double arrow

Неналоговые поступления

2

Пошлина — это налог на товары, которые перемещаются через таможенную границу Украины. Пошлина на товары, которые ввозятся субъектами предпринимательской деятельности, рассчитывается на основе общего объема импорта торгового баланса, который разрабатывает Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. При этом необходимо учитывать существующие тенденции относительно динамики и структуры импорта.

Акцизный сбор из отечественных товаров вычисляется на основе прогнозных объемов производства подакцизных товаров и ставок акцизного сбора за каждым видом продукции, а также прогнозного курса гривни к евро и с учетом льгот, определенных действующим законодательством.

Налог на добавленную стоимость является наиболее значительным за величиной в доходах бюджета. Его удельный вес в течение всего периода функционирования составляет около четверти доходов бюджета. Это один из важнейших экономических инструментов перераспределения доходов юридических и физических лиц, а также бюджетов разных уровней.

Отчисление на геологоразведочные работы является формой реализации экономического механизма возмещения расходов на поиски и разведку полезных ископаемых, выполненных за счет Государственного бюджета, и создания источника средств для финансирования последующих работ, направленных на воссоздание и развитие минерально-сырьевой базы Украины.

Плательщиками платы за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, которые осуществляют добычу полезных ископаемых.

Платежи за использование природных ресурсов. Плата за специальное использование лесных ресурсов является формой реализации экономического механизма стимулирования охраны, защиты, рационального использования, а также финансового обеспечения воссоздания лесов.

Налог на доходы физических лиц — один из основных экономических инструментов перераспределения доходов граждан и форм мобилизации их в бюджете. Планирование налога осуществляется на основе макроэкономических показателей по фонду потребления, которые разрабатывает Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. Прогноз фонда оплаты труда осуществляется Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции

Украины в территориальном (областному) разрезе за такими налогоплательщиками:

— работникам производственной сферы государственного сектору экономики (без сельского хозяйства);

— работникам сельского хозяйства (государственная форма собственности);

— работникам хозрасчетных учреждений непроизводственной сферы;

— работникам кооперативов, малых предприятий.

Сумы поступлений налога определяются исходя из прогнозного фонда оплаты труда за плательщиками налогов и ставки налога.

Налог из владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. В основу расчета налога положены ожидаемые поступления налога в проходящем году с учетом имеющейся тенденции роста количества автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. При этом учитываются льготы, предусмотренные Законами Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы», «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонных лет в Украине», а также льготы для предприятий автомобильного транспорта общего пользования, учреждений и организаций, которые финансируются из Государственного бюджета Украины, а именно: учреждений и организаций Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Службы безопасности Украины, Прокуратуры, сельскохозяйственных предприятий, которые платят 50 % отмеченного налога за трактора колесные, автобусы и специальные автомобили для перевоза людей с количеством мест не менее десяти.

Сумма налога на следующий год определяется во время разрабатывания проектов Государственного и возведенного бюджетов на основании информации Государственной налоговой администрации о фактических суммах поступлений налога в бюджет на дату составления бюджета и ожидаемых сумм поступлений налога до конца проходящего года.

Лесопользователи имеют право осуществлять такие виды специального использования лесных ресурсов:

заготовка древесины во время рубок главного пользования;

заготовка живицы;

заготовка второстепенных лесных материалов (пень, кора, зелень и тому подобное);

побочные лесные пользования.

Планирование и осуществление заготовки древесины во время рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки. Расчетная лесосека — это ежегодная норма заготовки древесины во время рубок главного пользования, которое вычисляется как лесопользование и утверждается для каждого лесопользователя и отдельно за группами пород в пределах групп лесов исходя из принципов непрерывности и неизнурительности использования лесных ресурсов.

В зависимости от размера расчетной лесосеки Кабинет Министров Украины устанавливает ежегодный размер лесосечного фонда. Лесосечный фонд — это запасы древесины, предназначенной для ежегодной заготовки во время рубок главного пользования. Размер платы за специальное использование лесных ресурсов устанавливается на основании лимитов их использования и такс.

Таксы и порядок взыскания платы устанавливаются Кабинетом Министров. Планирование поступлений платы за специальное использование лесных ресурсов осуществляется исходя из выделенного лимита лесосечного фонда и средней ставки платы за древесину с учетом ее индексации.

Плата за специальное использование водных ресурсов устанавливается с целью создания заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности в рациональном использовании и охране вод, воссоздании водных ресурсов. Плата установлена за специальное использование пресных водных ресурсов как общегосударственного, так и местного значения.

Планирование поступлений платы за специальное использование пресных водных ресурсов осуществляется методом прямого расчета, выходя из утвержденных Министерством охраны окружающей естественной среды лимитов использования пресных водных ресурсов, грузоподъемности грузового флота и пасажиро-місткості пассажирского действующих флотов и действующих нормативов платы. При этом ставки платы индексируются в соответствии с прогнозом роста цен в материальном производстве.

Планирование поступлений от платы за специальное использование недр во время добычи полезных ископаемых осуществляется по прогнозу добычи полезных ископаемых и норматива платы. При этом обложенный налогом оборот увеличивается в соответствии с индексом роста цен.

Плательщиками отчислений являются пользователи недр всех форм собственности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, которые добывают полезные ископаемые (в том числе подземные пресные, минеральные и термальные воды) на месторождениях, разведанных за счет средств Государственного бюджета.

Планирования поступлений в Государственный бюджет отчислений на геологоразведочные работы осуществляются на основе прогнозов добычи полезных ископаемых в следующем году и действующих нормативов, утвержденных Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.

Плата за землю внедрена с целью формирования источника средств для финансирования мероприятий по рациональному использованию и охране земель, повышения плодородия почв и развития инфраструктуры населенных пунктов.

Планирование платы за землю осуществляется на основе показателей структуры земельных участков, которые предоставляет Государственный Комитет Украины по земельным ресурсам. Сумма поступлений вычисляется выходя из площади земельного участка соответствующего назначения и средней ставки налога.

Ввиду того, что плата за землю вычисляется и стягивается местными органами власти и преимущественно поступает в местные бюджеты, планирование этого платежа осуществляется на местах методом прямого расчета. Да, сельские и поселковые Советы ведут учет владельцев и землепользователей, земельный участок которых расположен на их территории. Аналогичный учет ведут финансовые органы районных, городских государственных администраций. Это дает возможность с высокой точностью вычислять плановые суммы земельного налога.

Планирование суммы поступлений налога на добавленную стоимость осуществляется на базе прогнозных макроэкономических показателей стоимостной оценки составляющих добавленной стоимости, а также установленных ставок налога. Макроэкономические показатели разрабатывает Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. При этом учитывается совокупность льгот, которые предусмотрены действующим законодательством

Вычисление плановой суммы акцизного сбора осуществляется методом прямого расчета. Для определения прогноза поступлений акцизного сбора используются расчеты в разрезе предприятий и организаций всех форм собственности. Кроме того, министерства и ведомства, подведомственные предприятия которых изготовляют подакцизные товары, предоставляют информацию о прогнозных объемах выпуска указанной продукции.

Прогнозные суммы поступлений налога на промысел, платы за выдачу лицензий и сертификатов (в том числе марки акцизного сбора), платы за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензий на предпринимательскую и профессиональную деятельность определяются на основе данных Государственной налоговой администрации о фактических поступлениях в бюджет указанных платежей и с учетом ожидаемых сумм поступлений до конца проходящего года.

Плановая сумма пошлины рассчитывается на основе середньозваженої ставки, которая вычисляется на основании объема импорта, из которого должна платиться пошлина в году, который предшествует плановому (рассчитывается за прогнозным торговым балансом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины) и ожидаемого поступления импортной пошлины в этом же году.

Заметим, что торговый баланс складывается в долларах США, а потому в случае расчетов в валюте Украины используется прогнозный курс доллара к гривне по данным Национального банка Украины.

Планирование экспортной пошлины осуществляется, как правило, методом прямого расчета в связи с ограниченным количеством и незначительными объемами товаров, которые подлежат налогообложению пошлиной. Сумма поступлений определяется умножением прогнозируемого объема экспорта товаров за каждой позицией на установленную ставку пошлины.

Пошлина на товары, которые ввозятся (пересылаются) гражданами, планируется исходя из объемов ввоза товаров гражданами в неторговом обращении и тенденций относительно их налогообложения (введение или отмена льгот но др.).

Прогнозирование поступления государственной пошлины в Государственный бюджет осуществляется на основании информации Государственной налоговой администрации о суммах ежемесячного поступления этого платежа в бюджет и прогнозные индексы цен на плановый год.

Государственная пошлина, взыскание которой связывается со всеми другими инструментами и действиями, поступает к местным бюджетам. Да, за нотариальные действия, совершенные государственными нотариальными конторами относительно удостоверения договоров отчуждения жилых домов, гаражей, а также другого недвижимого имущества, платится пошлина в размерах к необложенному налогом минимуму доходов граждан.

Учитывая особенности государственной пошлины, которые не предусматривают ведения общепринятого учета плательщиков, прогнозирования суммы возможных поступлений за этим источником осуществляется на основе ожидаемых поступлений за проходящий год с применением необложенного налогом минимума заработной платы и прогнозных индексов цен.

Местные налоги и сборы прогнозируются на стадии разрабатывания проекта Государственного бюджета с целью определения объемов між-бюджетних трансфертов. Прогноз определяется на основе данных Государственной налоговой администрации о фактических поступлениях местных налогов и собраний и тенденций, которые складываются. Учитывая, что местные налоги и собрания поступают к местным бюджетам, конкретные расчеты за каждым налогом осуществляются местными финансовыми органами. В основу расчетов положен принятый порядок взыскания того или другого налога и сбора.

Неналоговые поступления включают в первую очередь рентную плату за нефть и природный газ, который добывается в Украине, разницу в ценах на природный газ, отчисление от платы за транзит газа трубопроводным транспортом через территорию Украины.

Рентная плата введена с целью выравнивания цены на нефть и природный газ, что добываются в Украине, и цены, за которой они импортируются из других государств. Сумма рентной платы определяется на основании прогнозных объемов собственной добычи нефти и газа и действующих ставок рентной платы.

Оптовая цена на нефть, природный газ и рентная плата устанавливается в долларовом эквиваленте в пересчете в гривню за курсом Национального банка Украины.

Разница в ценах на природный газ отечественной добычи — это разница между предельной оптово-отпускной ценой на природный газ для потребителей Украины и ценой собственной добычи с учетом части расходов газотранспортных организаций. Предельная оптовая цена на природный газ, который реализуется потребителям Украины, определяется на основе цены закупки импортированного газа и цены на газ собственной добычи, частичного возмещения расходов на транспортировку газа территорией Украины с учетом налога на добавленную стоимость.

Планирование других видов неналоговых поступлений осуществляется на основе данных Государственной налоговой администрации о фактическом их поступлении на дату составления проекта бюджета, ожидаемого поступления до конца года, а также с учетом тенденций, которые складываются в последние годы.

2

Сейчас читают про: