Возникновение экзистенциализма. Экзистенциализм (от лат. ех%у- 1епИа — существование) — одно из крупнейших направлений философии ХХ^ столетия. Его предтечами называют С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Ф. Достоевского, а в XX в. Э. Гуссерля.
Возникает философия экзистенциализма в России накануне Первой мировой войны в работах Льва Шестова и Николая Бердяева. После войны экзистенциализм развивают немецкие философы — Мартин Хайдеггер (1889-1976), КарлЯсперс (1883-1969) и еврейский философ Мартин Бубер (1878—1965). Во время Второй мировой войны его выразителями становятся французы Жан-Поль Сартр (1905—1980), Морис Мерло-Понти (1908-1961), Альберт Камю (1913-1960), Симона де Бовуар (1908—1986), Габриэль Марсель (1889—1973).
Основная тема экзистенциализма — человеческое существование, утрата и обретение человеком смысла жизни. Согласно экзистенциализму личность как подлинная реальность не может быть сведена к какому-то одному аспекту — природному, социальному или духовному. Человек, несмотря на свою конечность существования, есть прежде всего возможность быть вообще. И в отличие от животных или растений человек как существо разумное сам решает, кем ему быть. Экзистенциализм рассматривает человека как конечное существо, «заброшенное в мир» и постоянно находящееся в проблемных ситуациях.
Исходное понятие экзистенциализма — бытие, т.е. то, что есть в действительности. Бытие рассматривается как изначальная непосредственная целостность субъекта и объекта. Мы привыкли, что субъект всегда отделен от объекта, но с точки зрения экзистенциализма эта раздельность есть результат мышления, подлинная реальность — то, что до раздвоения. Единая реальность есть основа жизни, которая не осознается человеком. Когда мы что-то осознаем, то уже разделяем объект и субъект. Основная масса людей живет в неподлинном бытии, а плывет по течению и не осознает неподлинность своего бытия.
Важнейшая идея экзистенциализма состоит в том, что человек — временное, конечное существо, идущее к смерти. Но человек и не должен убегать от сознания своей смертности, напротив, должен высоко пенить все то, что напоминает ему о суетности его практических начинаний. Одним из таких напоминаний служат так называемые пограничные ситуации — предельные жизненные обстоятельства, в которые может попасть человек. Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен вы-
Тема 20. Экзистенциализм
бирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Главная «пограничная ситуация» — ситуация человека перед лицом смерти.
Человек в философии экзистенциализма — это становление. Ребенок хочет стать взрослым, взрослый считает, что может добиться каких-то результатов, если станет тем-то и тем-то. Человек в своем становлении устремлен в будущее, поэтому в любой момент времени он на самом деле есть нечто большее, чем он есть в данный момент. Человек есть то, чем он может стать.
Различают экзистенциализм религиозный (представители — Яс-перс, Бердяев, Шестов) и атеистический (представители — Хайдеггер, Сартр, Камю, Бовуар и др.).
В религиозном экзистенциализме главный момент — это проблема выбора человека: «за» или «против» Бога. «За» — это путь веры, любви и смирения. Итог — спасение и вечное блаженство. «Против» — это отречение от Бога, которое может обернуться отречением Бога от человека. В атеистическом экзистенциализме главный момент выбора связан с формой самореализации личности. Раз Бога нет, то человеку не на что опереться, и никакая мораль не сможет подсказать человеку, как ему следует поступать. Это человек должен решать сам. Но именно своим выбором он и определяет, кто он есть. Таким образом, человек «делает» себя сам.
Проблема свободы и «заброшенности» человека. С проблемой выбора связана и тема свободы в учении экзистенциализма: человек отличается от всех природных существ уникальной способностью самому решать, кем ему быть, выбирать самого себя. Но по этой причине человек сам несет ответственность за свой выбор. Например, если вы захотите в доме повесить картину, то куда вы ее повесите и какую именно картину — это будет определяться вашими собственными представлениями о красоте, живописи и дизайне интерьера. То же и с человеком — именно он сам определяет обстоятельства, каким станет. Человек как личность, рождаясь, появляется с нуля. Затем он самостоятельно строит свою сущность и в каком качестве себя реализует — таким и будет.
В своих выборах действий человек не может получить помощь в. виде каких-то знаков или ориентиров. Дело в том, что мы сами расшифровываем эти знаки на свой страх и риск. Следовательно, человек, не имея никакой поддержки и помощи, осужден всякий раз изобретать сам себя. И здесь никакие моральные правила не укажут, что нужно делать.
Ж.-П. Сартр приводит для пояснения пример с человеком, жизнь которого состояла в череде неудач. Его отец умер, оставив семью в бедности; сам он жил на стипендию, получаемую в церковном учебном заведении, где ему давали понять, что он принят туда из милос-
Раздел VII. Современная западная философия
ти. Примерно в 18 лет он потерпел неудачу в любви, в 22 года провалился с военной подготовкой, последней оказалось каплей, которая переполнила чашу. Человек рассудил, что это — знак, указывающий, что он не создан для успехов на мирском поприще, что ему назначены успехи в делах религии, святости, веры. И вступил в орден. Это решение относительно смысла знака было принято им самим совершенно самостоятельно. Ведь из всего ряда неудач можно было сделать совсем другой вывод: например, что лучше стать плотником или революционером. Следовательно, сам человек несет полную ответственность за истолкование того, что с ним происходит, и сам выбирает собственное бытие. Отсутствие какой-либо опоры на что-то, кроме самих себя, означает нашу заброшенность.