double arrow

С IX века по настоящее время

Этапы развития благотворительности в Российской империи

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

Что наиболее характерное для развития ребенка в течение первого года жизнь? В чем состоят основные психологические новообразования раннего детства? В чем выражается "кризис трехлетнего века"?

Сравните особенности психического развития ребенка в период раннего детства и в дошкольном веку.

В чем проявляется роль игры как ведущего вида деятельности дошкольника? Раскройте сущность психологической готовности ребенка к школьному обучению. Назовите основные психологические особенности детей шестилетнего века.

Этапы Характеристика благотворительной деятельности Кто занимался благотвори-тельностью Типы учреждений Что сделано
1 этап IX-XVI вв. Благотворительность начиналась с деятельности частных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства Отдельные лица и церковь Приюты, богадельни, церкви Подача милостыни, проявление милосердия и сострадания к убогим и нищим, старым и малым соплеменникам
2 этап с XVII в. до 1861 года Зарождение государственных форм призрения. Царь Федор Алексеевич (1682г.), Царь Петр I (1706), Екатерина Великая (1762-1772 гг.), Мария Федоровна (1797 г.), Екатерина II (1842 г.), кн. Трубецкая Н.С(1895 г.) Приюты для «Зазорных младенцев»; опекунские советы; воспитательные общества     Педагогические классы при воспитательных домах;   Больница для детей бедняков Обучали детей грамоте и ремеслам
Продолж. табл. 1.3
3 этап с 60-х годов XIX в. до начала XХ-века. Переход от государственной благотворительности к частной Частные лица и особы императорской фамилии Зарождаются общественные филантропические организации «Императорское человеколюбивое общество» Приюты для детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество беспризорность, проституция, алкоголизм
4 этап С 1917 г. до середины 80-х годов ХХ ст. Благотворительность – буржуазный пережиток, ликвидация частной собственности; отделение церкви от государства Государство Социально-воспитательные отделы при органах власти всех уровней Интернаты, колонии
5 этап с 90-гг ХХ ст. по настоящее время Создание и развитие форм и институтов социальной педагогики, возобновление теоретических исследований в области педагогики Государство и частные лица Частные школы и детские сады, спортивные залы и стадионы, больницы Благотворитель-ные фонды, целевые программы оказания социальной помощи различным категориям населения

Из таблицы видно, что на 1 этапе происходит зарождение благотворительности, где оказание помощи предоставляется церковью и частными лицами, посредством открытия богаделен, оказания помощи убогим и нищим.

На 2 этапе зарождалась государственная благотворительность, которая вместе с частными лицами участвует в открытии приютов, богаделен и воспитательных домов.

На 3 этапе происходит открытие общественных филантропических организаций.

На 4 этапе изменяется характер благотворительной деятельности в связи с изменением политики государства.

На 5 этапе происходит возрождение благотворительности через появление целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения.

8 апреля 1783 года Крым вошел в состав Российской Империи, и на сегодняшний день имеет свои особенности экономического, научного и культурного развития.

По данным археологических раскопок общественное воспитание в Крыму возникло еще в эпоху первобытного строя (Киик – Коба). В период рабовладельческого строя в Крыму уже существовала система общественного воспитания, в развитии которой ведущая роль принадлежала частным лицам.

В VI веке до нашей эры в Крыму, появляются первые греческие колонии. Главными древнегреческими поселениями в Крыму были Пантикапей (г. Керчь), Нимфей (с. Эльтиген), Херсонес (г. Севастополь), Керкинитида (г. Евпатория), Кафа (г. Феодосия).

На протяжении всего времени их существования (VI–I вв. до н.э.) колонии поддерживали тесные культурные и экономические связи с городами Средиземноморья. Это способствовало развитию образования, науки и культуры в этих поселениях. По данным Ю.А. Катунина в них открывались первые частные и общественные школы, театры, библиотеки, музеи. Свободное население северочерноморских городов получало такое же образование, как и граждане Греции [73].

По данным Е. Маркова, в Херсонесе, Пантикапее (современная Керчь) действовали частные гимназии, где мальчики занимались физическими упражнениями: пятиборьем, рукопашным боем, верховой езде, стрельбой из лука; музыкой, поэзией, театральным искусством, архитектурой и рисованием. О массовой грамотности крымского населения говорят находки, полученные при раскопках этих городов: это множество граффити (наскальные рисунки), эпитафии (надгробные надписи), пожелания, школьные принадлежности (счеты), послания [98].

Первыми, кто открывали на собственные средства школы в это время, как пишет Ю. Катунин, в Крыму были: – историк Сириек, географ Дионисий, философы Смикр и Диофил, учитель музыки Исил, что свидетельствует о зарождении благотворительно-просветительской деятельности в Крыму на поприще образования еще с античных времен [73].

С конца XVIII столетия в Крыму проявляются все виды благотворительно-просветительской деятельности, которые способствовали культурному развитию полуострова, в том числе и системы образования.

В 1764 году в соответствии с «Генеральным планом императорского воспитательного дома», разработанным И. Бецким и профессором Московского университета А. Барсовым, в Крыму были открыты сиротские дома, дома призрения, содержащиеся частными лицами, различными национально-религиозными обществами [320].

По данным Е. Маркова, школы, которые частично финансировались и содержались в Крыму за счет частных лиц, появляются в конце ХIХ – начале ХХ столетия [98], а именно: в 1833 году в Крыму уже функционировали 1 гимназия, 7 уездных училищ, 5 приходских училищ, которые располагались в крупных городах: Симферополе, Севастополе, Евпатории, Бахчисарае, Феодосии, Керчи и частично финансировались частными лицами [57].

Показателем благотворительно-просветительской деятельности частных лиц – крымской интеллигенции в исследуемый период является:

1.Оказание помощи в создании учебно-воспитательных учреждений:

– открытие царской семьей Романовых Спасского детского приюта для детей-сирот, беднейших жителей Крыма, городской институт физических методов лечения в Севастополе [54];

– Н. Дегуровым Симферопольской мужской гимназии (1812 г.);

– А. Тарановым-Белозеровым – Странноприимного дома в г. Симферополе (1822г.);

– М. Воронцовым (см. фото в прилож. Н) и А. Стевеном – училища виноградарства и садоводства в Никитском ботаническом саду поселка Никита около г. Ялта (1828 г.). Положение о Никитском училище садоводства и виноделия первого разряда с высшими курсами по виноделию см. в приложении М;

– Г. Кушниковым – девичьего института в Керчи (1835 г.);

– графиней А. Адлерберг – приюта для девочек в г. Симферополе (1855 г.);

– А. Халибовым – института в Феодосии (1858 г.);

– тайным советником А. Фабром в собственном доме приюта для мальчиков (1864 г.) и детского приюта подкидышей при богоугодных заведениях города Симферополя (1866 г.);

– А. Лаппо-Данилеским – Севастопольского реального Константиновского училища (1875 г.);

– В. Рыбицким – Ялтинской женской гимназии (1876 г.);

– С. Пампуловым и И. Казасом – Александровского училища в Евпатории (1898 г.);

– открытие частной женской школы девицей Дево-Сэн-Феликс в городе Севастополе (1842 г.);

– девицей Луизой Викке пансиона для девиц в городе Севастополе (1843 г.);

– госпожой Ветошинской пансионата для девиц в г. Симферополе (1856 г.);

– А. Гаспринской – школы для девочек в Бахчисарае (1894 г.);

– князем М. Воронцовым, графиней М. Шуваловой, графиней Е. Тизенгаузен, писателем А. Чеховым, председателем Попечительского совета в Ялте В. Рыбицким, В. Харкеевич мужской гимназии (1812 г.) г. Симферополе и женской гимназий (1876 г.) в г.Ялте;

– К. Коген и К. Эгиз – училища для караимских девочек в г. Симферополе и городе Евпатории.

2. Оказание помощи в создании лечебно-профилактических, образовательно-воспитательных учреждений:

– князем Ф. Юсуповым (оплачивал 1 койку в пансионате «Джемиет»);

– княгиней Н. Титушкиной и экономкой графа М. Воронцова – С. Дашковой (оплачивали 1 койку в санатории доктора В.А. Глаголева в Ялте);

– князьями Н. Мальцевым и И. Мальцевым (финансировали строительство пансионата «Квисисан» доктора Вебера);

– госпожой Фоминой-Якуниной (частично оплачивала строительство санатория доктора Г. Блоха в Ялте);

– В. Токмаковой (частично оплачивала лечебницу по ушным, носовым и горловым болезням доктора В. Кувичинского в Ялте);

– княгиней Н. Фурсенко с дочерью Марией (частично финансировали лечебницу акушерско-гинекологического профиля профессора И. Федорова в г. Ялте (1810 г.), в которых уделялось внимание вопросам образования больных, велась культурно-просветительская работа.);

– С. Нейманом и С. Розенштейном – еврейской больницы в городе Симферополе (1854 г.);

– А. Бобровым – детского санатория в Алупке (1901 г.).

3. Бесплатно работали в качестве нянь и воспитателей, которые кроме патронирования осуществляли воспитательно-образовательную работу с детьми, а именно: занимались рукоделием, обучали детей элементарному ремеслу и начальной грамоте [62]

– в детском санатории им. А. Боброва в Алупке (1901г.) – графиня С.Панина;

– в колонии В. Готлиба в Ай-Тодоре – княгиня О. Долгорукова;

– на даче С. Топалова между гг. Саки и Евпатория – М. Шуйская;

– в детской лечебнице в «Отрадном» около Ялты – врачи Л. Финкельштейн и А. Якубовский;

4. Покровительство культуре и искусству в Крыму в ХIХ – начале ХХ века стало:

– открытие братьями Айвазовскими – картинной галереи в Феодосии;

– С. Руданским – вернисажа в Ялте;

– С. Пампуловым – театра в Евпатории;

– И. Синани – книжной лавки-читальни в Ялте;

– издательство И. Гаспринским совместно с И.Казасом – газеты «Переводчик – Терджиман» [88].

Анализ материалов архива Автономной республики Крым и научной литературы свидетельствует, что в ХIХ веке в Крыму благотворительность на поприще науки и образования стала одной из актуальных проблем в связи с культурным развитием полуострова.

В решении этой проблемы активное участие принимали И. Казас, Е. Марков, М. Кашкадамов, Н. Пирогов, братья Айвазовские, А. Арендт, М. Воронцов, И. Гаспринский, А. Крымский, К. Мюльгаузен, семья Романовых, Н. Умов, Х. Леденцов и другие деятели, которые стремились поднять образовательный уровень крымчан за счет собственных средств и участия в создании учебно-воспитательных, реабилитационных учебных заведений [210].

В исследуемый период в Крыму благодаря их непосредственному участию и частичному финансированию действовали:

– 6 городских 2-х, 3-х, 4-х классных училища с ремесленным отделением;

– 3 уездные трех классные училища;

– 6 городских приходских училища с ремесленным отделением;

– 11 начальных двухклассных и одноклассных мужские и женские училища;

– 9 церковно-приходских училища;

– 5 мореходных классов;

– 174 немецких колонистских центров и начальных училищ;

– 18 татарских начальных училищ;

– 2 караимских начальных училища;

– 34 еврейских училища, начальных одноклассных и частных в городах и селах, общественных талмуд-торы и хедеры, содержимыми меламдами;

– 16 частных городских и сельских учебных заведений, которые содержали русские, караимы и немцы;

– 1 национальное училище при церкви иностранных исповеданий, подведомственное министру народного просвещения;

– 9 училищ, ведомств иностранных исповедей: армяно-григорианских, армяно-католических и караимских;

– 190 медресе и мектебы, и начальных татарских училищ;

– 258 начальных народных училища, находящиеся в ведении училищных советов, с ремесленным классом при одном;

– санатории с элементами начальных школ;

– лечебницы, с элементами начальных школ [190].

Перечисленные заведения организовывались и финансировались Министерством Народного просвещения, частными лицами и национально-религиозными обществами, что также свидетельствует о распространении благотворительности и патронирования в Крыму в системе образования [210].

Рассматривая развитие благотворительности в исследуемом периоде в Крыму, можно выделить следующие этапы:

Первый этап – появление благотворительности до принятия христианства на полуострове (помощь больным, калекам в античный период).

Второй этап – обусловлен заселением Крыма переселенцами с разных регионов Российской империи (распространение разных религий), открытие приютов, домов для престарелых, богаделен для убогих и больных.

Третий этап – открытие частными лицами учебных заведений и братских школ, больниц и санаториев.

Четвертый этап – с ХIХ – до 90–х годов ХХ века изменилась политика государства: произошло отделение церкви от государства и ликвидация частной собственности.

Пятый этап – создание с 90–х годов ХХ века детских фондов, фондов милосердия и здоровья, оказывающих безвозмездную помощь детям-сиротам, инвалидам и малоимущим гражданам.

Предпосылками возникновения благотворительности и патронирования в области образования Крыма в ХIХ – начале ХХ столетия можно считать потребность в оказании помощи в создании учебно-воспитательных, лечебно-профилактических и культурных учреждений: (домов - приютов, школ, санаториев) обеспечение стипендиями и жильем малообеспеченных учащихся и студентов, открытие вернисажей, театров, выставок, изб-читален.

Таким образом, основными культурно-историческими предпосылками возникновения благотворительной деятельности в становлении и развитии благотворительности и патронирования в системе образования Крыма (ХIХ – начало ХХ столетия) являются:

– распространение прогрессивных идей образования среди крымской интеллигенции, открытие национальных учебных заведений под эгидой духовенства, борьба против политики русификации в образовании, предоставление помощи частными лицами для развития науки, образования и культуры в регионе;

– влияние политики самодержавия на Юге страны, обусловленной потребностью в оказании благотворительной помощи и патронирования раненых. Это повлияло на оказание прогрессивной интеллигенцией материальной помощи раненым военнослужащим (открывались учебные заведения на средства частных лиц в первую очередь по подготовке сестер милосердия). Таким образом, было положено начало волонтерского движения в Крыму, появились учебные заведения, готовящие своего рода социальных работников;

– развитие благотворительности и патронирования в системе образования Крыма в XIХ – начале XX столетия на основании государственных законов и программ. Это обусловлено заселением Крыма переселенцами с разных регионов Российской империи; подъемом освободительного движения национальных меньшинств в Крыму, открытием образовательных учреждений для всех слоев населения, повышением интереса со стороны интеллигенции к проблемам обучения в высших и средних специальных учебных заведениях неимущей молодежи и представителей национальных меньшинств. Он также характеризуется участием общественности в открытии и материальной помощи учебным заведениям нового типа; изменением целей, задач, содержания обучения и воспитания крымской молодежи и ее профессиональной подготовки.


Сейчас читают про: