Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии

План

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии

Воспитание и формирование социальных установок личности 66

Семья как социально-психологический фактор воспитания. 64

Деятельность, направленность личности и ее формирование 57

Лекции по педагогической психологии

Оглавление

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии 5

План........................................................................5

1.Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика 5

2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом 6

3. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками......................... 17

4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая

характеристика.......19

5.Общая характеристика методов педагогической психологии 21

Лекция 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя 24

План.......................................................................24

1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и

их психологическое обоснование..................................... 24

2. Структура педагогической деятельности..................................25

3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса 27

4.Психологические требования к личности учителя.................... 28

5. Проблемы педагогического общения.......................................31

6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности 33

7. Психологические особенности педагогического коллектива 34

Лекция 3. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-

воспитательного процесса в школе........................36

План.......................................................................36

1.Основы деятельности психологической службы в школе... 36

2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и

коллектива школьного класса................................... 38

3.Программа изучения личности школьника................................... 38

4.Программа изучения коллектива школьного класса................ 42

5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы 45

6. Психологические основы анализа урока...................................46

Лекция 4. Психология воспитания личности школьника................ 48

План.......................................................................48

1. Понятие цели воспитания................................................48

2. Средства и методы воспитания............................................49

3. Основные социальные институты воспитания.......................... 52

4. Психологические теории воспитания. Проблема устойчивости личности 54

Лекция 5. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл…………………………………………………………………………………………56

План.......................................................................56

1.Психологические условия формирования свойств личности.. 56

Развитие нравственной сферы личности................................ 60

2.Социально-психологические аспекты воспитания.................. 61

Общение как фактор воспитания...............61

Роль коллектива в воспитании учащихся...........................63

3.Проблема управления воспитанием личности............................. 67

4.Показатели и критерии воспитанности школьников................ 71

1.Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика

2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом

3.Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками

4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика

5.Общая характеристика методов педагогической психологии

Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).

Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому определить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая - одновременно воспитываем. Но эти процессы в педагогической психологии рассматриваются отдельно, ибо они различны по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Обучение же (реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности) ориентируется на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Различные методы обучения и воспитания. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры. Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения (С.Л. Рубинштейн). Воспитание же и обучение входят в содержание педагогической деятельности.

Воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.

В том и другом случае обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретного субъекта (ученика, учителя). Но они рассматриваются как совместная деятельность учителя и ученика, в первом случае речь идет об учебной деятельности или учении (ученика). Во втором педагогической деятельности учителя и о выполнении им функций организации, стимулирования и управлении учебной деятельности ученика, в третьем - о процессе воспитания и обучения в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: