соко пенить все то, что напоминает ему о суетности его практических начинаний. Одним из таких напоминаний служат так называемые пограничные ситуации — предельные жизненные обстоятельства, в которые может попасть человек. Пограничные ситуации ставят чело­века перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен вы-

Тема 20. Экзистенциализм

бирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Главная «пограничная ситуация» — си­туация человека перед лицом смерти.

Человек в философии экзистенциализма — это становление. Ребе­нок хочет стать взрослым, взрослый считает, что может добиться каких-то результатов, если станет тем-то и тем-то. Человек в своем становлении устремлен в будущее, поэтому в любой момент времени он на самом деле есть нечто большее, чем он есть в данный момент. Человек есть то, чем он может стать.

Различают экзистенциализм религиозный (представители — Яс-перс, Бердяев, Шестов) и атеистический (представители — Хайдег­гер, Сартр, Камю, Бовуар и др.).

В религиозном экзистенциализме главный момент — это пробле­ма выбора человека: «за» или «против» Бога. «За» — это путь веры, любви и смирения. Итог — спасение и вечное блаженство. «Про­тив» — это отречение от Бога, которое может обернуться отречением Бога от человека. В атеистическом экзистенциализме главный мо­мент выбора связан с формой самореализации личности. Раз Бога нет, то человеку не на что опереться, и никакая мораль не сможет подсказать человеку, как ему следует поступать. Это человек должен решать сам. Но именно своим выбором он и определяет, кто он есть. Таким образом, человек «делает» себя сам.

Проблема свободы и «заброшенности» человека. С проблемой выбора связана и тема свободы в учении экзистенциализма: человек отличает­ся от всех природных существ уникальной способностью самому ре­шать, кем ему быть, выбирать самого себя. Но по этой причине человек сам несет ответственность за свой выбор. Например, если вы захотите в доме повесить картину, то куда вы ее повесите и какую именно кар­тину — это будет определяться вашими собственными представления­ми о красоте, живописи и дизайне интерьера. То же и с человеком — именно он сам определяет обстоятельства, каким станет. Человек как личность, рождаясь, появляется с нуля. Затем он самостоятельно стро­ит свою сущность и в каком качестве себя реализует — таким и будет.

В своих выборах действий человек не может получить помощь в. виде каких-то знаков или ориентиров. Дело в том, что мы сами рас­шифровываем эти знаки на свой страх и риск. Следовательно, чело­век, не имея никакой поддержки и помощи, осужден всякий раз изо­бретать сам себя. И здесь никакие моральные правила не укажут, что нужно делать.

Ж.-П. Сартр приводит для пояснения пример с человеком, жизнь которого состояла в череде неудач. Его отец умер, оставив семью в бедности; сам он жил на стипендию, получаемую в церковном учеб­ном заведении, где ему давали понять, что он принят туда из милос-


Раздел VII. Современная западная философия

ти. Примерно в 18 лет он потерпел неудачу в любви, в 22 года прова­лился с военной подготовкой, последней оказалось каплей, которая переполнила чашу. Человек рассудил, что это — знак, указывающий, что он не создан для успехов на мирском поприще, что ему назначе­ны успехи в делах религии, святости, веры. И вступил в орден. Это решение относительно смысла знака было принято им самим совер­шенно самостоятельно. Ведь из всего ряда неудач можно было сде­лать совсем другой вывод: например, что лучше стать плотником или революционером. Следовательно, сам человек несет полную ответст­венность за истолкование того, что с ним происходит, и сам выбира­ет собственное бытие. Отсутствие какой-либо опоры на что-то, кроме самих себя, означает нашу заброшенность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: