Соотношение денежных доходов и расходов семьи, которое характеризует сформировавшийся уровень жизни разных групп населения, представляет все доходы по источникам образований и расходы по их направлению, а также источники и масштабы покупок продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Соответственно, потребительский бюджет является одним из наиболее значимых показателей статистики потребления населения и в целом уровня жизни.
Потребительский бюджет – бюджет населения, таблица доходов и расходов населения за определенный период времени, чаще всего за месяц и год, к тому же представляющий собой интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.
Для обоснования социальной политики государства (в том числе установления размеров пенсий, пособий, стипендий и т. д.) рассчитываются следующие потребительские бюджеты:
1) средний нормативный;
2) фактический средний;
3) минимальный.
Минимальный потребительский бюджет позволяет определить минимум заработной платы, который в данных экономических условиях необходим для удовлетворения основных материальных и духовных потребностей населения, необходимых для восстановления его сил, поддержания активного физического состояния и нормального воспроизводства. Естественно, его величина многообразна в зависимости от природно-климатических условий обитания, пола и возраста члена общества, но что неизменно – это обеспеченный уровень минимального потребления для человека. Размер данного бюджета в отличие от физиологического минимума постоянно меняется как по сумме, так и составу включаемых товаров и услуг, что определено совокупным уровнем жизни населения, экономическим формированием общества и нуждами самого человека. Как правило, минимальный потребительский бюджет состоит из дешевой обуви и одежды, продуктов питания, по очень низким ценам, минимума услуг. Но обязательно должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, определенный минимальными его нормами.
Найти и измерить минимальный потребительский бюджет помогают следующие подходы:
1) абсолютный;
2) относительный;
3) субъективный.
При абсолютном подходе определяется величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, устанавливающихся нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. Прожиточный минимум определяет минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы гигиены, жилищно-коммунальные услуги и т. п.). При относительном подходе рассчитывается минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом согласно фактически сложившемуся потреблению в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов определяется путем опроса общественного мнения[51]
Система нахождения прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) включает:
1) разработку потребительской корзины, которая представляет собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей;
2) определение весовых коэффициентов для каждого товара или услуги в составе потребительской корзины (q Н0РМ);
3) вычисление стоимости потребительской корзины на основе ежемесячной регистрации цен на товары и тарифов на услуги (∑ q Н0РМ. х pi);
4) формирование структуры прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета, т. е. соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;
5) нахождение величины ПМ или МПБ[52].
Содержание минимального набора определяется с учетом:
1) научных советов по минимальным объемам потребления товаров и услуг, нужных для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
2) фактического объема потребления в малоимущих семьях;
3) состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;
4) объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями[53].
В порядке повышения уровня удовлетворения потребностей человека появляется бюджет высокого достатка, который дает возможность более высокого уровня потребления, рассчитанного на расширенное воспроизводство и соответствующее удовлетворение потребностей члена общества.
Бюджеты всех типов составляются на базе одинаковых статей расходов, отличающихся разнообразной наполняемостью. Что продемонстрировано отдельными примерами в таблице 8.
В состав потребительского бюджета входят предметы длительного пользования (например, верхняя одежда, бытовые приборы, жилье и т. п.) с учетом срока их износа или срока пользования. Например, 5 лет будет составлять срок износа зимнего пальто, соответственно в годовом размере потребительского бюджета учитывается 1/5 доля от стоимости пальто, а в месячном размере потребительского бюджета – 1/12 доля от годовой стоимости.
Система потребительских бюджетов дает возможность выделить группы населения, которые качественно отличаются по уровню текущего потребления:
1) малообеспеченные: с денежными доходами ниже прожиточного минимума;
2) низкообеспеченные: с денежными доходами от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета;
3) относительно обеспеченные: с денежными доходами от минимального потребительского бюджета до бюджета высокого достатка;
4) обеспеченные и богатые: с денежными доходами больше бюджета высокого достатка.
Разрабатывается вся система потребительских бюджетов во Всероссийском центре уровня жизни (г. Москва), а величина прожиточного минимума для региона определяется и устанавливается органами исполнительной власти на основе нормативно правовой базы. Здесь главным документом является ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В целом прожиточный минимум по РФ предназначен для:
1) оценки уровня жизни населения;
2) обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий (Правительством РФ поставлена задача поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума);
3) формирования федерального бюджета (п. 1 ст. 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»).
В субъектах Федерации прожиточный минимум наравне с функциями оценки уровня жизни населения и формирования бюджетов субъектов, исполняет роль критерия для оказания необходимой государственной социальной помощи.
Следовательно, прожиточный минимум, с одной стороны, представляет собой минимальный социальный стандарт (нижнюю ступень в системе потребительских бюджетов), а с другой – эффективный инструмент оценки уровня жизни населения.