Статистика потребления исследует в качестве объекта только услуги, которые оказываются населению и удовлетворяют потребности человека

Сопоставление фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем дает возможность определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Соответственно, коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре будет иметь вид:



Так как динамика общего и среднедушевого потребления исследуется с помощью индексов, то по отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

1) общего объема потребления i-гo товара:


Разница между числителем и знаменателем индексов демонстрирует абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-гo товара:


Для определения как общего, так и среднедушевого потребления отдельных услуг населением чаще всего используется их стоимостная оценка, тем более если речь идет о платных (рыночных) услугах.

Определить обеспеченность населения услугами можно посредством сравнения фактического потребления услуг в среднем на душу населения с нормативным его значением:


При необходимости используется среднее нормативное потребление:


Индексы потребления отдельных видов услуг строятся идентично индивидуальным индексам потребления товаров:


2) в расчете на душу населения:


где iN индекс среднегодовой численности населения.

При этом необходимо обеспечить сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах для определения динамики физического объема их потребления при погашении влияния цены. Достичь этого можно при прямом использовании сопоставимой (базисной) цены либо при пересчете стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода. Таким образом, применяется метод дефлятирования.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (КПО) в агрегатной форме исчисляется путем сопоставления стоимости фактического потребления этих товаров и услуг (∑ q x p и ∑ S x t) со стоимостью их нормативного набора (∑ q x p и ∑ SH x t):


Где p – цена товара;

q – количество фактически потребленных товаров;

S – количество фактически потребленных услуг;

t – фактический тариф за определенную услугу;

qH норматив потребления определенного товара в расчете на душу населения;

SH – норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;

N – средняя численность населения за период.

При определении стоимости нормативного набора учитываются нормы потребления в среднем на душу населения, т. е. нормы, составляющие нормативный потребительский бюджет, а также численность населения.

Стоимость общего недопотребления товаров и услуг в сопоставлении с нормативным его уровнем устанавливает разность числителя и знаменателя КПО. Возможно, что потребление одних товаров и услуг может быть компенсационно зачтено другими.

Однако результатом этого является искажение истинной величины недопотребления. Исходя из этого производится расчет показателя удовлетворения потребностей на душу населения:


К тому же каждое фактическое потребление товаров и услуг учитывается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, сравнительным значением КПД будет 1,0. Разность величин числителя и знаменателя КПД представит реальный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом. Сопоставив этот размер с результатом предыдущего расчета недопотребления на основе КПО получим величину возможных компенсационных зачетов в потреблении.

Значительной задачей статистики является изучение структуры потребления населения. Так как у каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления, то выделяются следующие виды расходов: продукты питания, непродовольственные товары, алкогольные напитки, оплата услуг.

Для того чтобы оценить различия в структуре потребительских расходов, применяют интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):


где V1 и V0 доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.

Данный показатель будет равен нулю, если сопоставляемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сопоставляемые структуры полностью изменились, т. е. 0 ≤ KS 1. Его можно использовать и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, определенных дифференциацией доходов населения. В данном случае анализируемый коэффициент определяется по следующей формуле:


где Vi Vj– – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

i и j – номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

Объем потребляемых населением в 2006 г. товаров и услуг, в том числе и продукты питания и лекарства, в несколько раз превышает объемы предыдущих десятилетий. Ежегодно в канун новогодних каникул рынки, торговые центры и магазины примерно 100 крупных российских городов (2/3 населения страны) переполнены покупателями. Число россиян, отдыхавших за рубежом в 2005 г., превысило 10 млн человек, хотя этого не могут себе позволить ни жители Бразилии, ни Мексики – стран, которые нередко ставятся в один ряд с уровнем экономического развития России. В 2006 г. россияне имели уже более 30 млн автомобилей, что говорит о всеобщей автомобилизации, – явлении, подтверждающем значительное улучшение жизни людей, а число пользователей мобильных телефонов превышает 80 млн человек. К примеру, в 2004 г. россияне-покупатели приобрели около 2 млн легковых автомобилей (в том числе подержанных на вторичном рынке), заплатив за них 16 млрд долл. США К тому же если в 2002 г. на долю среднего класса приходилось в лучшем случае 40% покупок автомобилей, то в 2005 г. – около 60%, причем как в натуральном, так и в стоимостном выражении. За прошедшие 10 лет в России построено жилья – муниципального, частного, загородного – больше, чем за 3 предыдущих десятилетия[50]

Впервые с 2001 г. в РФ в 2004 г. ускорился рост цен на продовольствие, для сравнения: на мясо на 8,9% в 2003 г. и на 19,6% в 2004 г. Но в то же время цены на непродовольственные товары и тарифы на платные услуги в 2004 г. росли медленнее, чем в 2003 г. Исключением был бензин, который подорожал на 31,3% в 2004 г., что в 2 раза больше его подорожания за 2003 г.(см. табл. 7)




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: