Лекция 3. Юридическая этика: особенности и специфика

Жестокость.

Летописи VI века изображают самыми черными красками жестокость славян в рассуждении греков; однако это вполне естественно для военных противников, тем более, что сами греки озлобленные частыми нападениями безжалостно терзали славян, которые попадали им в руки и которые сносили всякое истязание с удивительной твердостью, без вопля и стона:”Умирали в муках и не ответствовали ни слова на расспросы врага о числе и замыслах войска их”(Там же, С.40)

Говоря о жестоких обычаях славянских этого периода добавим, что мать имела право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына. Кроме того. дети имели право умертвить родителей, обремененных старостью и болезнями, тягостных для семейства и бесполезных для соплеменников. однако, к родителям вообще они относились с почтением и всегда пеклись об их благосостоянии.

Интересные факты связаны с положением женщины в славянском обществе. Вступая в брак, они должны были доказать свою девственную непорочность и соблюдали обет верности. После смерти супруга славянки добровольно отправлялись на погребальный костер. Живая вдова бесчестила семейство. Мужья считали жен совершенными рабами, не позволяли им ни перечить себе, ни жаловаться; обременяли их трудами, заботами хозяйственными и воображали, что супруга, умирая вместе с мужем, должна служить ему и на том свете.

Соотношение понятий «мораль», «нравственность», «этика»

и «профессиональная этика»

Напоминаю, что этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль. Этика изучает сущность морали, ее происхождение, функционирование и эволюцию в обществе. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семье и т.д. Отсюда большое количество прикладных, практических отраслей этики.

Одна из нихпрофессиональная этика – это совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Становление профессиональной этики связано с разделением труда и выполнением людьми общественных трудовых функций, зародившихся еще в рабовладельческом обществе. Именно в этот период возникают нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, «Клятва Гиппократа» в медицинской практике и другие профессионально-этические кодексы, регулирующие отношения работников к своим профессиональным обязанностям. Однако первые профессионально-моральные кодексы возникли намного позже, в XI – XII вв., в условиях становления средневековой цеховой организации труда.

Профессиональная нравственность является конкретизацией общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности в рамках той или иной профессии. Другими словами, ее существование обусловлено особенностями трудовой деятельности человека (спецификой труда, корпоративными интересами и т.д.). Люди, выполняющие в обществе одинаковые функции, в процессе своей деятельности вырабатывают и единые нравственные нормы, смысл которых заключается в эффективном содействии решению профессиональных задач.

Следует особо отметить, что профессиональная этика складывалась в таких видах деятельности, объектом которых являлся человек, работа с людьми, отличающаяся неповторимостью ситуаций, противоречиями и трудностями, которые обязательно надо своевременно преодолевать и решать. Например, нельзя не учитывать специфики и своеобразия деятельности и характера отношений между людьми таких профессий, как врач, учитель, юрист, где функции профессиональной деятельности объективно порождают особые нравственные требования, нормы, оценки, регулирующие возникающие взаимоотношения.

Именно поэтому в этике существует понятие «нравственность труда», подразумевающее как отношение к труду, так и нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. В обществе существует представление о морали, скажем, врача, педагога, сотрудника полиции, юриста.

Определяющая роль общей морали по отношению к профессиональной выражается в следующем:

- общественные отношения и сознание определяют нравственное содержание профессиональной деятельности;

- общая структура морали определяет и структуру профессиональной морали, где сознание, отношения и нравственная деятельность наполняется лишь специфическим содержанием;

-общие функции морали (регулятивная, познавательная, воспитательная и др.) присущи и профессиональной морали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: