Цены, используемые в международной торговле

ИНКОТЕРМС является основным международным документом, содержащим толкование базисных условий поставки товаров. Этот сборник выпускается Международной торговой палатой с 1936 года, ныне действует ИНКОТЕРМС – 2000. В нем содержится трактовка 13 базисных условий поставки, расположенных последовательно друг за другом, по принципу возрастания расходов и ответственности продавца по доставке товара, то есть от его наименьших расходов и обязанностей (условие поставки Ех Works – с завода) до расходов и обязанностей наибольших, максимальных (условие DDР – поставка с оплатой пошлины, т. е. поставка полностью оплачена.

Рассмотрим содержание приведенных в табл. 2 базисных условий поставки ИНКОТЕРМС – 2000.


Таблица 2 – Классификация условий поставки по ИНКОТЕРМС-2000

      Транспорт
Наимено­вание группы Условия поставки (торговые термины) Условия возмещения транспортных расходов, возмещения рисков, таможенных пошлин и сборов (способ транспортировки)
      водный авто­мобильный железно­дорожный воздушный комбини­рованный
Группа Е (E) ЕХВ Франко-завод + + + + +
Группа Ф ФКА (FCA) Свободно у перевозчика + + + + +
(F) ФАС (FAS) Свободно вдоль борта + - - - -
    судна (название порта          
    отгрузки)          
  ФОБ (FOB) Свободно на борту судна + - - - -
    (название порта отгрузки)          
Группа С СФР (CFR) Цена и фрахт (оплачен + - - - -
(C)   фрахт до порта назначения)          
  СИФ (CIF) Цена, страховка, фрахт + - - - -
  СПТ (СPT) Перевозка оплачена до... + + + + +
    (указывается пункт          
    назначения)          
  CИП (CIP) Провозная плата и + + + + +
    страхование оплачены до...          
Группа Д ДАФ (DAF) Доставлено до границы - + + + +
(D) ДЕС (DES) Доставлено с судна + - - - -
  ДЕК (DEQ) Доставлено на пристань + - _ - -
  ДДУ (DDU) Доставлено без оплаты + + + + +
    пошлины          
  ДДП (DDP) Доставлено с оплатой + + + + +
    пошлины          

Условия поставки сгруппиро­ваны в четыре группы (Е, F, С, D) – базисные категории. Базисные условия поcтавки включаются в ту или иную группу по двум критериям:

1) распределение транспортных расходов

2) рисков, которые несет продавец в зависимости от применяемого базиса поставки.

Группа Е включает условия ЕХВ. Согласно данному условию поставки продавец передает товар покупателю у себя на предприятии (на складе). Погрузка осуществляется за счет покупателя. Покупатель несет все риски за доставку до места назначения. Он же должен осуществить таможенную очистку и получить экспортную лицензию. Таким образом, у продавца минимальные обязательства. Он не несет никаких рисков и расходов по доставке груза.

Группа Ф (основной фрахт не оплачен) включает условия, согласно которому продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем. Здесь предусмотрены три условия поставки.

ФКА (РСА) – продавец передает товар, прошедший вывозную таможенную очистку, на попечение перевозчика, указанного покупателем, в обозначенном месте или пункте. При данном условии поставки в перевозке могут участвовать любые виды транспорта, включая смешанные перевозки.

ФАС (FАS). При данном условии поставки товар должен быть размещен вдоль борта судна па причале (на набережной) в обозначенном порту погрузки. Продавец должен за свой счет доставить товар в порт погрузки, в указанное покупателем место и расположить товар вдоль борта зафрахтованного покупателем судна (в зоне досягаемости судовых кранов).

Покупатель обязан своевременно зафрахтовать судно, заблаговременно сообщить продавцу его название, время прибытия, условия погрузки и нести все ходы, падающие на товар с момента его размещения вдоль борта судна. С этого момента риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получении экспортной лицензии лежит на продавце.

Условие ФАС может применяться только при морских или внутренних водных перевозках.

ФОБ (FОВ). Продавец обязан поставить за свой счет товар на борт зафрахтованного покупателем в согласованном порту погрузки, в установленные сроки и вручить покупателю бортовой коносамент – водную транспортную накладную. С этого момента (перехода товара через поручни судна в порту отгрузки) покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения шара. По условиям ФОБ на продавца возлагается обязанность по очистке товара от пошлин для экспорта.

Цена ФОБ обычно традиционно понимается как экспортная цепа. Данное условие поставки применяется при перевозке груза водными видами транспорта (морским и речным).

Группа С включает четыре условия поставки и означает, что основная поставка (перевозка) оплачена.

СФР (СFR) - по данному условию поставки продавец должен за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения, погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленные сроки. Это означает, что в экспортную цену, уплачиваемую покупателем, входят стоимость товара и фрахт до порта назначения. Риск утраты, порчи или повреждения товара переходит с продавца на покупателя вмомент перехода товара через поручни судна в порту отправления. При данной поставке на продавце лежат обязательства экспортной очистке товара от пошлин. Применяется такая поставка при водных перевозках (морской, речной транспорт).

СИФ (С1F). Продавец несет те же обязанности, что и при поставке СФР, но должен дополнительно обеспечить страхование груза от рисков в пользу получателя, т. е. в цену товара при поставке СИФ включаются стоимость товара, фрахт порта назначения и страхование от согласованных рисков. Данная поставка применяется при водных перевозках. |

Условие поставки СИФ так же, как и ФОБ, является самым старым и наи­более широко применяемым термином. Если цена ФОБ, как отмечалось выше, обычно, традицион­но понимается как экспортная, то цена СИФ — как импортная.

СПТ (СРТ). Данная поставка является сухопутно-воздушным эквивалентом СФР. При данной поставке продавец оплачивает доставку товара до поимено­ванного пункта в стране назначения. Риск утраты, порчи, хищения и т. д. переходит с продавца па покупателя в момент передачи товара в распоряжение первого перевозчика в пункте отправления. Поставка СПТ может применяться при лю­бых видах транспорта, в том числе и в смешанных сообщениях.

В обязанности продавца входит очистка товара для экспорта. Расходы по выгрузке товара в пункте назначения несет покупатель.

СИП (С1Р). При данной поставке дополнительно к обязанностям, как и при поставке на условиях СПТ, продавец должен обеспечить страхование товаров от висков во время транспортировки. Продавец заключает договор страхования и сплачивает страховую премию. Он обязан также обеспечить таможенную очистку товара для экспорта. Расходы по выгрузке товара в пункте назначения несет покупатель.

Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя с момента передачи товара в распоряжение первого перевозчика (например, на складе перевозчика в пункте отправления).

Данная поставка является «сухопутным» эквивалентом базиса СИФ, т. е. применима для сухопутных и воздушных поставок товара, хотя может быть применима и для водных поставок, т. е. применима для любых способов перевоз­ки, включая смешанную.

Группа Д означает «доставка или прибытие, необходимо поставщику оплатить транспортировку и нести риски до места назначения», включает пять условий доставки.

ДАФ (DАF). Продавец обязан поставить неразгруженный товар, очищенный для экспорта, в распоряжение покупателя в согласованный в контракте срок, в согласованный пункт (место) на границе.

Под термином «граница» понимается любая граница, включая и границу стра­ны назначения. В этой связи необходимо точно оговаривать пограничный пере­ход или место на соответствующей границе.

Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на по­купателя с момента передачи товара в его распоряжение в согласованном пункте поставки на границе.

Данная поставка предназначена для применения при перевозке товара по же­лезной дороге или автодорожным транспортом, т. е., когда товар поставляется до сухопутной границы.

ДЕС (DES). Продавец обязан за свой счет в установленный в контракте срок доставить товар в согласованный порт назначения и предоставить его в распо­ряжение покупателя па борту судна в обычном пункте разгрузки (например, на грузовом причале) таким образом, чтобы была возможность переместить товар с судна разгрузочными средствами, соответствующими характеру товара.

Расходы по выгрузке товара и по его таможенной очистке для импорта несет покупатель. Все риски по доставке товара в порт назначения несет продавец.

Данная поставка используется только при морских перевозках и перевозках внутренним водным транспортом.

ДЕК (DEQ)). Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на при­чале (пристани). Он несет расходы по доставке товара в порт назначения плюс рас­ходы по выгрузке товара и расположению его на причале (пристани). Продавец за свой счет представляет покупателю документы, необходимые для того, чтобы покупатель мог принять поставку товара и вывезти его с пристани.

Импортная таможенная очистка товара и получение импортной лицензии, как и при ДЕС, осуществляется покупателем.

Данное условие поставки применимо при морских перевозках и перевозках внут­ренним водным транспортом.

ДДУ (DDU). Все обязанности продавца считаются выполненными с момента поставки товара в поименованный пункт в стране назначения.

Продавец оплачивает все расходы по доставке товара и все риски по утрате, хищению и пр., связанные с доставкой товаров. Все обязанности продавца считаются выполненными с момента поставки товара в поименованный пункт в стране назначения. Все расходы по оплате ввозных таможенных пошлин лежат на покупателе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: