Правовые основы землепользования и охраны окружающей среды

Российская Федерация располагает огромными земельными ресурсами, площадь которых составляет 1 709,8 млн га. Причем на земли обороны и безопасности приходится около 14 млн га, что определяет дополнительные требования к правовому регулированию вопросов, касающихся правового режима земель, предоставляемых для этих целей[97].

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Согласно ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законодательством.

К числу земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, относятся земельные участки:

а) для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

б) для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

в) для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.);

г) для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов;

д) для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях.

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в ЗАТО земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. В ЗАТО устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования. Допускается включение указанных земельных участков в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.

В условиях чрезвычайного или военного положения земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Независимо от тех различий, которые есть в субъектах права пользования землями, предоставленными для нужд обороны и безопасности, независимо от ведомственной принадлежности этих земельных участков, правовой режим их использования имеет ряд общих признаков, определяемых целевым назначением земельных участков.

Правовому режиму земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, присущи следующие характерные черты:

– общность целевого назначения данных земельных участков – все они предоставляются для нужд обороны, безопасности страны;

– земельные участки и другие природные объекты, предоставленные воинским частям (военным организациям), являются федеральными природными ресурсами;

– скрытность расположения земель, предоставленных воинским частям (военным организациям) для нужд обороны;

– наличие запретных зон, районов и других ограничений на землях, предоставленных воинским частям, и вокруг них. Запретные зоны, районы и ограничения могут быть разнообразными. Их разнообразие определяет характер использования земельного участка для конкретных нужд обороны, безопасности страны. Например, при арсеналах, базах, складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов устанавливаются запретные районы и запретные зоны[98]. Запретные районы и запретные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера;

– воинским частям (военным организациям) как субъектам земель оборонного назначения предоставлено право пользоваться в установленных законом случаях соседними землями других землепользователей;

– использование воинскими частями (военными организациями) земель оборонного назначения должно осуществляться с учетом обеспечения безопасности окружающего населения;

– освобождение, как правило, воинских частей (военных организаций) от платы за землю;

– обязательное участие федеральных органов исполнительной власти в предоставлении и изъятии земельных участков данной категории земель, совершении с ними гражданско-правовых сделок.

Под предоставлением земли воинским частям (военным организациям) понимается последовательно выполняемые и связанные между собой действия компетентных органов государственной власти, осуществляемые в порядке, установленном законом, и направленные на возникновение субъективных прав на конкретный земельный участок[99].

Наиболее распространенное и типичное основание возникновения права землепользования воинских частей (военных организаций) – предоставление на основании распорядительного акта федерального органа исполнительной власти земельного участка в пользование.

Согласно ЗК РФвоинские части (военные организации)осуществляют правомочия в отношении предоставленных им земельных участков в следующих формах:

постоянное (бессрочное) пользование (ст. 20 ЗК РФ). Земельные участки передаются в постоянное (бессрочное) пользование тогда, когда землепользователю (воинской части, военной организации) необходимо гарантировать устойчивость его прав на землю. В соответствии с п. 4 ст. 20 ЗК РФ не допускается право распоряжения земельными участками, которые используются на праве постоянного (бессрочного) пользования. Права землепользователей определены в ст. 41 ЗК РФ, а также в ст. 269 ГК РФ. Так, лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Землепользователь вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества;

безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 24 ЗК РФ). При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования. К земельным участкам, которые могут предоставляться на праве безвозмездного срочного пользования, относятся: 1) земли, которые находятся в государственной или муниципальной собственности; 2) частные земли; 3) земельные участки организаций. В первом случае основанием приобретения права безвозмездного срочного пользования является административный акт органа исполнительной власти или органа местного самоуправления и срок пользования не может превышать один год. Во втором случае таким основанием служит договор, в котором указывается срок, на который предоставляется земельный участок. В третьем случае земельный участок может быть предоставлен только гражданам в виде служебного земельного надела;

аренда земельных участков. При предоставлении государственных или муниципальных земель в арендунаряду с принятием решения государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления о предоставлении участка с воинскими частями (военными организациями) заключается соответствующий договор. Указанные юридические акты в совокупности являются основанием для возникновения права аренды на земельный участок. Например, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» от 31 мая 1995 г. № 536 в целях поддержания обороноспособности Российской Федерации и обеспечения космической деятельности для решения социально-экономических, научно-технических и других задач органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны выделять Минобороны России земельные участки для падения отделяющихся частей ракет при проведении пусков ракет с космодромов и полигонов Минобороны России. Использование районов падения осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми Минобороны России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся эти районы;

сервитут (ст. 23 ЗК РФ). Под ним понимается право собственника (пользователя) земельного участка требовать от собственника (пользователя) соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника (пользователя) другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Сервитут может устанавливаться, как это предусмотрено ст. 274 ГК РФ, для обеспечения проезда и прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд собственника земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Под прекращением права землепользования воинской части (военной организации) следует понимать последовательно выполняемые и связанные между собой действия компетентных органов государства, юридических лиц, судебных органов, осуществляемые в порядке, установленном действующим законодательством, и направленные на прекращение у воинской части (военной организации) как субъекта земельных правоотношений субъективных прав на конкретный земельный участок, зарегистрированных в установленном порядке.

В гл. 7 ЗК РФ установлены основания прекращения землепользования. К ним относятся:

1) использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

2) использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

3) неустранение совершенных умышленно земельных правонарушений:

4) неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет;

5) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 55 ЗК РФ;

6) реквизиция земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 51 ЗК РФ;

7) истечение срока, на который был предоставлен земельный участок.

Изъятие земель у воинских частей (военных организаций), независимо от оснований, имеет несколько характерных особенностей:

– осуществляется компетентными органами в установленном законом порядке на основе волевого акта федерального органа исполнительной власти или суда;

– имеет принудительный характер;

– осуществляется при условии рекультивации воинской частью (военной организацией) земель.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ под охранойокружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В п. 1 ст. 41 указанного Федерального закона установлено, что требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды. В связи с этим все основные законодательные акты и нормативные документы по правовому регулированию видов деятельности, представляющих опасность для человека и окружающей природной среды, имеют отношение к обеспечению экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовые основы обеспечения экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации нашли свое отражение во многих нормативных актах Минобороны России (например, приказ министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2007 г. № 340, которым введено в действие Положение об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации). Перечень первоочередных мероприятий по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. № 1310 (порядок реализации данного постановления в Минобороны России определен приказом министра обороны Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 107).

Ряд вопросов охраны окружающей природной среды и обязанности военнослужащих в этой области регламентируются УВС ВС РФ.

Так, согласно ст. 324 УВС РФ основными мероприятиями по охране окружающей среды от угроз, возникающих в ходе повседневной деятельности полка (подразделения), и рациональному природопользованию являются:

– изучение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране окружающей среды, экологическая подготовка и воспитание личного состава;

– предупреждение загрязнения окружающей среды в районе дислокации и в других местах выполнения мероприятий повседневной деятельности полка (подразделения);

– восстановление окружающей среды, загрязненной при выполнении мероприятий повседневной деятельности полка (подразделения), а также в случае аварий;

– рациональное природопользование (внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, рекультивация земель, рациональное использование водных ресурсов и т. д.).

При разработке и выполнении указанных мероприятий учитываются требования законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, которые необходимо соблюдать при размещении, строительстве и эксплуатации гражданских объектов и которые в полной мере распространяются на военные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению таких требований.

Ответственность за проведение мероприятий по предотвращению загрязнения природной среды и рациональное использование природных ресурсов в зоне деятельности воинской части несет командир этой части. Начальник штаба воинской части организует доведение до должностных лиц требований приказов, директив и других руководящих документов по вопросам охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, а также осуществляет контроль за своевременным их исполнением. Заместитель командира части по тылу непосредственно организует работу по охране окружающей среды и проведению природоохранных мероприятий. Начальники служб (командиры подразделений) отвечают за состояние природоохранной деятельности в подчиненных службах (подразделениях), экологическое воспитание и обучение личного состава. Каждый военнослужащий при повседневной деятельности обязан беречь природу и охранять ее богатства. Он должен знать основные источники загрязнения, имеющиеся в воинской части (военной организации), выполнять мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды.

Все документы по вопросам охраны природы и рационального природопользования в воинской части подшиваются в отдельное дело (папку), которое называется «Материалы по вопросам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов». В число этих документов входят: экологический паспорт воинской части (гарнизона), согласованный с территориальными природоохранными органами, или лимиты предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в атмосферу и в водные объекты, а также накоплений твердых отходов; документы на право земле- и водопользования и др.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Военная деятельность, как и любой другой вид техногенной деятельности, сопряжена со множеством опасностей, которые присущи окружающей среде и при определенных условиях приводят к возникновению вредных факторов. Эти факторы представляют угрозу безопасности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, местного населения, вооружения, военной техники, военных объектов и связанных с ними объектов хозяйственного назначения и окружающей среды.

Под обеспечением экологической безопасности (экологическим обеспечением) Вооруженных Сил Российской Федерации понимается комплекс мер правового, организационно-технического, социально-экономического, воспитательного и иного характера, проводимых в целях сохранения и восстановления природной среды, защиты жизненно важных интересов военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, населения от возможного негативного воздействия деятельности Вооруженных Сил, предотвращения и ликвидации экологических последствий аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах Вооруженных Сил.

Органы экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации содержатся в соответствии с организационной структурой войск (сил) и характером решаемых ими задач. В состав органов экологической безопасности Вооруженных Сил входят: Управление начальника экологической безопасности Вооруженных Сил, Экологический центр Минобороны России, экологические службы военных округов (флотов), объединений, экологические службы (должностные лица) соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Основными задачами органов экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации являются:

1) разработка мероприятий по снижению (предотвращению) негативного воздействия деятельности воинских формирований на окружающую среду и ликвидации ее последствий;

2) организация контроля за выполнением в воинских формированиях требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, международных договоров и соглашений Российской Федерации, правовых актов Минобороны России по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

3) организация экологического обучения, воспитания и формирования экологической культуры личного состава воинских формирований;

4) планирование и организация в пределах своей компетенции обеспечения воинских формирований техническими средствами экологической безопасности.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте общую характеристику земель, выделяемых для нужд обороны.

2. Раскройте характерные черты правового режима земель, предоставляемых для нужд обороны и безопасности.

3. Перечислите основные формы осуществления воинскими частямиправомочий в отношении предоставленных им земельных участков.

4. Назовите основные мероприятия по охране окружающей среды от угроз, возникающих в ходе повседневной деятельности воинских частей.

5. В чем заключаются полномочия и задачи органов экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: