Факторы риска в деятельности предприятия за рубежом

Управление эффективностью деятельности

Например, успех, дости­жение и рациональная оценка деятельности работника играют при управлении эф­фективностью деятельности организации первостепенную роль для любой страны Европы или Северной Америки. Но если обратиться к регионам Ближнего и Сред­него Востока, к Индии, Китаю или даже Японии, то картина становится существен­но иной, поскольку роль личного достижения и личного успеха как мощных мотива­торов эффективной работы здесь несравненно меньше. Мы в данном случае не рассматриваем вопрос более глубоко: если, например, говорить об индийском куль­турном стереотипе, то там гораздо большую роль играет то, что можно определить как внутреннее достижение, или самосовершенствование личности; в японской куль­туре место личного достижения куда более скромно, нежели участие работника в достижении успеха группы. Ясно одно: если бы международный менеджер попытал­ся одним и тем же инструментарием работать в разных культурных условиях, он в ряде случаев получил бы результаты, весьма далекие от эффективных.

Задачи международного менеджмента

1. Комплексное изучение, анализ и оценка внешней среды международного бизнеса в интересах поиска и реализации источников конкурентных пре­имуществ фирмы.

2. Углубленный анализ и оценка культурного фона в каждой стране пребыва­ния и использования его возможностей (учет ограничений) при выработке стратегических, тактических и оперативных решений по функционирова­нию и развитию фирмы как в данной стране, так и в целом.

3. Оценка, выбор и практическое использование организационных форм, в рамках которых осуществляются зарубежные операции фирмы, с тем что­бы максимизировать эффект использования экономического потенциала и правовых возможностей стран пребывания.

4. Формирование и развитие мультинационального коллектива фирмы и ее подразделений в стране базирования и в странах пребывания в интересах максимального использования личного потенциала работников, возможно­стей отдельных коллективов и кросснациональных эффектов от их взаи­модействия внутри фирмы.

5. Поиск, развитие и эффективное использование разнообразных возможнос­тей международного бизнес-сервиса, и прежде всего в сферах финансового, технологического и информационного обслуживания экономических опе­раций.

Когда фирма распространяет свою деятельность за пределы государственных границ, риск, связанные с предпринимательством намного увеличивается.

Обычно приходится сталкиваться с рисками 3 основных видов:

1. Системный риск – когда несовершенная нормативная правовая база в принимающей стране не способствует эффективной работе иностранной компании.

2. Структурный риск – когда институты управления экономикой принимающей страны, необходимые для регулирования, например, процессов приватизации, недостаточно развиты и существует опасность наступления экономической нестабильности.

3. Непредвиденный риск.

Для комплексной оценки рисков, связанных с зарубежным предпринимательством, необходимо квалифицировать факторы, влияющие на предприятия, функционирующий за пределами национальных границ. К ним относят:

- социокультурные – обычаи, нормы, язык, уровень жизни, социальные институты, образ жизни, религия, отношение к иностранцам, уровень грамотности (привлечение работников),

- экономические – доход на душу населения, уровень экономического развития, динамика и тенденции валового национального продукта, финансовая политика правительства, уровень безработицы (рынок труд ресурсов), конвертируемость валюты, конкурентная среда.

- технологические – правовые нормы обмена технологиями, транспортная сеть, патентная защита, инфраструктура, потоки информации.

- политико-правовые – налоговое законодательство, отношение правительства к ино компаниям, торговое законодательство, степень протекционизма, внешняя политика, правовая система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: