Индия в монополярной геополитической системе

Цивилизационные основы индийской геополитики

Индия одна из немногих стран, которые называют колыбелью че­ловеческой цивилизации. Еще в VII—VI тыс. до н.э. населявшие ее первобытные племена перешли от охоты, рыболовства и примитив­ного собирательства к оседлому образу жизни, земледелию и ското­водству. А в конце III тыс. до н.э. в долине реки Инд, на террито­рии современных Северо-Западной Индии и Пакистана, возникла высокоразвитая культура городских поселений — Хараппская, на­званная по имени местечка, рядом с которым были произведены археологические раскопки. Предположительно в это же время нача­лось растянувшееся на несколько столетий переселение многочис­ленных индо-арийских племен в Индию из области южнорусских степей, Приуралья и Прикаспия через территорию современной Средней Азии, Ирана и Афганистана. Продвигаясь на восток и юг страны, они либо ассимилировали, либо оттесняли в лесистые горы носителей Хараппской культуры и многочисленные дравидийские и австралоидные (ведлоидные) племена. В дальнейшем родственные племена объединялись, смешивались, образуя новые общности, од­нако ни в древности, ни в Средние века крупные единые народы так и не сложились.

Большинство индийцев (более 70 %) говорят на языках индоарийской группы хинди (около 40% населе­ния), бенгали, маратхи, урду и др. В разных языках используются и различные виды письменно­сти: в настоящее время их насчитывается 24. В обиходе на этих языках говорит лишь немногим более половины населения Индии. Остальные использу­ют местные языки и их диалекты. Всего таких «незарегистрирован­ных языков» около 500, а также несколько сотен их диалектов и местных говоров. Примерно столько же (около 500) насчитывается в Индии малых народностей, или «зарегистрированных племен».

Основы современного административного деления Индии были заложены в период английского колониального завоевания (сере­дина XVIII — середина XIX вв.), когда большая часть страны, раз­деленная на крупные провинции, вошла в состав Британской Ин­дии. Меньшая часть состояла из 500 вассальных княжеств. После получения Индией независимости в 1947 г. практически все княже­ства были присоединены к ближайшим к ним штатам — бывшим провинциям Британской Индии. Отдельные штаты образовали княже­ства Кашмир, Трипура и Манипур, еще одна группа княжеств объеди­нилась в штат Раджастхан. При проведении границ штатов учиты­вался этнический состав населения, поэтому, как правило, в штате проживает одна из основных народностей Индии, и делопроизвод­ство там ведется на одном из «зарегистрированных языков». Всего в стране насчитывается 25 штатов.

Помимо штатов в Индии существует семь союзных территорий, образованных в основном из бывших французских и португальских колоний. Они были малозаселены и охватывали небольшую тер­риторию, поэтому не могли получить статус полноправного штата. К союзным территориям относится и Дели (плошадь 1,5 тыс. км2, население 9,4 млн человек).

Г еополитический код Индии

Почти 200 лет Индия была под вла­стью Великобритании. Колонизация Индии европейцами началась в XVI в. Индийский на­род не переставал бороться за независимость. Наиболее известно синайское восстание 1857—1859 гг.

Многолетняя борьба Индии за независимость связывается в первую очередь с именем Махатмы Ганди. Мохандас Карамчанд Ганди (1869—1948) — вождь индийского нацио­нально-освободительного движения, с 1920 г. лидер партии Индийский национальный кон­гресс (ИНК). На его учение — гандизм — нема­лое влияние оказала философия вед. Еще при жизни Ганди стали называть Махатма — Вели­кая душа.

15 августа 1947 г. Индия обрела независимость.

Становление независимой Индии, ее политической системы, выра­ботка ее геополитического кода связана с именем ее первого пре­мьер-министра Джавахарлала Неру (1889—1964), почитаемый на родине как «архитек­тор новой Индии».

Геополитический код Индии, своими исто­ками восходящий к древним традициям индо-буддийской цивилизации, Дж. Неру сформулиро­вал в книге «Открытие Индии». Он опи­рался на традицию политического и культурного синтеза.

Неру всегда придерживался старой индо-буддийской идеи, что если в мире есть божественная сущность, то каждый человек обла­дает ее частицей и способен ее развить. В 1958 г. в статье «Основ­ной подход» эта мысль кладется в основу социальной программы классового примирения. Это рассуждение ведет к старой концепции Вед, согласно которой все, чувствующее и нечувствующее, является частью органического целого и во всем есть искра того, что можно назвать божественным импульсом, или, основной энергией жизненной силы, наполняю­щей Вселенную.

Сформулированный Неру геополитический кодекс Индии вклю­чает три уровня ее геополитического позиционирования:

= на местном уровне Индия предложила неофициальный протек­торат над небольшими гималайскими королевствами Непалом и Бутаном и отеческое отношение к Шри Ланке;

= на региональном уровне констатировалось острое соперничество с Пакистаном в Южной Азии и с Китаем в более широком ази­атском масштабе;

= на глобальном уровне Индия претендовала быть мировой дер­жавой. Эта претензия базировалась на нетрадиционном для гео­политики критерии: Неру выступил как основатель движения неприсоединения и творец новой архитектуры политического порядка, опирающейся на политический синтез, а не на про­тивопоставление (биполярность) двух систем — капитализма и социализма.

Индийский геополитический код Дж. Неру включает:

а) поли­тику «позитивного нейтралитета», направленную на борьбу за мир, международное сотрудничество, против угрозы войны;

б) разра­ботку концепции «Панча шила» — пяти принципов межгосударст­венных отношений.

Предложенные Неру пять принципов «Панча шила» включали:

1- взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета;

2- ненападение;

3- невмешательство во внутренние дела друг друга;

4- равенство и взаимную выгоду;

5- мирное сосуществование.

При жизни Неру Индия сумела организовать широкое междуна­родное движение неприсоединения в рамках «Панча шила». Но после его смерти страна, раздираемая внутренними противоречиями, пере­стала играть важную роль на мировой сцене. Несмотря на это, на­следие Неру для Индии до сих пор значимо как принцип неприсое­динения. Поэтому геополитики выделяют Южную Азию как особый геополитический регион мира.

Внутриполитический курс Дж. Неру

Сущность «курса Неру» «достижение общества, основанного на принципе равновесия преемственности и перемен» в экономической политике состоит в сле­дующем:

осуществление поддержки национального предпринима­тельства, его защита от иностранной конкуренции,

государственное регулирование частного сектора,

жесткий контроль над финансо­выми операциями,

в государственном секторе — преимущественное развитие основных отраслей тяжелой промышленности и энергети­ки.

С 1991 г. в стране проводится экономическая реформа, направ­ленная на ослабление государственного контроля над частным биз­несом, и осуществляется приватизация некоторых государственных предприятий.

За годы независимости общий объем промышленного производства возрос более чем в девять раз, и Индия вошла в первую десят­ку промышленно развитых стран мира.

Если в колониальной Индии основными отраслями промыш­ленности были текстильная, угледобывающая и пищевая, то за 60 лет независимого развития в стране созданы практически все отрасли современного промышленного производства (кроме гражданского самолетостроения), включая сложную электронику, автомобиле­строение, атомную энергетику (в 1998 г. прошли первые испытания ядерного оружия). С 1962 г. в Индии осуществляются космические исследования, в 1975 г. советской ракетой-носителем был выведен на орбиту первый индийский спутник, а с 1980 г. начались запуски космических ракет индийского производства.

Вызовы и угрозы современной Индии

Во многом возрастание политического веса Индии в международ­ной политике связано с ее способностью решить внутриполитиче­ские проблемы, истоки которых берут начало в древности. Если попытаться структурировать их по значимости, то можно предста­вить следующую иерархию угроз.

Демографический бум, нищета и неграмотность

Основная соци­ально-экономическая проблема Индии — это перенаселенность и весьма низкий жизненный уровень. В течение XX в. плотность на­селения страны возросла в три с половиной раза, причем лишь 30— 35% индийцев принадлежат к среднему классу, около 1 % составля­ют богатые, остальные 65—70% населения — беднота, в 1991 г. неграмотными были 48% населения. Следствием этого является политическая нестабильность и частые конфликты.

Кастовая система Индии

Это явление уникальное. В Индии насчитыва­ется 3 тыс. каст. Еще в эпоху вед возникло иерархическое деление общества на четыре сословия (варны):

брахманы (жрецы, учителя, ученые);

кшатрии (воины, правители, знать);

вайшья (земледельцы, торговцы, скотоводы);

шудры (зависимые земледельцы, ремесленники, слуги).

Постепенно внутри варн появились более мелкие образования — касты (докати), отражающие социально-классовые отношения в индуистском обще­стве, характерные для данной местности. Принадлежность к той или иной касте определена от рождения, а между кастами, в особенности между брахманскими и кшатрийскими, с одной стороны, и шудрскими — с другой, существуют многочисленные ограничения в бы­товом общении, в частности на проведение совместных трапез. Кроме того, установлен либо полный запрет, либо ограничения на браки между членами различных каст.

Нижнюю ступень иерархии зани­мают так называемые вневарновые, или зарегистрированные, касты. В основном это потомки рабов и крепостных, в древности и Сред­невековье эксплуатировавшихся землевладельческой верхушкой сель­ской общины, а также выполнявших традиционно считающуюся «нечистой» работу кожевников, ассенизаторов, уборщиков, сторожей и т.д. Даже их прикосновение к лицам высших каст воспринимается, как осквернение, поэтому они получили название «неприкасаемые» («отверженные») - далиты (16,5% жителей страны).

Религиозный экстремизм

Много веков последователи различных религий в Ин­дии, как правило, мирно соседствовали друг с другом. Положение изменилось в 1947 г., когда страна получила независимость и неко­торые спорные пограничные территории были переданы Пакиста­ну. Раздел происходил по религиозному признаку и сопровождался кровавыми столкновениями индуистов и сикхов с мусульманами, в ходе которых погибли сотни тысяч человек.

До сих пор различные политические партии, представляющие интересы религиозных об­щин, в первую очередь индуистов, постоянно провоцируют индуистско-мусульманские столкновения. Особенно это проявляется в Пенджабе и Кашмире.

Конфессиональный раскол

Подавляющее большинство населения Индии (82,6%; данные 1991 г.) составляют индуисты, последователи одной из древнейших мировых религии — индуизма. Возникновение индуизма — первоначально религии древних индоарийцев — относят ко II тыс. до н.э. От этого периода сохранились четыре обширных сборника священных преданий — вед, которые в последую­щем тысячелетии обросли множеством комментариев. В I тыс. до н.э. складываются громадные по объему поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Большинство населения северозападных областей и Восточной Бенгалии были обращены в ислам. Эти части Индии во­шли в 1947 г. в состав Пакистана, из которого в 1971 г. выделилась его восточная провинция, ныне Бангладеш. Индийские мусульма­не, потомки переселенцев из Средней Азии, Персии, а также ин­дийцев, принявших ислам, составляют немногим более 12% всего населения (1991 г.), но по абсолютной численности (более 100 млн человек) представляют одну из крупнейших мусульманских общно­стей в мире.

Около 1 % населения Индии исповедует такие древние религии, как буддизм и джайнизм. Обе они возникли в середине I тыс. до н.э. и в последующие несколько сотен лет играли роль государственных религий в некоторых древних и раннесредневековых государствах Индии. Однако затем были почти полностью вытеснены индуизмом. Примерно 80 тыс. жителей Индии исповедуют зороастризм. Эта ре­лигия получила распространение в древности и раннем Средневе­ковье в Средней Азии, Иране, Афганистане и других странах.

Последователей христианства в Индии насчитывается около 20 млн человек (немногим более 2% населения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: