Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты

Перед определением категории «международный менеджмент» необходимо дать понятие категории «международный бизнес», как одной из основных форм предпринимательства, заключающейся в сотрудничестве хозяйствующих субъектов 2 или более стран с целью извлечения выгоды.

Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран — третьей и т. д. обеспечивают вовлечен­ным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это — ключевой момент как в понима­нии природы и специфики международного бизнеса, так и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента.

Периодизация развития международного бизнеса

1. Коммерческая эра: (1500 – 1850 гг.)

Торгов­ля колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла разви­тие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путешествий (особенно в XVI-XVIII вв.), но сама возможность получения прибылей, много­кратно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекав­шим в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Более того, вместе и параллельно с ним развивалась достаточ­но большая сфера, которую на современном языке можно было бы назвать бизнес-сервисом — от инвестиционного и страхово­го (финансирование торговых экспедиций и страхование их) до инфраструктур (развитие складского и транспортного хозяйства). В это время мощный толчок получила промышленность европейских стран: от судо­строения и металлообработки до переработки заморского сырья.

Принципи­альное отличие международного бизнеса в коммерческой эре заключается в двух главных обстоятельствах.

Первое — то жесткое влияние, которое оказывают взаимоотношения стран на возможность и эффективность ведения бизнеса между их фирмами. Эра коммерции дает в этом смысле совершенно уникальные примеры: достаточно вспомнить абсолютную самоизоляцию Японии, начало которой относится примерно к сере­дине XVII в., или пусть не такие крайние, но достаточно показательныев этомсмысле запреты и ограничения на работу иностранных купцов в России в допет­ровские времена.

Другое, еще более важное обстоятельство — поддержка, которую правитель­ство страны оказывает собственным предпринимателям в их зарубежной дея­тельности.

2. Эра экспансии: (1850-1914 гг.)

В этот период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного индустриального развития европей­ских стран.

Именно это достижения и массовое инду­стриальное производство повернули развитые страны от вывоза экзотических за­морских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам зарубежного бизнеса.

Но это в свою очередь это требовало инвестиций уже в развитие колониальной сырьепроизводящей индустрии. Одновременно росла и роль государственного колониального управления.

Также начинается интенсивное развитие внутриевропейского международного бизнеса, которое было инициированном промышленной революцией и эпохой массового производства. Именно разные темпы развития европейских го­сударств в этот период, различия в обеспеченности природными ресурсами, раз­ный уровень образованности населения и другие факторы того же рода предопре­делили целесообразность и выгодность того, что можно назвать международным разделением труда. Появляются своего рода страны-производители промышленной продукции и стра­ны-рынки для этой продукции.

Следствием всего этого стало развитие производственных предприятий и филиалов фирм за рубежом. Развивался и международный финансовый сервис (интересно отметить, что известный банк Credit Lyonnais открыл свой филиал в России еще в 1879 г.), международный транспорт и т. д.

Таким образом, международный бизнес уже во второй эре своего развития очень точно отражал все главные мотивы своего существования и развития, сохранившиеся и до наших дней:

• использование более эффективных ресурсов (сырьевых, природных, энергетических);

• расширение рынков сбыта;

• новые поля приложения свободных финансовых ресурсов;

• использование выгодных возможностей местного законодательства (нало­гового, таможенного и т. д.).

3. Эра концессий: (1914-1945 гг.)

На этом этапе качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на коло­ниальных рынках. Везде соответствующие компании-концессионеры превращаются в своего рода ав­тономные экономические государства, осуществляющие производственные, тор­говые, образовательные, медицинские, транспортные, а нередко и полицейские функции не только для своих работников, но зачастую и для всех жителей приле­жащих к их концессиям районов.

В отношении международного бизнеса в неколониальной сфере следует отме­тить несколько наиболее характерных моментов. Первый — поражение Германии в Первой мировой войне и, естественно, последовавший за этим передел мировых рынков. Второй — Великая депрессия 1929-1932 гг.: она со всей остротой постави­ла вопрос об эффективности международного бизнеса в соотношении с внутристрановым, и интернационализация использования людских ресурсоввпервые заявила о себе именно в эти годы.

4.Эра национальных государств: (1945-1970 гг.)

При анализе этого периода можно отметить два главных направления развития международного бизнеса. Это, во-первых, становление и бурное развитие десятков новых национальных го­сударств, получивших в наследие от концессионной эры достаточно раз­витый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру. С другой же стороны — и все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем.

При всех издержках, а нередко и драматичных поворотах этого развития имен­но оно дало первоначальный толчок невиданному взрывному расширению меж­дународного бизнеса: ведь относительно закрытые для внешнеэкономической де­ятельности колониальные империи в исторически кратчайший срок превратились во множество самостоятельных игроков на внешнем рынке, активно ищущих рын­ки сбыта традиционных продуктов своего экспорта и столь же активных реципи­ентов для любого рода инвестиционных вливаний.

Спрос на финансовые услуги резко подтолкнул развитие международных рынков капиталов, появление и развитие ряда новых финансо­вых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга.

Мощные американские корпорации, используя все преимущества доминирующего положения США в послевоенном мире, впервые практически осуществили прорыв к мультинациональному бизнесу.

«Эра национальных государств», дав мощный толчок развитию международного бизнеса и сделав его сферой весь мир, в котором перестали существовать закрытые системы, одновременно впервые поставила вопрос о том, что меж­дународный бизнес вышел на качественно новый уровень развития и в этом своем новом качестве он нуждается в столь же качественно новой системе управления.

Чем шире оперирует бизнес по всему миру, тем все более и более прежняя форму­ла «управление зарубежными операциями», или «управление внешнеэкономической деятельностью», становится неадекватной требованиям глобальной эффективности фирменного бизнеса и должна быть заменена «международным менедж­ментом».

5. Эра глобализации: (начиная с 70-х гг. 20 в.)

Этот период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за кото­рыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены.

Глобализация характеризуется тем, что междуна­родные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Последствия это­го двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не ис­пытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т. д. Но, с другой стороны, естественной платой за это становится и существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую экономику, приходит­ся одновременно нести и риски этого процесса (что в полной мере почувствовала на себе Россия в период кризиса 1998 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: